17 октября студент Керченского политехнического колледжа Владислав Росляков устроил стрельбуи подорвал взрывное устройство в здании учебного заведения, после чего застрелился сам. Погиб 21 человек, около 50 пострадали. Корреспондент РИАМО спросил у психологов, почему подростки становятся преступниками, кто должен бить тревогу, и как можно предотвратить подобные трагедии.
Керченский стрелок не одинок
Трагедия в Керчи сразу же напомнила журналистам о стрельбе в американской школе «Колумбайн» в 1999 году, где 18-летние Эрик Харрис и Дилан Клиболд, увлекающиеся неофашизмом, расстреляли 13 человек, еще 23 были ранены. Подобный шокирующий инцидент произошел в московской школе в 2014 году, тогда десятиклассник застрелил учителя географии и взял в заложники свой класс, после чего убил одного из полицейских.
Только за прошлый год в России произошло около десятка случаев нападения школьников на учителей и одноклассников. В мае 2017 года в Коми 16-летний подросток открыл стрельбу из пневматики по детям в школьном дворе. 5 сентября 2017 года 15-летний ученик школы № 15 из подмосковной Ивантеевки ранил учительницу топором и открыл стрельбу в классе. А 1 ноября третьекурсник московского колледжа Андрей Емельяненко, который так же, как Росляков, был геймером, зарезал преподавателя ОБЖ, выложив селфи в соцсети.
О личности 18-летнего Владислава Рослякова известно не так много. В СМИ отмечают, что он имел разрешение на хранение оружия, а значит, проходил медосмотр, в том числе проверку у психиатра. Во время учебы в колледже он не проявлял агрессию, не имел проблем с законом. Его родители много лет находились в разводе, мать работала санитаркой в онкологическом диспансере Керчи. Она рассказала, что за несколько дней до атаки сын пересматривал видео со стрельбой в различных школах.
По рассказам соседей, Росляков был жестоким и замкнутым мальчиком, постоянно играл в компьютерные игры «стрелялки» и жестоко обращался с домашними животными. Одногруппники рассказали, что Влад был очень тихим студентом, однако своего отношения к колледжу не скрывал. Учащихся там за глаза называл «тупыми» и как-то поделился с приятелем, что хотел бы «перестрелять всех».
Застрелившемуся Рослякову посмертно назначили психиатрическую экспертизу. Помимо этого, следователи проведут медицинские и баллистические экспертизы.
«Игры с оружием – нормальное явление для мальчишек, но и тут стоит обозначать границы – что возможно игре, а что в жизни, какие последствия следуют за определенными действиями. А чтобы это понять, ребенку просто жизненно необходимо обсуждать, анализировать на равных с понимающим взрослым», — говорит психолог Алена Август.
По ее словам, в компьютерной игре у героя множество жизней, и, если что – можно обновиться. Зачастую эта легкость воскрешения и кровавые разборки в игре с большим количеством оружия могут войти в сознание как модель взаимодействия с миром.
Тревожные «звонки» для родителей
Как отмечает клинический психолог из Москвы Ирина Овчинникова, дети, которые постоянно играют в компьютерные игры-стрелялки, действительно имеют иллюзорные представления о жизни и чаще сверстников проявляют агрессию и жестокость.
Если в семье есть проявления жестокого отношения друг к другу или домашнее насилие, это усугубляет ситуацию. «Чаще всего это бывает в семьях, где употребляют алкоголь», — добавила психолог.
Еще один тревожный момент в поведении ребенка – жестокое обращение с животными.
Она напомнила о громких историях, когда из юных живодеров вырастали серийные убийцы. «Бостонский душитель» Альберт де Сальво, который убил 13 женщин, в молодости сажал кошек и собак в ящики и стрелял в них стрелами через щели. Американский серийный убийца Кэрролл Эдвард Коул, совершивший за пять лет 25 убийств, признался, что его первый акт насилия – это задушенный в детстве щенок.
«Если у ребенка нет друзей – это тоже всегда тревожный звоночек», — говорит Овчинникова, отметив, что у Рослякова друзей совсем не было.
По мнению психолога, в случае с Росляковым, скорее всего, имеет место обида и месть. «Что-то произошло в детстве, возможно, что-то сделал отец ребенка, и эту накопленную обиду он впоследствии перенес на сокурсников и учителей», — предполагает собеседница агентства.
Родителям психолог рекомендует на раннем этапе обращать внимание на то, на что обижается ребенок, даже если он держит обиду в себе.
«Интровертивных детей видно сразу. Они не смотрят в глаза, уткнулись в пол или в планшет, говорят отрывисто, короткими фразами», — рассказывает специалист.
Родители должны чаще разговаривать с таким ребенком и стараться вникнуть во все его проблемы, призывает эксперт.
По ее словам, тревогу надо бить всем. При этом однокашникам в данном случае приходится сложнее всего, так как в подростковой среде сильна позиция «я не стукач».
Разговаривайте с детьми
Учителя в общеобразовательных учреждениях не могут не замечать девиантное (отклоняющееся от нормы – ред.) поведение учащихся, уверена Овчинникова. Однако, в силу загруженности и большого количества учащихся, педагоги зачастую не принимают меры. «Тем более, в колледжах – там, по сути, учатся уже взрослые люди», — заметила она.
Поэтому, заметив агрессию и жестокость в ребенке, бить тревогу должны прежде всего родители. Детей, которые открыто не проявляют агрессию, школьные психологи, конечно же, не заметят – родителям это видно гораздо лучше.
«В основном на подобные преступления решаются дети ненужные и заброшенные», — говорит психолог. По ее мнению, мать не могла не увидеть жестокость в сыне, и наверняка ей говорили о том, что с ее сыном «что-то не так», однако никаких мер видимо принято не было.
«На мой взгляд, важны системные госпрограммы осознанного родительства, поддерживающие программы для подростков и педагогов, родителей», — добавляет Алена Август.
«Осеннее обострение» и телефоны доверия
Как рассказала руководитель службы «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Анна Ермолаева, совершения терактов, крупные пожары, массовые убийства и другие трагедии обычно провоцируют всплеск звонков.
По ее словам, ежегодно «телефон доверия» принимает около миллиона обращений, причем около половины из них приходится на детей.
«Каникулы заканчиваются, у детей начинается учеба, и, следовательно, разные проблемы», — объясняет собеседница агентства.
Трагедия в Керчи, по мнению специалиста, может заставить родителей задуматься о взаимоотношениях со своими детьми, больше общаться с ними, обращаться к психологам. Самое лучшее – если ребенок обсуждает свои проблемы с родителями.
«Детский телефон доверия» является бесплатным и анонимным. Никто не будет узнавать номер школы, имя – это очень важно для ребенка», — уверяет психолог. Более того, часто дети советуют друг другу обратиться за помощью именно на «телефон доверия».
Обратиться на «Детский телефон доверия» можно по номеру: 8 (800) 200-01-22.
https://riamo.ru/article/317862/sindrom-kerchenskogo-strelka-kak-raspoznat-v-podrostke-potentsialnogo-prestupnika.xl