Политтехнолог, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алёны Августподводит итоги года конкурса управленцев «Лидеры России» и рассказывает об изменении условий конкурса в его завершающей части.
Завершается этап дистанционного отбора. Сколько человек в нем приняли участие?
Вообще зарегистрировались для участия в конкурсе 227 тысяч человек. Более 90 тысяч участников со всей страны и даже из-за рубежа проходили дистанционный этап.
Сколько человек в следующий тур пройдет?
Их будет больше. 3 294 приглашены в полуфинал . Это осознанное решение, потому что в прошлом году, например, в Москве было два полуфинала – это 600 человек. Сейчас в ЦАО будет три полуфинала – 900 человек, в других регионах тоже изменения по допуску в сторону увеличения. Оргкомитет пошел на это решение, потому что хочется не потерять действительно ценных людей.
Как будут проходить полуфиналы?
Будет полный, тотальный ретест всех участников. Это было одним из наиболее обсуждаемых моментов на начальном этапе. Все конкурсанты будут проходить заново тесты, которые проходили дистанционно, чтобы не было никаких сомнений, что это именно те люди, и они достойны проходить в следующие этапы. В прошлом году ретест в присутствии жюри проходили выборочно, только те, кто показал атипичные результаты. Сейчас будут проходить все.
Кроме того, уже до 9 января каждому полуфиналисту нужно написать эссе, состоящее из ответов на вопросы 4 разделов: «Мое образование», «Мой карьерный путь», «Мои перспективы и планы», «Мои решения».
На этапе выхода в финал участники должны реализовывать социально-значимые проекты?
Да. Это обязательное условие. Если раньше социальную ответственность измеряли в ходе полуфинала силами оценщиков, наблюдая, как люди работают в группах, то в этом году, чтобы пройти в финал, добавляется суперусловие — социальный проект. Сергей Кириенко на пресс-брифинге четко сказал, что это не должно быть что-то одномоментное. Проект должен решать какую-то проблему, действительно работать и продолжаться. И это не должно быть «заваливание деньгами», о чем тоже сразу предупредили. Ведь многие из участников неплохо зарабатывают, но проект не должен превратиться в просто финансирование чего-то или кого-то. Проект должен быть жизнеспособным и жить после конкурса.
Если на последнем этапе у участников будут равные шансы, то именно проект может перевесить чашу весов в сторону участия человека в финале — если результаты по всем тестам равны, проект станет именно таким плюсом.
Что важнее при определении финалистов — общий уровень теоретических знаний, большой практический опыт или умение мыслить нестандартно?
Есть совершенно четкие критерии. Уровень теоретических знаний проверяется дистанционно и затрагивает большой спектр наук: история, география и многое другое. Необходим энциклопедический уровень знаний, но не более того, что может знать обычный человек – это не игра в «Что? Где? Когда?» и не экзамен в аспирантуру, но – нормальные знания в области истории, географии, литературы и прочего. Некий тест на адекватность.
На этапе очном – полуфиналы и финал – тоже задаются четкие критерии оценки. Это уже не тесты на знания. Система отсекает людей по уровню общих знаний и способностей на первом этапе, на следующем – остается в принципе говорящая на одном языке публика понятного культурного кода, а далее они начинают работать в группах. Это выполнение групповых заданий, деловые игры. Некоторые из них кажутся несерьезными, но только кажутся, другие очень серьезные и решают конкретные проблемы, например, в регионе или бизнесе. Оценивается, какие идеи предлагает участник конкурса, насколько его решения эффективны, как он может эту идею продвинуть, удержать, услышать других; на что он «заточен» — расталкивать других или он умеет их слышать, может знания компилировать, умеет ли он управлять дискуссией и включаться в общую работу. А в группе же люди разные и все амбициозны. Важно, как они ведут себя, как проявляют, работают в команде. Люди разные. Кто-то может долго сидеть, а потом выдать идею, кто-то негодует и мешает работе, кто-то подходит креативно.
Проблема одна, а люди разные. Им нужно друг друга понять, договориться, найти решение, его обосновать, услышать друг друга. Управленческие навыки — это не только знания и умения. Можно быть умным, восхищаться своим умом и при этом никого не слышать. Кстати, вот такие «умные» чиновники потом выдают такие замечательные перлы, которые потом широко обсуждаются, а «героям» приходится писать заявления об отставке. Важно, чтобы люди умели коммуницировать, решать задачу. В мире технологий умение коммуницировать вживую становится ключевым скиллом.
Такая составляющая, как социальная ответственность – оценивалась и в первом сезоне, но теперь это должен быть реально работающий проект.
Считаю, хорошая задумка. Сейчас более 3000 человек могут войти в полуфинал. Кто-то из них сейчас может принять для себя такое решение, что «дальше этой фигней социальной я не буду заниматься». Но в таких людях и государство не сильно заинтересовано – примером тому сам Президент, который на Госсовет приглашает добровольцев и волонтеров. В данный момент лидер – это еще и человек социальный. Даже решая бизнес-задачи, он понимает, для кого он это делает и просчитывает риски. И эти 3 с лишним тысячи человек вот сейчас уже должны придумать и стартовать свои соцпроекты, потому что проект от акции сильно отличается – протяженностью во времени, основательностью и значимостью результата. Акция – посадить одно дерево, организовать кропотливую работу по выращиванию деревьев детьми по всей стране и обеспечить обратную связь и коммуникации между участниками – это уже проект. Нескромно скажу – я о своем любимом, о проекте «Детки кремлевской елки».
Если попытаться составить усреднённый общий портрет, лидеры России – кто они?
Пытались сделать подобный портрет в прошлом году, но все люди разные, а статистика не показывает реального живого человека. Это большей частью управленцы, топ и минус один топ в бизнесе, есть госчиновники, есть предприниматели, в том числе социальные предприниматели. Больше мужчин, чем женщин. Хотя женщин-участниц в этом году на полтора процента больше, чем в прошлом. В этом году повысилась возрастная планка до 55 лет, появились участники за 50 +, их немного – 2-4 %. Участники – самодостаточные люди, которые в этой жизни уже чего-то стоят, чего-то достигли, из госкорпораций, госучреждений, из собственного бизнеса. Многие получили 2-3 образования, есть кандидаты наук. Возможно, их решение пойти в «Лидеры России» продиктовано желанием открыть для себя новые возможности. Это один вариант. Второй (по опыту прошлого года) – проверить чего ты действительно стоишь. Потому что одно дело, когда тебе об этом говорят подчиненные, друзья и семья, другое дело — оценка со стороны, независимая экспертиза на общих условиях, где неважно, чей ты начальник или подчиненный. Часто жизнь идет по накатанной – со школы, университета и далее, и ты уже не знаешь ты это или нет, а какой ты на самом деле. И вот проявить и узнать себя можно как раз в этой схватке с сильными противниками, ничем тебе не уступающими.
Уже можно делать какие-то выводы? Отличия от прошлого года — очевидные или яркие вещи?
Конкурс развивается, но люди и страна одни и те же, только есть нововведения по зарубежным участникам, да и опыт первого сезона помог многим поверить в саму идею социального лифта и серьезность конкурса. Скорее, это та категория людей, схожих по возрасту, категории и полу, которая составляет портрет такого (для меня) правильного человека, который в жизни уже состоялся и ему хочется большего, причем не только для себя, а для страны, для мира. Этот же конкурс не про то, чтобы бабки зарабатывать, а про то, как страну развивать. Поменял ты одну машину, другую, а дальше что? Космический корабль? А хочется, как это не банально звучит, оставить след в истории.
Можно уже сейчас, перед Новым Годом подвести какие-то итоги конкурса?
В этом году большая активность, и это показатель успешности, состоятельности прошлого сезона. Люди поверили, пошли, увидели результаты, победителей на должностях и на определенных позициях, увидели силу этого сообщества удивительных участников. Были флеш-мобы в интернете, когда победители рассказывали о том, как изменилась их жизнь после конкурса. Это тоже сильно повлияло на мотивацию.
А дальше увидим. По-разному активны регионы, как всегда активны ЦФО, Приволжье. Не особо активен Северный Кавказ. Сейчас думают о том, что важно не механически определять количество представительства от округа, а чтобы представительство людей, прошедших через это узкое горлышко, давало уровень качества. Нет задачи, чтобы в каждом округе стало определенное количество победителей. Нет уравниловки. Конкурс проводится жестко и для того, чтобы отобрать интересных людей, дать им новые возможности, и чтобы с такими в стране можно было работать. Это идеальная задача. И нет предела совершенству.
http://www.prisp.ru/opinion/1516-avgust-ob-itogah-goda-konkursa-lidery-rossii-3112