Перейти к содержанию

BFM Тrash без угара: мусорная катастрофа и мусорные войны по всей России

По данным «Гринпис», за год каждый россиянин выбросил около 400–500 кг мусора. В целом это составляет около 70 млн тонн мусора.

Из этого объема обработке подвергаются лишь около 1,5 млн тонн. Остальной мусор отправляется на полигоны, против появления которых активно протестуют жители ближайших поселений. В стране более 14 тысяч крупных свалок. Их площадь составляет около 6 млн гектаров. Если в будущем мы не начнем перерабатывать мусор, через 10 лет свалок будет в два раза больше. Как два Азовских моря. И они поглотят нас. Каким видит выход из ситуации, рассказала Бизнес ФМ социолог, политолог Алена Август.

«Во-первых, я считаю, это большая недоработка той группы, что разрабатывала так называемую «мусорную реформу», хотя я даже с названия бы начала. Потому что это не мусорная реформа, это реформа чистоты: другой отношение к отходам, другое отноение к возможности их переработки, потому что всё, что мы называем мусором — это не мусор абсолютно. Это огромный источник возможностей вторичной переработки. Просто есть страны, которые уже 50-60 лет назад озаботились этим вопросом, выстроили перерабатывающие производства, дали поддержку предпринимателям, которые всем этим занимались, налаживали раздельный сбор и сортировку мусора. Почему невозможно не заниматься отходами? По оценкам ученых, если этим не заниматься, уже сейчас землю можно покрыть слоем мусора 50 см, и он прибывает и прибывает. Во время того, как готовилась эта реформа, нужно было подходить грамотно, чтобы готовить к ней также и население. Потому что сложнее всего меняются стереотипы. Если люди привыкли, что у них по раковиной одно мусорное ведро, то им очень сложно перестроиться и поставить как минимум второе. Перерабатывающие производства просят хотя бы не соединять картон с пищевыми отходами. Я была недавно на перерабатывающем завода в Подмосковье, это очень современный завод, и я так и не поняла этого волшебства, когда они все мельчат, а потом у них на 11 все это разлетается, измельченная смесь. Но это же надо, что каждый человек, каждый Иван Иваныч, каждая Марья Иванна поставили у себа по два мусорных ведра, это на самом деле такой слом в мозгах должен произойти! Так вот этим и надо было заниматься 10 лет. В школах организовывать работу с детьми, потому что эти бы дети сейчас выросли и спокойно совершенно восприняли бы эту реформу, они бы понимали — зачем это нужно, как это нужно, и были бы готовы вкладывать часть своих доходов в строительство современных мусороперебатывающих производств и чтобы раздельный сбор отходов заработал»

Уже более полугода жители Архангельской области выходят на многочисленные акции протеста. Требование протестующих — прекратить строительные работы на станции Шиес. Экоактивисты регулярно дежурят у станции Шиес, пытаются противостоять стройке, и намерены придать митингу бессрочный статус. Комментирует Алена Август

«По тому же Шиесу — я не сколько не оправдываю, я понимаю негодованием этих людей, которые живут там в Архангельских лесах, и то, что там сейчас происходит — это реальная. Война. Но ведь они же не знают, как будет выглядеть полигон! Им никто ничего не разъяснил. На самом деле, если бы опять же шла планомерная работа, просветительская, как бы смешно не звучало это слово. Если бы их возили на такие заводы, показывали, рассказывали! На самом деле, по проекту, каким должен быть Шиес, а я видела эти бумаги, эти чертежи, это можно сравнить довольно условно, но с чистотой в операционной. Так столько степеней защиты, что это абсолютно безопасно»

Осенью в поселке Новосемейкино Красноярского района развернулся конфликт, связанный с планами по созданию недалеко от поселка полигона «Северо-Восточный» для коммунальных и промышленных отходов общей площадью почти 10 гектар. В этот проект намерены были инвестировать 174 млн рублей. На данный момент строительство законсервировано. Никто не хочет жить рядом с мусорным полигоном. Но нам куда-то надо девать мусор, правда? Комментирует руководитель НКО «Вторсырье на благотворительность» Александр Кудашев.

«Строительство мусорных полигонов — я не вижу, что это решение, где бы их ни построили, вблизи в любом случае будут жить люди, единственный выход — сортировать мусор и отправлять его на переработку. Но самой системы первичного раздельного сбора у нас нет, нет раздельных баков, никто этим не занимается. Мы пытаемся пропагандировать и внедрять. На последнюю нашу акцию пришло порядка 500 человек на все четыре точки, мы собрали около пяти тонн отходов, которые сдали в переработку, так что прогресс все-таки идет».

Английские экологические активисты в понедельник, 15 апреля, блокировали загруженные транспортные улицы в центре Лондона. Участники лондонских протестов выдвигают три основных требования к британскому правительству: рассказать правду о климатических изменениях, учредить гражданскую ассамблею по надзору за ходом этих изменений и предпринять максимум усилий для того, чтобы сократить до нулевого уровня выбросы углекислого газа в атмосферу. Да, мы отстали от мира минимум на 60 лет.

 

Тrash без угара: мусорная катастрофа и мусорные войны по всей России

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог