Рейтинг «Единой России» снизился после пенсионной реформы, однако рейтинги других партий не повышаются, свидетельствуют результаты опроса «Левада-центра». Популярность «Единой России» упала до 28% c 31% в 2017 году (доля от всех опрошенных). Рейтинги КПРФ и ЛДПР остаются на том же уровне — 11% и 10% соответственно. «Коммунисты России» обогнали парламентскую «Справедливую Россию» — 3% против 2%.
Среди тех, кто определился с выбором для голосования, за «Единую Россию» выступило 44%, за КПРФ — 17% (максимум с 2016 года), за ЛДПР — 16%. «Коммунистов России» и «Справедливую Россию» готово поддержать 4%, «Яблоко» и Партию пенсионеров за социальную справедливость — 2%.
Кроме того, по данным социологов, еще 41% респондентов не знают, за кого голосовать, либо вообще не будут участвовать в выборах. Доля последних достигла максимального уровня с предыдущих выборов в Государственную думу в 2016 году.
«Суммарный процент тех, кто не готов голосовать и не определился с выбором, приблизился к тому, сколько в совокупности готово проголосовать за парламентские партии. Получается, что люди, переставшие поддерживать «Единую Россию», ушли в пассивную массу»,— заявил руководитель «Левада-центра» Лев Гудков «Ведомостям». По его словам, это может сказаться на явке на следующих выборах.
Опрос был проведен 18–24 июля 2019 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1605 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ.
Напомним, за первую неделю июля рейтинг «Единой России», измеряемый ВЦИОМом, упал с 33,6 до 32,2%. Этот результат стал минимальным с января 2006 года. Прежний минимум рейтинга «Единой России» был зафиксирован в конце января нынешнего года. Тогда он составлял 32,3%.
По мнению опрошенных Институтом региональной экспертизы специалистов, «Единая Россия» действительно теряет позиции, однако катастрофы не произойдет. При этом эксперты полагают, что ожидать радикального ребрендинга партии в ближайнее время также не стоит.
По мнению политолога Алены Август, с «Единой Россией» обозримом будущем ничего особо страшного не случится. «Думаю, оппозиционные партии уже достигли своего апогея в опускании рейтинга единороссов. «ЕР» на самом деле расплачивается своим рейтингом за непопулярные решения, которые, тем не менее, было необходимо принять в силу экономических причин. Действующей власти, а «ЕР» ассоциируется с действующей властью, всегда приходится отвечать не только за свои действия, но и за настроения избирателей», — пояснила Август.
Она полагает, что в целом спектр партий будет далее расширяться. «Многопартийность как игрушка демократии забавна, но неполезна, на определенном уровне количество партий становится избыточным и неоправданным ни с точки зрения идей, ни с точки зрения понимания этих идей избирателями. Исследования, которые обсуждались на мероприятиях РАПК, показали показали — уже сейчас людям сложно понять, что на самом деле предлагают им даже самые крупные партии, нет сутевого понимания их идеологических различий», — отметила Август.
Исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов утверждает: у пенсионной реформы оказался слишком длинный хвост.
«Увы, партийцев как и нас, экспертов, стагнация рейтинга ведущей партии не порадовала — партийцев по понятным причинам, а нас — так как мы ошиблись в прогнозах. Мы полагали, что рейтинг постепенно — по мере того, как люди привыкнут к новому пенсионному возрасту и по мере реализации нацпроектов — выправится, но этого пока не происходит», — признал эксперт.
По его словам, по партии власти идет достаточно оживленная дискуссия — что с ней станет после транзита 2024 года. «Очевидно, что вряд ли мы увидим ребрендинг ее в ближайшее время, так как парламентские выборы достаточно близки. Скорее, власть пойдет на некоторые административные меры по трансформации электорального законодательства, нежели пустится в неоднозначную и не гарантирующую спеха операцию по накачке «ЕР», — отметил Данилов.
Он пояснил, что политический истеблишмент в эпоху нового популизма стремительно теряет авторитет: «На фоне дискредитации традиционных институтов представительной демократии растет влияние харизматиков и популистов, а также гражданских движений разного толка. Так что я не вижу особенных позитивных перспектив в тактической глубине для наших партий, хоть бы и для спойлеров типа конторы Сурайкина».
Данилов полагает, что цикл 2019-2024 страна пройдет на высокой политизации, «которую не схватят ни системные, ни антисистемные партии». «Решать будут личности, а не структуры, которые не выходят, как известно, на улицы», — резюмировал эксперт.
Ситуация интересная, поскольку мы видим, что снижение рейтинга «Единой России» — а здесь еще нужно сделать поправку на летний период — не приводит к перетоку голосов к другим партиям, отметил политолог Антон Хащенко. «Если это и кризис партийной системы, о котором сегодня говорят, то касается он всего поля, а не только политических сил, традиционно представленных в парламенте. Иными словами, значительная доля избирателей по каким-то причинам не видит для себя приемлемого политического проекта. Ни среди стандартного набора партий, ни среди так называемой либеральной оппозиции. Соответственно, открывается окно возможностей как для перезагрузки существующих партий, так и появления новых партийных проектов», — заявил эксперт. Что касается электоральных перспектив самой «Единой России», то если мы посмотрим на процент от числа готовых голосовать и определившихся с выбором, окажется, что она продолжает доминировать и в условиях удачных избирательных кампаний вполне может претендовать на большинство в законодательных органах власти, резюмировал Хащенко.
http://irex.group/articles/edinaya-rossiya-obnovila-antirekord-populyarnost-partii-padaet-no-radikalnogo-rebrendinga-zhdat-ei-ne-stoit?fbclid=IwAR2CRoVQycGEjt9jMBNMgWs8FVWrnvXLLhrbSBmkUqQqUCb4WhYVJ4Mb84w