Смена власти на любом уровне (страна, регион, город) — это в той или иной степени стресс. Ломается привычное положение дел, рвутся старые связи, контакты, договоренности, появляются новые люди со своим походом к тому или иному вопросу.
Поэтому грядущий уход Владимира Быкова с поста спикера Законодательного Собрания — событие не только (и не столько) политическое, но в той же мере и экономическое и социальное, поскольку коснется практически всех сфер жизни области…
Эхо суда
Слухи о том, что Владимир Васильевич «вот-вот» покинет свой пост, возникали едва ли не с первых дней его назначения председателем ЗСКО. К человеку, удобному далеко не для всех, прямолинейному и гнущему свою линию (а как же иначе — генерал армии), то и дело возникали претензии. Но, как правило, шум быстро затихал и Быков продолжал спокойно рулить безмятежной работой Заксобрания.
Спокойствие закончилось с началом резонансного процесса по делу парка Победы. С подачи следствия стали всплывать события «давно минувших дней», когда решался вопрос о смене функциональной зоны участка, что дало бы возможность строить здесь жилые здания. Многие свидетели прямо показывали на Быкова, как на активного лоббиста компании-интересанта (ООО «КЗОРС» Леонида Яфаркина). В то время герой публикации был главой города.
До его ожидаемого допроса на суде дело, впрочем, не дошло (что, надо признать, довольно странно), однако волна пошла, и остановить ее оказалось невозможно.
Оживилась парламентская оппозиция, представители которой (не все, но многие) заявили о нежелании работать под руководством Быкова. Звучали разговоры о «репутационных потерях» для Заксобрания и «офицерской чести», наличие которой должно подвигнуть спикера на уход с должности. Поскольку все происходило во время парламентских каникул, никаких резких телодвижений не было. Все завертелось после сентябрьского пленарного заседания.
В начале минувшей недели вслед за слухами о возможной отставке Быкова появилась и официальная информация. Ее «Бизнес Новостям» озвучил руководитель пресс-службы ОЗС Павел Караваев:
— В связи с переходом на другую работу Владимир Васильевич покидает пост председателя Законодательного собрания Кировской области.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий спикера (равно как и Быкова в качестве депутата) будет решаться 24 октября. На этом же заседании назначат исполняющего обязанности председателя.
Кто после?
При всем богатстве выбора (в Заксобрании — 54депутата) реальных претендентов на кресло спикера не так и много. Одних вполне устраивает нынешняя работа, у других отсутствуют политические амбиции такого серьезного уровня.
В фаворитах — Владимир Бакин (один из самых возрастных и авторитетных депутатов), Роман Титов и Владимир Костин (нынешние вице-спикеры), Герман Гончаров, Сергей Мамаев, Федор Сураев.
Вполне вероятен вариант, при котором оппозиционные партии выдвинут на выборы председателя Заксобрания единого кандидата.
— Его победа пойдет только на пользу. Спикер, представляющий оппозицию, и депутатский корпус, где большинство у «Единой России», будут мотивировать друг друга к принятию нужных для региона законов. В то же время будет взаимный контроль, что тоже важно, — говорит вице-спикер Владимир Костин. — Вообще присутствие во власти представителей оппозиции — абсолютно нормальное явление. За нами тоже стоят избиратели (и их немало) со своими запросами, пожеланиями, видением жизни в области, и их мнение нельзя игнорировать.
К слову, регионы, где в парламентах «рулит» оппозиция, не редкость. Наглядный пример — Законодательная Дума Хабаровского края, где и руководство, и значительная часть депутатов — из ЛДПР. Не имеет большинства «Единая Россия» в Законодательном Собрании Иркутской и Ульяновской области, а также Забайкальского края и в Верховном Совете Хакасии.
Впрочем, учитывая ее доминирующее положение в ЗСКО, вариант, о котором говорит Костин, маловероятен, и новым спикером вновь будет представитель «партии власти».
В этой связи актуален другой вопрос — а настолько ли значима и самостоятельна фигура председателя Заксобрания, чтобы за нее биться? По мнению руководителя Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгения Семенова, основные политические и экономические ресурсы сосредоточены в руках исполнительной власти. Поэтому спикер регионального парламента зачастую воспринимается чем-то вроде заместителя губернатора по работе с депутатским корпусом и не является самостоятельной политической фигурой.
Еще одна вакансия
Помимо кресла спикера, Быков покинет и должность секретаря регионального отделения «Единой России», которую занимал пять лет. 14 октября руководитель исполкома Кировского регионального отделения Сергей Предко прокомментировал предстоящие кадровые изменения, рассказав, что ежегодная конференция запланирована на 8 ноября, и вопрос ротации в руководстве будет одним из основных.
Вячеслав Тимченко, представляющий область в Совете Федерации, назвал это естественным процессом, поскольку, по его словам, в партии ежегодно меняется до 10% руководящего состава.
В принципе, грядущие перестановки вполне вписываются в концепцию обновления кадров, которую в июле озвучил председатель «Единой России» Дмитрий Медведев. Причем, по его словам, перемены начнутся как раз с регионов.
Осенью пост секретаря реготделения «ЕР» в Приморском крае покинула Людмила Талабаева, став, по всей вероятности, «первой ласточкой» будущих перемен. Эстафету подхватила Кировская область.
Кто же заменит Быкова? Один из вариантов — губернатор Игорь Васильев. С этим не согласен кировский политолог Дмитрий Ильин, который считает, что для главы региона избрание секретарем отделения может нести риски.
— Изначально «Единая Россия» в Кировской области не обладает сверхсильными позициями, плюс есть общероссийские процессы. Может произойти так, что Васильев станет секретарем, а результаты ухудшатся. Это риск, и не очевидно, что Васильев сам захочет возглавить реготделение, — считает Ильин.
Жизнь после политики
Последний вопрос — чем же теперь займется Быков? Есть подозрение, что разговоры о «переходе на другую работу» — для отвода глаз. Владимиру Васильевичу — 66 лет. Возраст не критичный, но и к новым свершениям не располагающий. Идти на понижение едва ли позволят амбиции — все-таки столько лет на руководящих должностях. Бизнес? Социальная сфера? Тоже едва ли. Почему бы просто не уйти на отдых? Пенсионный возраст достигнут, выходное пособие наверняка будет достойным. Если так, то порадуемся и по-доброму позавидуем…
МНЕНИЯ
Алена Август, политический консультант, эксперт «Российской Ассоциации по связям с общественностью»:
— Несомненно, в «Единой России» сейчас будут перестановки, в нескольких регионах они уже начались. Это результат анализа результатов прошедшего единого дня голосования. Что касается Владимира Быкова, ему достаточно долгое время удавалось занимать руководящие посты в региональном отделении партии. Сейчас, видимо, ситуация вокруг имени этого человека набрала критическую массу: ни Законодательное собрание, ни сама партия «Единая Россия» не хотят лишних рисков.
С другой стороны, надо помнить и о политике партии власти, направленной на обновление руководящего состава региональных отделений. В Кировской области выборы в Законодательное собрание проходят одновременно с выборами в Госдуму, это произойдет и в 2021 году. Думаю, если бы выборы проходили в разное время, шаг со сменой руководящего состава реготделения все равно был бы сделан. С точки зрения политтехнологий это закономерное техническое решение.
Конфигурация политических сил в регионе сейчас довольно сильно меняется по нескольким причинам: сменился губернатор, изменилась проблематика на уровне федеральной повестки, приходят новые свежие политические акторы. Хотя в Кировской области наблюдается некоторая династийность: если посмотреть на состав представителей в Госдуме, законодательном собрании, гордуме, некоторые фамилии встречаются слишком часто.
Один из возможных вариантов, который стоит обсуждать, — когда региональное отделение возглавляет губернатор. Сейчас такие возможности обсуждаются на федеральном уровне. Назначение либо не назначение главы региона на пост руководителя секретаря реготделения партии будет зависеть от его рейтинга. Есть мнение, что нужно назначать свежеиспеченных губернаторов, еще облеченных высоким позитивным рейтингом доверия. А вот по поводу губернаторов, уже выполняющих свои обязанности в течение длительного времени, будут вопросы: сохранился ли у них рейтинг доверия, обеспечивший им прохождение на пост губернатора, либо он уменьшился, либо исчез.
Евгений Семенов, руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества:
— Принципы президентской республики в отличие от парламентской таковы, что глава представительного органа власти, тем более на региональном уровне, всегда будет фигурой менее влиятельной, зависимой, нередко – номинальной. Обычно это креатура главы субъекта, готовая во всем следовать его указаниям. Но в распоряжении спикера все же есть некоторые ресурсы. Это, как правило, партийные ресурсы. Глава регионального органа представительной власти нередко является лидером регионального отделения партии «Единая Россия». Этого достаточно, чтоб составить серьезный противовес губернатору. Например, в 2004-2005 году спикер Законодательного Собрания Нижегородской области Евгений Люлин, опираясь на ресурс РО «Единой России», которое он возглавлял, создал серьезную оппозицию губернатору-коммунисту Ходыреву и дело закончилось отставкой последнего.
Отсутствие реальных ресурсов у региональных спикеров иногда приводит к тому, что они проявляют совершенную беспомощность в решении политических вопросов. Так, в 2016 году крупный бизнесмен, экс-глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин выиграл выборы и Законодательное Собрание Нижегородской области и, опираясь на «преданных» ему депутатов, три раза срывал первое заседание областного Законодательного собрания, организовывая «отсутствие кворума». При этом действующий спикер – Евгений Лебедев — был бессилен повлиять на ситуацию и даже заявил, что уходит в отставку. В историю вмешались федеральные органы власти, в регионе был сменен губернатор, Олег Сорокин вскоре оказался в местах не столь отдаленных, а Лебедев по прежнему «никому не мешает» в качестве регионального спикера.
Таким образом, основные ресурсы, которыми может располагать региональный спикер, оказывая влияние на региональную политику, немногочисленны. В первую очередь это партийный ресурс, при условии, что спикер является реальным, а не номинальным партийным лидером. Иногда личный финансовый ресурс и политический ресурс — поддержка федеральных и региональных органов исполнительной власти. Последний ресурс является наиболее важным и может совершать чудеса, делая из актеров второго плана настоящих звезд. Например, Александр Усс, более 20 лет руководивший Законодательным Собранием Красноярского края, в 2017 году стал губернатором. Но это скорее исключение, чем правило.
http://bnkirov.ru/articles/42028