Избирательная кампания 2020 года в Новосибирской области будет конкурентной с запросом не столько на партийные бренды, сколько на новые идеи, смыслы и конкретные дела. Коррективы в ход избирательной кампании внесут новые технологии: диджитализация процессов и новое позиционирование кандидатов. Об это политики и политические консультанты говорили на конференции ИПиТ в Новосибирске.
В прошлую пятницу, 22 ноября, в Новосибирске прошла конференция, организованная «Институтом политики и технологий», — «Политический сезон-2020 в Новосибирской области: главные тренды и перспективы». В ней приняли участие эксперты в области pr, политического консалтинга, социологи, журналисты, представители общественности, а также новосибирские политики.
На конференцию собрались участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Алтайского и Красноярского краев, а также Бурятии. Сначала обсуждение проходило в формате двух страт-сессий: «Политический сезон-2020: расстановка партийных сил перед выборами в Законодательное собрание Новосибирской области и совет депутатов Новосибирска» и «Технологические тренды современных избирательных кампаний на примере выборов в регионах России». «Технологическая сессия» проходила в закрытом для СМИ формате. Затем обмен мнениями продолжился на пленарном заседании.
О важности политической идентификации
Участники «политической сессии» сошлись во мнении, что избирательная кампания в 2020 году в Новосибирске будет острой и конкурентной. Напомним, что осенью 2020 года в Единый день голосования жители Новосибирской области выберут депутатов законодательного собрания, а новосибирцы также проголосуют за новый созыв городского совета. Заведующая кафедрой политологии Алтайского государственного университета (Барнаул) Ярослава Шашкова отметила, что в складывающейся ситуации запрос будет не столько на партийные бренды, сколько на новые идеи, проекты, конкретные дела, которых в ходе прошлых выборов мэра Новосибирска было крайне мало.
«Избиратель будет критично и четко оценивать кандидатов. Особенно инкумбентов, потому что просто так избраться, потому что он тут уже был в прошлом созыве, вряд ли получится. Персонификация кампании вырастет с переходом горсовета на мажоритарную систему округов. Частично согласна с мнением, что основная борьба развернется между «Единой Россией» и КПРФ. Однако я не согласна с мнением, что у других партий в Новосибирске нет шансов. Мажоритарная система позволит проявить себя и другим силам. Я не согласна с мнением, что КПРФ сможет аккумулировать протест. Пакт «Локтя-Травникова» в данном случае сделает только хуже», — указала Ярослава Шашкова.
Два других участника страт-сессии, доцент кафедры политических наук и технологий Сибирского института управления РАНХиГС Надежда Пономаренко (Новосибирск) и политтехнолог Максим Горносталев (Омск) не смогли согласиться с другим тезисом Ярославы Шашковой, озвученным на конференции.
«Я не согласна с мнением, что эти выборы можно выиграть, высушив явку и приведя свой электорат. Я не согласна с тем, что программы не читаются и смысл их потерян. На мой взгляд, такой подход стратегически неверен», — отметила Пономаренко.
«Программа – это не анархизм. Программа – это порядок действий. Она жизненно необходима для каждого: для политической партии, для кандидата. Я согласен с тем, что ничего хорошего в пакте «Травникова – Локтя» перед выборами в горсовет и заксобрания нет. Избиратели не будут воспринимать КПРФ как оппозицию, партия станет частью правящей элиты. В тоже время, у нас образуется значительная часть населения, которая не охвачена влиянием существующих политических сил. «Единая Россия» стала, скорее, правой партией, а не центристской, есть левые – КПРФ. Но есть запрос и на третью политическую силу, равную по силам ресурсам первым двум. И предстоящие выборы покажут, насколько он будет реализован», — продолжил Горносталев.
Баланс между ремеслом и творчеством
Генеральный директор «Центра политического консалтинга» (Барнаул) Константин Лукин отметил, что на «технологической страт-сессии» удалось за полтора часа, обсудить основные современные технологии избирательных кампаний.
«Мы тезисно обсудили новое позиционирование политиков на примере губернаторских кампаний. Речь шла о «новой искренности», когда губернатор не «большой чиновник», а политик, который искренне общается с жителями. Хорошо, что были конкретные кейсы. Обсудили диджитализацию процессов. Использование роботов для телефонных прозвонов», — пояснил Константин Лукин.
Пресс-секретарь избирательной комиссии Омской области Наталья Ботвина согласна, что с каждой избирательной кампанией выборы технологически совершенствуются. Сегодня уже есть опыт проведения дистанционного электронного голосования. Как организаторами выборов, так и кандидатами применяются smm-инструменты.
«В ближайшее десятилетие избирательная система изменится, и то, что казалось невозможным, будет естественным. Уже сегодня штабы кандидатов применяют для агитации интернет-ботов и телефонных роботов. На секции был продемонстрирован один из таких позитивных опытов. Но, в то же время, нельзя забывать, что есть немало избирателей, которым недоступен интернет, они не “сидят” в социальных сетях и мессенжерах. Нельзя допустить, чтобы эта категория избирателей осталась невидимой», — рассказала она.
Константин Лукин считает, что с годами меняются только методы работы на кампаниях, подходы остаются прежними. «Если говорить про последние изменения, то это переход в поп-политику, о чем говорит президент РАПК Алексей Куртов, в поп-политконсалтинг. Что такое популярная политика? Это упрощенные смыслы и сигналы. Да, это девальвирует саму политику. Но избирателю так легче воспринимать. Нашли шаблон и начали применять его на разных территориях. Многие консультанты идут по такому пути. И в этом большая угроза. В тоже время, увеличиваются каналы коммуникации с избирателями. И главная задача консультантов вычленять и находить все каналы и заполнять их правильным контентом.
По словам политического консультанта Алены Август (Москва), «технологическая сессия» позволила сравнить подходы, которые используют технологи в своей работе. «Хотелось бы больше времени на обсуждение, “перемешать” на сессиях политиков и технологов. Потому что одна из самых важных задач — достичь взаимопонимания. Когда мы начнем понимать друг друга, это будет лучше, в первую очередь, для политической ситуации в регионе», — отметила Август.
Политический консультант Валерий Смородников (Новосибирск) отметил, что «профессия политконсультанта в Новосибирске имеет странный статус». «Здесь не сформировалось ни одной команды. Многие на конференции ощущали себя игроками одиночками. Это связано либо с тем, что в Новосибирске нет ярких представителей, лидеров, либо они находятся настолько в тени, что не проявляют себя. Есть еще одна специфика Новосибирска. Есть специалисты, которые готовы делиться опытом и обсуждать, и их мало, а есть люди, которые не готовы озвучивать технологические особенности работы, поскольку понимают, что могут оказаться по разные стороны баррикад», — поделился своим мнением Валерий Смородников.
Участники конференции отметили, что в ближайшее время рынок политконсалтинга заметно сузится. «Уйдут технологи, которые таковыми на самом деле не являются. Останутся те, кто могут творить, креативить ради результата, которые можно четко измерить голосами за кандидата. Профессиональные конференции полезно посещать не только участникам рынка политконсалтинга, но и политикам. Такие мероприятия помогают развеивать мифы о технологиях. Однако политики предпочитают заниматься любимым видом спорта и продолжают ходить по граблям. Не осознавая то, что если они однажды видели скальпель, не значит, что они смогут тут же пойти оперировать», — сказала Алена Август.
«Чем больше набор технологий, которым владеет специалист, тем он успешнее. И важно обмениваться этими практиками. Однако одних шаблонов недостаточно. Так ты становишься предсказуем. Шаблоны – это ремесло. Правильное соотношение ремесла и творчества – это талант и в этом заключается ценность консультанта», — резюмировал Константин Лукин.
Политический сезон 2020 в Новосибирске: главные тренды и перспективы