Самоизоляция вынудила россиян уходить в онлайн. Ожидаемо подросла продажа фильмов, подписок на музыку и электронных книг. Впрочем, эта сфера услуг и до кризиса была востребована. Сейчас в виртуальных магазинах начали покупать все: от продуктовых наборов до холодильников и автомобилей. Но карантин когда-нибудь закончится, но останется ли у нас привычка покупать товары на маркет-плейсах? Эксперты «ФедералПресс» рассуждают на эту тему.
E-commerce – это для мегаполиса
E-commerce (электронная коммерция) развивается в России не так давно. Несмотря на то, что сегмент растет очень быстрыми темпами (с 0,7 % в 2014 года до 1,7 % в 2018 году в общем объеме торговли – данные Росстата), ассортимент заказываемых товаров остается ограниченным. Больше всего традиционно заказывают одежду и обувь, спорттовары, электронику и товары для животных.
Над пропастью во лжи. Что на самом деле ждет экономику России в ближайшее время?
С введением в регионах страны режима самоизоляции число заказов онлайн выросло. По данным Яндекс.Маркет, в последние недели марта фиксировался рост спроса на товары для животных (+ 37%), товары для строительства и ремонта (+ 24%), «Дача, сад и огород» (+ 23%), «Спорт и отдых» (+ 17%) и «Досуг и развлечения» (+ 15%).
Из-за удаленки произошел всплеск и спроса на электронику: вебкамеры стали заказывать более, чем в 3 раза, модемы — в 2, ноутбуки — в 1,5 раза. В том числе россияне примерно в 1,5 раза больше стали тратить деньги на интернет-телефонию (VoIP-оборудование), серверы, моноблоки и компьютерные гарнитуры.
При этом доставка еды из ресторанов выросла незначительно. «Мы практически ничего не выигрываем от доставки. Как было примерно 10%, так и осталось. Потому что, во-первых, рестораны и кафе – это не только еда, но и атмосфера, и она занимает не последнее место. А во-вторых, у людей просто заканчиваются деньги, и они стремятся сэкономить. Сварить гречку – это дешевле, чем заказать пусть простое, но готовое блюдо», — прокомментировал ситуацию один из самарских рестораторов.
В продуктовом ретейле закупки в основном идут на товары длительного хранения – крупы, консервы. Основной оборот строится на ежедневных закупках: хлеб, молоко, мясо, фрукты. Каждый день набирать продуктовую корзинку и ждать курьера неудобно. К тому же, доставка продуктов актуальна для больших мегаполисов, но не для малых городов и сельской местности, где логистика сожрет всю прибыль либо сделает покупки просто невыгодными.
Представитель одной из региональных торговых сетей Ирина Богомолова пояснила «ФедералПресс», что интернет-магазины никогда не смогут заменить традиционные торговые площадки.
«Если это и случится, то точно не в ближайшей перспективе. Факторов несколько. И один из них – огромные территории. Многие люди проживают в сельской местности, в пригородах, куда доставка просто не поедет и не доедет. Кроме того, наши люди привыкли экономить, а покупки в интернет-магазинах обычно, с учетом той же доставки, обходятся дороже, пусть и незначительно», — отметила она.
По ее словам, россияне пока не привыкли к электронному формату: «Нашим людям крайне важно потрогать все своими руками, увидеть товар. К тому же для многих походы в магазин – это еще и развлечение. Конечно, интернет-торговля будет развиваться. Однако не такими стремительными темпами, как предрекают отдельные специалисты. Скорее – это прерогатива мегаполисов, но не регионов».
Вынужденная популярность
«Это будет губительно как для экономики, так и для людей». Эксперт о переносе майских праздников
Вопрос оплаты доставки с маркет-плейсов и необходимость набирать определенное количество товаров ограничивает возможность онлайн-торговли. Некоторые эксперты полагают, что эпидемия коронавируса поменяла ситуацию. Например, экономический аналитик Денис Ефремов уверен, что пандемия наглядно показала, что россияне готовы довольно оперативно адаптироваться к новым форматам торговли. Интернет-сервисы с возможностью бесконтактной оплаты и возможностью доставки товаров прямо до двери стали пользоваться сегодня повышенной популярностью. «Я сам знаю много людей, в том числе и пожилых, которые освоили интернет-магазины», — пояснил он «ФедералПресс».
По его словам, зачастую товары в онлайн-магазинах обходятся даже дешевле: «К тому же, надо посчитать время, силы и деньги на проезд, которые вы надо потратить, чтобы добраться до гипермаркета. Как правило, услуги интернет-торговли оказываются более выгодными».
Экономический аналитик также указал на то, что сегодня эти сервисы активно приходят в регионы: «Произошедшая эпидемия стала катализатором развития этих форм торговли. Люди убедились, что это просто и удобно. Данный формат лишен многих издержек, за счет этого формируются вполне лояльные цены. Многие, правда, до сих пор находятся во власти стереотипов – дескать, это дорого и неудобно. Это миф, который сегодня успешно развенчивается».
Безусловно, обороты у части интернет магазинов, которые торгуют неэластичными в период пандемии товарами, например одеждой, или детскими товарами, вырастут, сообщил «ФП» гендиректор аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский. По его словам, тот же ритейл, сфера питания активно перешли на интернет-продажи. «Если до недавнего времени продажи через интернет были развиты в основном в мегаполисах, то теперь будет стимул и для развития этого направления в провинции. Проблему вижу не технической, связанной со скоростью сигнала, или возможностями доставки, а в том, что многим предпринимателям приходится перестраиваться, то есть выходить из зоны комфорта. И если для людей молодых это не должно стать проблемой, то для более консервативных людей из провинции, или там, где бизнес был связан с наличием каких-то коммерческих помещений, сделать это будет труднее», — признал эксперт.
Безусловно, интернет-торговля лишена таких издержек, как арендная плата и зарплата сотрудникам. Но вместо продавцов маркет-плейсы содержат штат курьеров, наборщиков и арендуют склады. Почтовая пересылка также не бесплатна. И в данном случае просто смещается вектор расходов, но они не становятся меньше. А за возможность продавать товар через онлайн-площадки производители также выплачивают определенный процент. Комиссия маркет-плейсов составляет от 10 % до 30% в зависимости от раскрученности площадки. То же самое касается и доставки готовой еды. Например, комиссия «Яндекс. Доставки» для ресторанов составляет 30%.
О преждевременности восторгов по поводу виртуальных покупок говорит Сергей Беседин, генеральный директор агентства коммуникативного управления «АКМ». По его мнению, расходы есть в любом случае: «Маркет-плейс – это не просто красивый сайт в интернете, на который заходят и покупают. Товары должны где-то складироваться, сортироваться, заказы формироваться и развозиться. Это те же затраты. Можно сэкономить на продавцах, но тогда больше потратишь на логистику».
Эксперт указывает и на маркетинговую составляющую, поскольку конкуренция между интернет-площадками выше. Все потому, что обойти ногами несколько магазинов для сравнения ассортимента и цены или пролистать несколько сайтов – разные вещи. Второе проще, значит, и фактор конкуренции выше. «Не надо думать, что digital-продвижение намного дешевле и проще. Для создания нормального трафика покупателей придется вложиться в рекламу. Классический пример – крупнейшая интернет-площадка Avito, которая регулярно дает рекламу на ТВ. Потому что трафик падает, если этого не делать. Не все так просто», – резюмировал Сергей Беседин.
Шоппинг как процесс коммуникаций
Психологический аспект покупок тоже не надо сбрасывать со счетов. Как показывает мировой опыт, даже магазины без продавцов не пользуются большим спросом у покупателей.
Например, в Китае в 2017 году был бум открытий подобных торговых точек. Магазины без продавцов открывались под вывесками известных ретейлеров Jingdong Mall, Alibaba, RT-Mart.
Сообщалось о грандиозных планах: каждый день открывать по 1000 магазинов. Но к концу 2018 года, посчитав выручку, проект начали сворачивать. JD отказался от плана по открытию 5 тысяч автоматизированных магазинов. За 4 месяца до запланированного дебюта закрылась компания GOGO, которая планировала открыть десятки беспилотных магазинов в центральной провинции КНР. Весной 2018 года уже на юге Поднебесной — в торговой столице Гуанчжоу – местный ретейлер i-Store также начал постепенно закрывать автоматизированные точки. И это Китай, где формат дистанционной торговли привычен.
В России же, где торговые центры используются как места тусовок, а посещение магазинов, как один из видов семейного досуга, говорить об уходе в онлайн не приходится. Психология людей не адаптируется по щелчку, и оффлайн форматы будут популярные еще долго. Но безусловно, в связи с последними потрясениями рынка, онлайн станет подстраховкой для коммерсантов.
И мы сейчас наблюдаем, что держатся на плаву те, кто ранее был дружен с онлайн, или те, кто нырнул в него в период пандемии, пояснила «ФедералПресс» эксперт по коммуникациям Алена Август. «За это время у людей сформируются новые привычки, у кого-то пропадут страхи дистанционных покупок, кто-то наработает новые навыки. Конечно, часть людей не откажет себе в удовольствии тактильного и зрительного выбора в офлайн, но переток в онлайн-покупки будет значительным. Совсем традиционные магазины не исчезнут, но умные будут страховаться онлайном «по умолчанию», — пояснила она.+
Собеседница издания подчеркнула, что уже сейчас есть технологии «на стыке»: например, приложение, где можно получить личный видеоконтент товара по требованию и видеосеанс с продавцом. «Таких историй будет все больше – онлайн-примерочных, онлайн-консультантов и прочего. Почему офлайн-магазины не исчезнут полностью? Потому что шоппинг – это процесс коммуникаций, кому-то они приятны лишь в «живом исполнении». Но способы экономии средств за счет онлайн-технологий для магазинов явные. А в целом пандемия просто ускорила уже идущие процессы, загнав нас физически в дома и операционно в интернет».
https://fedpress.ru/article/2489476