Перейти к содержанию

#communitypolitdigital ZOOM Выборы осенью или зимняя кампания?

Политтехнологи и политконсультанты, политюристы и специалисты по digital обсуждают:

? Кампания в “режиме повышенной готовности” vs “зимние выборы”
 
? Что выгоднее для власти, парламентских партий и новых игроков, не имеющих право на участие без сбора подписей
 
? Когда пройдет «Всенародное голосование по поправкам в Конституцию»
 

Алена Август, политконсультант, модератор

Очень интересна та тема, которую обсуждали в прошлый раз, а когда же все-таки будут выборы. Господа юристы нам сегодня расскажут, что они по этому поводу думают. Интересно, что выгодно для власти — переносить либо не переносить выборы, что выгодно для тех, кто вынужден будет собирать подписи, а также, что будет с долгоиграющей темой — общероссийским голосованием по поправкам в конституцию. Насколько я могу судить — активно начали «расфигачивать» везде ролики в поддержку общероссийского голосования, чуть активнее, волной стали появляться публикации о том, как нам нужна новая конституция…

Федор Щепетов, digitalтехнолог

Я думаю, что никто не знает точно, когда будет день голосования сейчас. Есть две точки зрения, и они обе имеют право на жизнь. Первое. Если это будет день голосования в сентябре, то это будут административные выборы, которые можно будет провести очень просто за счет того, что выборы в режиме самоизоляции, пусть и прекращающейся постепенно — выбора за счет административного ресурса, но при этом уровень их легитимности будет очень специфичен. Потому что будет разный доступ к избирателям, и мы увидим обязательно какие-то скандалы со встреч, где присутствует больше людей, чем разрешено — скандалы, когда у какого-то кандидата, у которого есть админресурс, есть и больше возможностей коммуникации. Это было всегда, конечно, но вопрос, насколько это будет заметно. Вариант два — это декабрь или месяц между сентябрем и декабрем. Но декабрь чреват тем, что люди выйдут из самоизоляции, эйфория, что вот нас освободили, она будет недолгой. Потому что пандемия закончится, а экономический кризис нет, все увидят курс доллара, снижение своих доходов, и будут совсем другие настроения. При этом кампанию к декабрю можно будет вести полноценно, и она будет выглядеть значительно более легитимно и реально. Нам предстоит увидеть некий разлет между датами голосования за поправки в Конституцию и днем голосования. Вспомним, когда у нас было несколько дней голосования — это непросто сделать чисто технически в плане мобилизации электората. После поправок еще же нужно поддерживать настроения. Думаю, голосование мы можем увидеть в районе сентября. Увидим много интересных АПМ, агитационные маски, например. И увидим бенефициаров — если ближе к сентябрю, будут административные выборы, если голосование будет ближе к декабрю — самые различные проявления протестного голосования. Бенефициарами будут все, кто в левом спектре. Точно это будет КПРФ, «Коммунисты России», если проснется Справедливая Россия, и у ни будет рост результатов. И ЛДПР как классическая партия для протестного голосования — так было в Приморье и Хабаровске, например.

Григорий Казанков, политконсультант

По поводу голосования по конституции, на мой взгляд, оно пройдет до полного окончания эпидемиологических ограничений, на выходе из пандемии. Я уверен, с этой историей не захотят затягивать. Сейчас у нас такая депрессивная атмосфера. Любое снятие ограничений приведет к тому, что немножко состояние духа в обществе изменится. Думаю, примерно в это время и будет это возобновлено голосование и проведено. Если в России ситуация будет развиваться так же, как и в большинстве европейских стран с точки зрения модели, а не цифр, то можно ожидать, что ситуация, когда можно будет провести голосование, наступит в самом конце июня или в первой половине июля. Назначат на это время голосование или не назначат, не знаю, но это первое окно возможностей. И я думаю, что первым же окном возможностей власть воспользуется, и голосование будет проведено. Что касается единого дня голосования, есть ощущение, что власть федеральная пока не хочет переносить дату. Не уверен, что это правильно, и не уверен, что это возможно, но тенденция пока такая.

В связи с этим может возникнуть ряд организационных сложностей. Во-первых необходимо будет параллельно запустить два совершенно разных процесса, которые будет делать одна и та же избирательная комиссия – это подготовка и проведение голосования по конституции, и совсем другая история — начало подготовки выдвижения кандидатов на выборы всех уровней на ЕДГ. Это огромная работа для системы избирательных комиссий, и каким образом ее можно синхронизировать, большой вопрос. Второй момент, это время, которое будет между голосованием по конституции и ЕДГ. Если это будет два месяца, то естественно, будет довольно массовая мобилизация людей на голосование по поправкам по конституции, так как для легитимизации процесса явка должна быть внушительной. А ресурс мобилизации у власти он достаточно ограничен. В этом смысле должен быть какой-то промежуток по времени достаточно серьезный, хотя бы больше чем два месяца. Если в самом начале июля удастся провести голосование по конституции, то может, что-то и получится.

Жизнь она не за власть и не за оппозицию, она сама по себе идет и диктует свои законы. Понятно, что уровень протеста будет расти, насколько, спрогнозировать невозможно.

На мой взгляд, у власти есть шанс проскочить и получить достойные результаты для «Единой России», тем более она сейчас активно присутствует в информационной повестке. Тем более, мне кажется, с точки зрения волонтерства и каких-то акций достаточно грамотно, но мину под свои результаты она закладывает проведением предварительного архисложного онлайн-голосования. Потому что это люди одни и те же. Сначала их мобилизуют на онлайн-голосование, потом конституция, а в третий раз люди просто не придут. Если тут корректировка будет, то ЕР может безболезненно, а может и с имиджевыми выигрышами пройти время пандемии. Результаты в ЕДГ будут, особенно в некоторых регионах, удивительны для власти. Хотя шансы пройти губернаторские выборы есть. Я думаю, сюрпризы будут в том, что в ряде регионов новые игроки заявят о себе громко и внятно. Я думаю, что следующая Госдума будет не четырехпартийной, это точно. И эти партии оформятся политически. Пока они оформлены организационно. Если же ЕДГ будет сдвинут, то самый принципиальный вопрос, какой будет промежуток между голосованием по конституции и ЕДГ. Если он будет меньше двух месяцев, это орушит мобилизационные возможности для власти, а если 3,5-4 месяца, будет возможность выдохнуть и понять. Невозможно спрогнозировать, какой после пандемии будет страна и мир. Все эти прогнозы — гадание на кофейной гуще. Мне кажется, политически правильно отодвинуть ЕДН на конец октября, ноябрь, чтобы понять, что у нас за страна теперь такая. И это правильно не с точки зрения успеха политиков и партий, а с точки зрения развития страны. Мы должны понять, где мы живем, что происходит, чего хотим, как поменяем ориентиры и какую экономику получим после пандемии. Масса людей окажется вынужденной менять жизненные стратегии, а это штука очень стрессовая — смена жизненной стратегии — и не способствует солидарному голосованию в поддержку власти.

Федор Щепетов, digitalтехнолог

Думаю, многие давно не были на УИКах и не вполне понимают, что это за люди, которые там сидят. Эти люди, если их в начале июля вытащат на голосование, будут страшно злыми. Если их и потом еще захотят голосовать, они и так очень всем недовольны, а тут еще и риск заражения, они будут бояться идти на участки. Те, кто придет, придет не с радостными настроениями, что может сказаться на процессе их работы, если это будет начало июля. Если видите, кто из новых партий может пройти в Госдуму, кто, на ваш взгляд, наиболее перспективен?

Григорий Казанков, политконсультант

С членами УИКов я постоянно встречаюсь и говорю. Если туда будут приходить добровольно-принудительно, хотя им платят, то будут негативно настроены. Но я думаю, что в ценность любой работы и денег в июле будет огромной, а они могут заработать ощутимые деньги — неделю практически работает комиссия. А многие регионы хотят еще и сумму выплат увеличить. Так что я не согласен, что они будут однозначно настроены негативно. Другое дело, насколько они уверены, что они защищены, и что им заплатят за это деньги. Если эти два момента будут соблюдаться, то они будут работать, может быть, и с удовольствием. Прогнозирую, что в разных регионах будут просто разные ситуации. Потому что даже сейчас в регионах в разной степени боятся заражения. Это видно по социологии. Где-то люди считают, что высокий риск заразиться это 40 %, а где-то, что 12 %. В Госдуму, думаю, сможет коммунистическая партия пройти, есть шансы пройти хотя бы у одной экологической партии, есть шанс у Партии пенсионеров за социальную справедливость, из новых партий какая-то , я бы сказал, партия возрождения СССР, не вижу сейчас, к сожалению, с выстроенной позицией правой партии, а если удастся нормально отработать, то все шансы у них тоже есть. И «Яблоко», не исключаю, что пять процентов возьмет, если будут политикой заниматься, а не внутренними разборками и процедурными вопросами. Я не говорю, что все они пройдут, но дума, что в новой Думе будет 6-7 партий.

Алена Август, политконсультант

Вопрос, который мы обсуждаем по УИКам, Мы не знаем, как люди будут относиться к деньгам — думаю, трепетно. Для них любая копейка это важно. Мне кажется важным и вопрос, смогут ли администрации, консультанты выбрать правильную тональность общения. Депрессия и напряжение нарастает, непонятно, что ждет нас в будущем, и нужно искать другой формат диалога, о чем многие подзабыли. Тащить на аркане и стимулировать только рублем это одно, а разговаривать с людьми в такой ситуации, как сейчас — немного другое.

Сергей Смирнов, политконсультант

По поводу УИКов, там не только бюджетники, там много работников, которые отправлены на «каникулы» и не получают зарплаты. Они посидели без зарплат и теперь все хотят работать. Боятся ли заражения? Многие ничего не боятся, устали бояться, а к июлю перестанут бояться еще больше.

Александр Серавин, политконсультант

Надо как можно быстрее провести сии выборы. Я бы и Госдуму снес бы на сентябрь. То, как будет строиться экономика, хорошо будет или как это будет, очень под большим вопросом, как это будет происходить. И здесь важна определенная стабильность в федеральной власти. Я бы в ней точку бы поставил, а региональные выборы провел дальше. Я согласен, если крупные выборы унесутся дальше, то будет раздолье для оппозиции и неожиданностей, а если проводить сейчас, то вполне все пойдет на оптимистичной ноте для партии власти. Если мы сейчас посмотрим в большинстве регионов, кто системно что-то делает для населения — это партия власти. Понятно, что давно уже назрела политическая реформа, но сейчас был бы хороший момент провести выборы в Госдуму в сентябре. Позже будет больше понимания ситуации, оценки, как происходила подготовка, может получиться тревожная история. Я считаю, что если затянуть, то ситуация будет все менее прогнозируемая и для стабильности государства, и для партийной системы как таковой. И какие партии придут через год, непонятно. Те же партии интернета пока не могут никого выдвинуть, но выборы в Мосгордуму прошлого года показали, как можно через интернет работать. А сейчас населению пришлось активно разбираться с коммуникациями и самоорганизовываться, и у избирателя будет совсем другой электоральный профиль. Особенно в рамках городских агломераций. У нас впереди минимум пять лет турбулентности, и экономической, и политической. И мы должны как государство подумать, что нам нужен понятный парламент. И потому его надо избирать сейчас, в сентябре. Что будет через год — непонятно, очень любопытно.

Добавится еще одно важное новшество — интернет-голосование. Сейчас его опробуют на голосовании по конституции, а через год оно будет везде. В итоге правила воздействия и мобилизации с новым дополнением это еще недоизучено и очень все пока в стадии экспериментирования.

Олег Молчанов, политюрист

Я думаю, голосование за конституцию пройдет сразу после обещанного нам парада Победы — 27028 июня, если ничего страшного не произойдет с коронавирусной статистикой. Все будет, думаю, как в Европе. И это позволит провести голосование. С ЕДГ гораздо интереснее. Приняты уже поправки в ФЗ, которые позволяют комиссиям приостанавливать течение выборов. Сейчас сроки довыборов назначают, но срок голосования не устанавливают, первым абзацем назначают, вторым приостанавливают любые действия до момента нормализации обстановки. Думаю, также будет и со всеми остальными выборами. То есть до конца июня никаких действий по этим выборам происходить не будет. А когда комиссии возобновят кампанию, будет зависеть не только от эпидемиологической ситуации, но и то итогов голосования за конституции конкретно в этом регионе. Тут есть еще и политическая составляющая. Где админресурс сработает хорошо, могут назначить обычный ЕДГ, а где было сложно, модно отложить на конец октября — ноябрь.

Сергей Смирнов, политконсультант

Назначить выборы можно на 13 сентября, а провести хоть 13 декабря. И я думаю, здесь будут в выигрыше кандидаты от власти. У остальных может случиться незапланированный фальстарт. Эти решения будут более неожиданными для оппозиционных кандидатов, да и у провластных кандидатов больший запас прочности. Что касается необходимости переноса, не вижу в этом проблемы. Мало времени, если делать две разные кампании. Если делать их переходящими из одной в другую, то времени хватит. 1996 год в Ростове — президентские выборы, потом губернаторские, потом первые выборы мэра Ростова. Все нормально прошло. Просто губернаторская началась еще в рамках кампании президентской, а мэр начал агитировать за себя в рамках кампании губернатора. Бояться не надо. И должны полностью поменяться все технологии. Наша страна больше готова к голосованию через интернет, чем к агитации через интернет. Никто не пойдет на встречи во дворы, уже не ходили в прошлом году. Не могу сказать, как надо, пока сформулировано пожелание — максимально близко подвести агитацию к избирателю, но без физического контакта. Митинги, пикеты работать не будут.

Антон Тимченко, политюрист

Интересная гипотеза про голосование в июне, и решение о назначении выборов по его итогам. Но если ничего сейчас не менять, с 4 по 14 июня должны назначить выборы в регионах. А это до итогов общероссийского голосования за конституцию. И если где-то результаты не очень, как сдвигать даты, если уже кампания идет?

Сергей Смирнов, политконсультант

В июне никакой кампании не идет, сбор документов. Вряд ли кто ведет агитацию — реальная агитация не раньше середины августа. Скажут 5 сентября, что эпидемиологическая ситуация не позволяет голосовать 13 сентября, все все проплатили — наблюдателей и прочее, и месяц надо проагитировать. Так что фальстарт будет. И он будет определяться наличием запаса денег и ресурсов. Кто начнет прямо в июле, в сентябре может оказаться с голым задом.

Олег Молчанов, политюрист

Сейчас по уже назначенным довыборам комиссии в срок, установленный законом, довыборы назначают и тем же постановлением приостанавливают конкретные избирательные действия. То есть действия невозможны. Поэтому реальная кампания пойдет, когда комиссии примут новое постановление о возобновлении избирательных действий.

Тимофей Шевяков, Партия прямой демократии

Я бы хотел вернуться к началу нашего разговора по поводу сроков ограничений в регионах. Мы должны понимать — на самом деле вся эта региональная самодеятельность стоит приблизительно ничего. У нас есть одна дата, до которой продлен режим нерабочих дней. Возможно, нам завтра скажут — всех на волю, и губернаторы кинутся переписывать дат. Как уже случилось с Собяниным раньше. Что касается голосования по поправкам и ЕДГ — надо понимать, любое голосование, которое будет первым — это голосование по вопросу доверия власти, региональной. И оно может дать более чем неожиданный результат. Люди раздражены, в депрессии, потеряли работу, экономика в развалинах, никакой помощи они не получают, позитива от власти не видят, одни наказания и устрашение. Люди не понимают, ради чего это было сделано. Для Путина сейчас оптимально эту историю с поправками не то что похоронить, но запустить ее заново. Нынешняя ситуация, типа, требует другого подхода, и таким образом включить население в процесс обсуждения поправок. В противном случае мы получим протест на пустом месте.

Алиса Шмандурова, политконсультант

Может ли быть такое, что это ощущение усталости может мобилизовать протест?

Тимофей Шевяков, Партия прямой демократии

Сама текущая ситуация — катализатор протестника. Я не наблюдаю запроса на перемены. Есть именно недовольство действиями и бездействием региональных властей. Выборы могут стать точкой сборки протеста. Было уже сказано, что период турбулентности лет на пять.

Федор Щепетов, digital-технолог

Понятно, что надо будет провести кампанию с определенными KPI, серьезными, нечто похожее на 70х70. Насколько это реально, это вопрос. И вот то самое выполнение их любой ценой, может стать мощным катализатором для разных процессов.

Гарегин Митин, политюрист

Мы с коллегами проанализировали возможные пути переноса голосования, именно ЕДГ. Мы насчитали три законных способа. Первый — введение ЧС, понятно, что его сейчас никто не введет, но если возникнет что-то, то и основание будет. Второе правовое основание — введение режима повышенной готовности, там, где надо. При этом решение об отложении кампании должен будет принять ЦИК до ее назначения. Но пока предпосылок этого не видно. Третье — внесение изменений в 67 закон , перенос даты назначения выборов на другое число или введение другой новой процедуры, тут широкое поле деятельности. Для внесения изменений всего ничего остается. Они могут быть внесены хоть за один день, но к этому пока тоже ничего не ведет, дискуссий я не вижу по переносу ЕДГ. Есть еще один вариант, но он неправовой, но его последствия для выборов наименее ущербны. Это затягивание процесса назначения выборов, Когда орган назначения отказывается от этого. ИК тоже отказывается и тянет время, и тогда наконец суд принимает решение, но можно протянуть определенное количество времени. ЕДГ при этом не откладывается, просто затягивается кампания.

Олег Молчанов, политюрист

Комиссии сейчас идут по четвертому пути. Назначают выборы и тут же откладываются. И уже прошли некоторые суды, которые подтвердили правоту такого назначения выборов. Так это происходит везде.

Сергей Наследков, политконсультант

Голосование за Конституцию в начале июля, мне кажется, может стать точкой сборки разных протестников. Тех, кто раздражен недокарантином в разных регионах. Эти люди могут пополнить ряды недовольных. Если остается схема начало июля Конституция, а сентябрь ЕДГ, то даже системная оппозиция будет вынуждена вести эту кампанию как оппозиционную, а кандидаты от власти должны будут вписаться в кампанию за поправки. И вместо консолидирующего эффекта, который был задуман в планировании 22 апреля, может получиться эффект обратный — поляризация. Любой админресурс не работает по щелчку, это требует настройки. Прежде всего, мобилизации лояльного электората. Как это пройдет в крайне ограниченные сроки, тоже будет очень зависеть от региона. И еще один фактор, который может оказаться отрицательным. Поправки должны были быть вписаны в подготовку патриотической мобилизации к 9 Мая. Получилось иначе. Эти вещи снижают возможности для мобилизации лоялистов в начале июля, не исключая еще и дачи, которые стали еще актуальнее в этом году по экономическим причинам. Голосование в сентябре на ЕДГ без задачи добиться высоко явки вполне осуществимо. А где вставить голосование за конституцию, это вопрос. Его проведение в июле в регионах и больших городах может дать скандалы или неожиданные результаты и вопросы с легитимностью.

Андрей Кузнецов, «Справедливая Россия»

Являюсь секретарем центрального совета партии по идеологии, со многими мы знакомы. В основе политической повестки был некий сценарий перезагрузки, на политическом поле сформировался ряд изношенных общественных механизмов. В первую очередь, это правящая партия, любыми социологическими методами сегодня подтверждается, что общество близко к максимуму раздражения. Власть готовилась к перезагрузке. Общество требует этого. Главный вопрос, что стратегия перезагрузки рухнула. Каков новый механизм перезагрузки? Мы хотим легитимной системы, устойчивой. Мы — государство и общественное мнение. Сейчас во власти есть группа «кавалеристов», которые хотят быстро проскочить этот период — провести досрочные выборы в Госдуму, самое уязвимое место, что власть вынуждена принимать решения в условиях многих переменных. Нужно очень много вопросов решать. Есть определенная кубышка, но тратить ее надо с умом. И быстрее нужно ответить обществу, к какой цели идем. Вторая группа во власти — те, кто хотел бы действительно провести перезагрузку, и это проявилось на заседании Госдумы. Они за то, чтобы употребить неиспачканные новые механизмы политические, новые партии. Какая из групп победит в окружении главы государства, это вопрос. Все остальное само собой решится. Нас ситуация подтолкнула больше к онлайну, осваиваем то, что не успели раньше. Все пошли в интернет, и плоды уже очевидны. Кадровая подготовка в партии идет, многое зависит от ресурсов, конечно.

Алексей Васильев, политконсультант

Самое главное, что наш народ не победить. По некоторым оценкам, ситуация с пандемией коснулась в реальности примерно 25 % населения, остальные так и ходят на работу и живут. Малый и средний бизнес пережил 90-е годы, они не рассчитывали на государство тогда, и сейчас так же. Большинство мер ограничений контактов правильны и справедливы. Что касается голосования, то проблемы в регионах — это всего лишь четверть регионов страны. Голосование по поправкам совместить с ЕДГ нельзя, и развести их лучше, чтобы было оно в декабре. Но логика принятия решений она общая для страны. Два раза нужно притащить людей. Кому-то удастся заработать два раза, если это одни и те же люди. Так и надо организовывать работу. С результатом проблем, скорее всего, не будет, а с явкой возможны.

Роман Смирнов, политюрист

На мой взгляд, мы сейчас действуем в реальности «правового конструктора» — законодательство легко видоизменяется, но раньше фундаментальных вещей, как конституция, не затрагивали. Понятно, что поправками отсрочка вышла. Сохранение правового статус-кво — законодательство постоянно меняется. Но это касается либо новых вещей, либо того, что сложно укладывается в новое русло легальности и легитимности. С учетом весенних отложений выборов, вероятность внесения новой нормы в 67 закон — вызывает вопросы. Зачем это делать? Третье — процедура постлегализации. Решения не прорабатываются с экспертными группами и расформирование научно-экспертного совета ЦИК тоже фактор. Самые ярые критики сейчас озабочены вопросами выживания, экономики и коронавирусом. Четвертое — это перенос правового регулирования в полностью ручной режим. Все вопросы с избирательными кампаниями переданы в управление регионалов. Таких проблем достаточно много, и они несут много рисков. Первый — подобного рода режимы с низким привлечением юристов ведут к формированию сырого правого поля. Второе — потенциальной вероятности не только ближайшего но и долгосрочного оспаривания нормативных актов, а это увеличивает риски нестабильности всей правовой системы, особенно в наложении на экономический кризис. Суть в том, что сейчас важный фактор — ежедневная переоценка ситуации. Она ведет к тому, что мы не понимаем, какие решения будут принимать. Будут приниматься решения скоропалительные и сырые. А это уже не вопрос легитимности, а системности и осмысленности.

Алена Август, политконсультант

Согласна, я всегда говорю, что делом должны заниматься профессионалы. Как в плане законодательного обеспечения, чтобы потом не ловить косяки и не отмазываться от них. Так и в плане выстраивания коммуникаций. Но все идет как идет. И не всегда верным путем. И да , сверять свой курс надо постоянно и желательно со специалистами.

Сергей Старовойтов, ИА «Клуб регионов»

Мы часто любим попричитать, куда катится мир. Он действительно катится, непонятно куда. И в правовом смысле тоже. Если мы посмотрим на самые яркие примеры, например, на мэра Москвы, то похоже, Собянин никуда избраться не собирается, он мосты сжег несколько недель назад. Система, на мой взгляд, приняла для себя вполне понятное и осознанное решение — особо не церемониться, не пытаться что-то кому-то объяснять. Это скорее всего, исходит из представлений высоких начальников о корпоративном управлении. Такая логика прагматичная. Система демонстрирует антихрупкость. Думаю вполне могут провести голосование за конституцию летом. Система устойчива. Это же касается и голосования в сентябре. Думаю, оно будет в сентябре. Вот сейчас вырастет количество несогласных, разочаровавшихся во власти — ну и что, куда они пойдут? У нас есть графа «против всех»? Все без сюрпризов. С точки зрения людей, управляющих внутренней политикой, проблем нет никаких. Я виду проблемы другие — в мировоззренческом ключе. После каждого большого потрясения что-то менялось круто и появляется новая культура. Возникает запрос на новую культурную и политическую обстановку. И это мощный вызов — запрос на смену внутриполитической картинки, как на излете Советского Союза. На мой взгляд, после этого насилия над всей страной, эта страна, выбравшись из руин после коронавируса — ну, в районе пяти лет — получит неизбежный социальный взрыв. Трудно пока сказать, что это будет. Волна возникнет на Западе и быстро докатится до России — у нас сейчас и система пожиже, и коммуникации более короткие. Выборы Президента в 2024 году ускорят эти процессы.

Сейчас система устойчива и полностью программируется. Я не верю в появление новых лиц, слишком все зарегулировано. Ну вот, сейчас пострадали все наши самостоятельные мужчины в регионах России, о которых говорил Прилепин. И он боится критиковать власть. Потому что если он начнет переходит грани, их проект быстренько закроют. И возникает противоречие, как набирать электоральный потенциал? И потому — запрос на таких политиков есть, но они не появятся. Они заложники ситуации.

Сейчас в ходу корпоративные практики. Но в корпорации от коллектива ничего не зависит. Нам говорят — вы все работники корпорации, должны носить маски и выполнять функции. Граждане нужны только в форме статистов. Избиратели — нужны для легитимности. И проблема этой твердой конструкции, что она может рухнуть, это не дом на подвижных сваях. Нет амортизаторов в системе российской политики. Все прибили на крепкие длинные гвозди.

Федор Щепетов, digital-технолог

Я несогласен, что система антихрупкая. По сути, у нас все держится на нескольких китах. И если мир не будет прежним, то непонятно, как к этому будут адаптироваться те же партии. Все сидят и ждут, пока все это закончится. А инструменты остаются только административные.

Антон Садкин, политконсультант

Коллеги говорят о системности всего и вся. Это важно, чтобы иметь возможность перейти к частностям. Явка может быть и вполне себе самоходной, но к этому власти обычно не готовы. Люди радостно пойдут на большое событие и проголосуют , скорее всего, не за власть. Ощущение, что базовые элементы властной поддержки дают слабину и люди не понимают, что происходит. Элиты говорят, мы не понимаем, что происходит. Что будет не знает никто. Большое число людей готовы поддерживать дистанцию, а кто не готов, их штрафы не пугают. Многие интересанты выборов живут прежней войной. Они говорят, сейчас все закончится, и мы пойдем делать лавочки, дороги. А это людям не надо. Им надо про работу, про деньги, про завтрашний день, причем реально завтрашний, а не фигурально. Тут любая оппозиция выходит и говорит — мы молодцы, мы все сделаем, дайте нам власть. И на это у власти нет ответа. А люди сравнивают свое положение с теми, кому в Америке деньги на карту кидают. Люди реагируют очень эмоционально, и все заслуги власти обнуляются и выходит на свет совсем другое. Сентябрь может дать высокую явку, и мы можем получить 7-8 партий, когда ЕР займет пятое место. Дефицит идей, простого качественного контента. Тут самое простое найти юридические аргументы переносу или непереносу выборов. Я сторонник снести ЕДГ через год, потому что люди в администрациях занимаются отчетами и борьбой с коронавирусом одновременно. Это проблема. Да, мы можем запустить СМММ и интернет, но что мы будем разгонять по интернету? Нет идей! Даже админресурс под вопросом. Люди начали сомневаться даже лояльные.

Андрей Максимов, политконсультант

Беда, что прогнозирование и анализ даже в перспективе не поощряются. Кто дает прогноз? Сингапурский институт дизайна. Полная демонстрация ничтожности наших аналитических возможностей. Люди начинают задавать вопросы, а что, у нас никто не смотрит в будущее, не понимает, что происходит? И это вопросы о сакральности власти и ее праве управлять страной. Самая главная проблема — отсутствие во власти переводчика на человеческий язык. Власть ничего внятно не объясняет. Голосование за поправки в конституцию — это показатель консолидации вокруг власти. Но когда речь идет о выборе между несколькими группировками элиты, могут быть самые неожиданные сюрпризы. И любой скандал сейчас работает с тройным резонансом. Плюс печатные СМИ не работают, ТВ на региональном уровне непрофессионально даже у местных жителей вызывает ужас. Все уходят в интернет. 10-15 процентов роста в месяц. Растут сети, группы, яндекс-район, растут горизонтальные сообщества, чаты. И эта непроверенная информация, которая там плещется, может шарахнуть бомбой. Думаю, выборы в сентябре нецелесообразны, власти надо как-то продемонстрировать позитивные сдвиги в повседневно жизни, а в сентябре их не будет. Если вести их административно, ничего, кроме бешенства, это не принесет. И естественно, власть не понимает, что полиграфия и ТВ утратили свою эффективность, а с интернетом работать так и не научились и не делают. Они даже задачи понять бигдату, если она есть, такой не ставят. Голосование конец октября — ноябрь — было бы рационально для формирования аргументов власти. Голосование за оппозицию будет просто голосованием против партии власти. А сами они ничего не делают. У нас есть одна партия — партия власти — все остальные это ее подразделения. И проблема, что партия власти может проиграть сама себе. И мы сейчас пожинаем плоды долгого времени уничтожения любых несогласных. Оппозиция может претендовать на манипуляцию сознанием людей и приход во власть еще более непрофессионально непригодных людей. Глобальный вызов, который брошен стране, он может привести как к оздоровлению политических структур, так и к полной деградации политического класса и уходу России во второй и третий эшелон политических игроков.

Алена Август, политконсультант

Спасибо всем, было очень интересно. Нам очень интересна тема АПМ в период пандемии и у нас пока нет ответа на этот вопрос. Возможно, это будет темой нашей следующей встречи.

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог