В этом году российские школьники получат аттестаты без сдачи экзаменов. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Однако, по данным инсайдера в одном из региональных управлений образования, подобная практика может стать постоянной. Это означает, что выпускные испытания имеют шанс вообще не вернуться. Тем же, кто после окончания школы захочет поступать в вузы, предстоит сдавать единый госэкзамен. О том, почему идея оборачивается оживленной общественной дискуссией, – в материале «ФедералПресс».
В нынешнем году на фоне эпидемии коронавирусной инфекции выпускникам школ отчасти повезло – государство полностью освободило их от экзаменов. Аттестаты они получают на этой неделе по результатам школьных оценок. Тех же, кто решил получать высшее образование, ожидает единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Прогульщикам повезло
В Министерстве просвещения РФ утвердили порядок выдачи школьных аттестатов в 2020 году, подтвердили «ФедералПресс» в ведомстве. Так, аттестаты за 9 класс выдаются выпускникам, если они имеют годовые отметки по всем учебным предметам за 9 класс не ниже удовлетворительных и получили зачет за итоговое собеседование по русскому языку. Итоговые отметки в аттестате определяются как среднее арифметическое четвертных отметок по соответствующим предметам за 9 класс. Аттестаты за 11 класс выдаются выпускникам текущего года, если они имеют годовые оценки по всем предметам не ниже удовлетворительных и получили зачет за итоговое сочинение.
Между тем источник в управлении образования одного из регионов Приволжского федерального округа рассказал «ФедералПресс», что в профессиональных кругах и на федеральном уровне сегодня обсуждается возможность полного отказа от проведения выпускных экзаменов в российских школах: «Такая дискуссия сейчас активно ведется. На самом деле выпускные экзамены – рудимент. В современных условиях такие испытания не имеют практического смысла. Оценки можно выставить по итогам обучения. Что касается поступления в высшие учебные заведения, то существует ЕГЭ. Получается, что выпускные экзамены – формальность».
Эту позицию полностью разделяет руководитель общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин. «Действительно, есть все основания для отмены выпускных экзаменов. Лишние экзамены – лишь нервотрепка. Можно и вправду взять среднее арифметическое по каждому предмету и выставить оценки, никакой проблемы тут нет. При этом вузы должны иметь право самостоятельно оценивать уровень подготовки школьных выпускников», – пояснил эксперт в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс».
Педагог из Ульяновска Людмила Кулакова подтвердила, что отмена выпускных экзаменов окажется полезной. «Пусть ребята спокойно готовятся к ЕГЭ: это проверка и полученных в школе знаний, и испытание, которое позволяет претендовать на поступление в высшее учебное заведение», – пояснила она «ФедералПресс». Она отметила, что в этом смысле универсальный экзамен куда более эффективен.
Ее коллега, учитель средней школы Наталья Казакова соглашается, что «нет смысла лишний раз подвергать стрессу детей». «Система образования значительно поменялась. Следует признать, что на школьные аттестаты вузы практически не смотрят: для поступления имеют значение лишь профильные предметы. Если человек поступает не в спортивный вуз, то никому не интересно, какая оценка по физкультуре значится в его аттестате», – отметила в беседе с «ФедералПресс» Казакова.
ЕГЭ в цифрах
В 2020 году в итоговой аттестации должно было принять участие около 800 тысяч школьников, 692 тысячи – выпускники 2020 года (по данным Роспотребнадзора).
Но в связи с эпидемиологической обстановкой правила поменяли. Вместо двух обязательных экзаменов и двух на выбор те, кто поступает в вузы, могут сдать только два профильных экзамена, необходимых для поступления. Остальные могут просто забрать аттестат.
В 2019 году итоговую государственную аттестацию (ЕГЭ) прошло почти 750 тысяч человек. Из них 662 тысячи выпускников.
Контролировали проведение экзаменов 7 тысяч федеральных общественных наблюдателей на местах и 2 тысячи – в режиме онлайн. Видеонаблюдение велось почти на 100 % пунктах сдачи.
По оценке Рособрнадзора, итоговые испытания прошли в штатном режиме, без серьезных нарушений.
С экзаменов было удалено 812 человек, в том числе за использование мобильных устройств (355) и шпаргалок (323).
Самым популярным предметом стало обществознание, его выбрали 315 тысяч школьников, далее физика – 139 тысяч, биология – 124 тысячи, история – 103 тысячи, химия – 89 тысяч, информатика – 75 тысяч.
Впервые в 2019 году учащиеся могли сдавать китайский язык, 289 человек. Средний балл составил 62,5. Несмотря на сложность предмета, школьница из Москвы, единственная в стране, сдала китайский язык на 100 баллов.
В целом количество стобалльников увеличилось. Высшую оценку получили на 557 человек больше в сравнении с 2018 годом – 6729.
100 баллов по одному предмету получили 6700 выпускников, 200 баллов – 445 человек, 300 баллов – 30 человек и 2 выпускника все экзамены сдали на отлично – 400 баллов.
От 81 до 100 баллов получили 302 тысячи учащихся. В предыдущий период таких ребят было на 26 тысяч меньше.
Лучше всего (85 и выше) сдали английский язык – 43 % экзаменуемых, на втором месте русский язык – 23,5 %, далее информатика – 21,7 % и литература – 15,9 %.
Выпускники, набравшие высокие баллы и имеющие шанс поступить на бюджетные места, чаще всего уезжали из родных городов. Самыми популярными стали вузы Москвы и Санкт-Петербурга. В пятерку лидеров входят также Новосибирск, Томск и Казань.
Экзамен как этап взросления
Доцент Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского Сергей Таланов не разделяет позицию учителей и «Родительского собрания». «Обучение предполагает проверку полученных обучающимся знаний. Выдача аттестатов без сдачи экзаменов – исключительная мера, связанная в данном случае с пандемией коронавирусной инфекции. Экзамены необходимы, они мотивируют учащихся на получение знаний», – заявил он «ФедералПресс».
По мнению собеседника издания, не нужно ставить вопрос об отмене экзаменов в будущем, их нельзя отменять: «Вопрос надо задавать про перечень конкретных дисциплин в школе, о количестве часов на ту или иную дисциплину, о новых интерактивных методиках преподавания, о перечне экзаменов в 9 и 11 классах, о том, как именно их проводить. Но экзамены как форму контроля знаний у обучающихся необходимо сохранить».
Таланов полагает, что современному человеку необходимо знаний больше, чем те, которые получены в рамках дисциплин при подготовке к ЕГЭ: «Государство должно быть уверено, что и по другим дисциплинам у человека имеется необходимый набор знаний. Другой вопрос, что по некоторым экзаменам нужно ставить не оценку, а просто зачет».
Эксперт в сфере коммуникаций Алена Август в разговоре с «ФедералПресс» в свою очередь указала на то, что «развилка между полной отменой экзаменов и их сохранением – это вопрос сохранения качества нашего общего образования, которым все еще можно гордиться».
«На мой взгляд, экзамены важны как этап взросления, как некий промежуточный финиш, к которому стремишься. Другое дело, что можно вносить в сам процесс экзаменовки все больше творчества, а не оценки навыка зубрежки. Мне кажется, в этом направлении и развивается школа», – резюмировала Август.
Напомним, выпускники 9 классов обязательно сдавали четыре предмета: русский язык, математику и еще два по собственному выбору. Окончившие 11 класс должны были сдать русский и алгебру письменно, а также минимум три экзамена по курсам школьной программы, кроме физкультуры. При этом выпускники школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением предметов обязаны были сдавать экзамены по профильным дисциплинам. Кроме того, помимо выпускных экзаменов в школе, старшеклассникам приходилось сдавать вступительные экзамены в вуз. Зачастую для подготовки к собственным испытаниям вузы предлагали обучающие курсы для школьников/
https://fedpress.ru/article/2518676?fbclid=IwAR1aTzpPq9B5ftSrSG3k7kd2hZdDlecXOHcEM8u55egFyZQr4MHlrPepcwA