Стоимость кампании легко рассчитать только при грубом подходе. В таком случае можно исходить из расчета 4–6 евро за одного избирателя. Но на самом деле, чтобы понять хотя бы приблизительный бюджет кампании, нужно понимать конкурентность территории, расклад сил и рейтингов, уровень поддержки и многое другое.
Так, если округ высококонкурентный или если это территория, где люди идут по списку, то для проведения успешной кампании нужна более сильная и, соответственно, более дорогостоящая команда специалистов, а также больший объем затрат на саму кампанию. Если же понимаешь, что округ малоконкурентный, то можно провести кампанию проще и дешевле.
Кроме того, если мы говорим об одномандатном округе, большое значение имеет характер самого кандидата. Нюансов может быть очень много: кандидат уже известен и о нем нужно просто напомнить или его нужно поднять с нуля, у него есть негативный бэкграунд, он обладает поддержкой среди элит?
Помимо этого, если в одномандатных округах ведется личностная борьба, то в округах со списком многое зависит от того, кто идет во главе списка, насколько правильно выстроена партийная кампания. В таких случаях кампанию зачастую оплачивает человек, идущий четвертым или пятым, поскольку для того, чтобы пройти, ему нужны высокие результаты. Также большое значение имеют уровень влияния партии в регионе, активность ее оппонентов и многое другое.
Конечно, чаще всего выборы в одномандатном округе обходятся дороже, потому что ты бьешься лицом к лицу со своими соперниками в личной борьбе. При этом в округах по списку кампания обычно проходит спокойнее, потому что региональные отделения партий не особо самостоятельны, а округа в Госдуму «нарезаны» с участием нескольких регионов. Тем не менее бывают случаи, когда списочная борьба требует не меньше сил и средств, чем борьба в одномандатных округах. Это, как правило, происходит на протестных территориях.
В целом выборы – это вещь не шаблонная, в ходе кампании в Госдуму мы увидим разные варианты развития событий за счет активности оппозиции, новых малых партий. Пока же кампания идет достаточно тихо.