Конституция – неотъемлемая часть любого развитого государства, поэтому и разговоров вокруг нее всегда достаточно. В этом году основному закону Российской Федерации исполняется 27 лет. Обычно не самая яркая тема в этом году прочно вошла в информационную повестку – впервые за много лет основной документ страны был дополнен новыми положениями. И россияне приняли в этом прямое участие. По итогам общероссийского голосования по поправкам почти 78 % участников этого процесса сказали «да» изменениям, что в контексте почти 30-летней истории основного закона говорит о многом. Прошлое, настоящее и будущее российской Конституции – на «ФедералПресс».
Мечта о появлении Конституции в России долгое время ютилась в головах наиболее образованной части российского общества, но нежелание монархов отдавать хотя бы часть своей власти долгое время побеждало. Фактически Конституция в стране появилась лишь в начале XX века. Это был манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», который был опубликован 25 апреля 1906 года. Уже вскоре его сменила другая Конституция, совершенно иной страны. Причем в советский период основной закон страны менялся трижды – в 1925, 1937 и 1978 годах.
Вместе с распадом СССР появилась необходимость создать актуальную Конституцию, которая бы отвечала требованиям новой, уже не похожей на Советский Союз страны. Она была принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме. За новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81 % составило 32,03 % от числа зарегистрированных избирателей в России. Низкая явка – вполне логичный итог: большинство жителей страны в первую очередь думали, как прокормить семью, а не о том, по каким законам нужно будет жить в будущем.
Впрочем, со временем мало что изменилось. Знания о Конституции среди граждан России долгое время были достаточно ограниченными. Согласно опросам «Левада-Центра», в феврале 2020 года признались, что никогда не читали основной закон страны, 41 % опрошенных.
Изменения назрели?
Россия за последние 30 лет активно развивалась, поэтому конституционные изменения были необходимы, убежден генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. По его мнению, изначально политическая система страны создавалась на обломках советской. Но от нее практически ничего не осталось, поэтому новая российская система разрабатывалась с нуля. «Все вновь созданные системы во всем мире практически одинаковые. Что бы ни пытались сделать, всегда получается жесткая президентская конструкция. Это логично, потому что к этому моменту не получили развития политические элиты и системы сдержек и противовесов. Конкретно в нашем случае низкое значение имели партии, так как они были вождистскими», – отметил политолог.
По мнению Журавлева, в тот момент партии не могли иметь полноценный функционал, куда входит осуществление избирательного процесса и организация консенсуса в элитах. Политической элите тех лет это было и не нужно. В такой ситуации партии излишни, а значит, и парламентаризм остается слабым.
По прошествии почти 30 лет ситуация изменилась: в стране появились крупный капитал, некие политические интересы, не являющиеся государственными, усилилась роль партий и, соответственно, парламента, но его функции остались на прежнем уровне. «Другой важный нюанс. Мы – Федерация. И раньше это было куда более осязаемо. Важную роль играл Совет Федерации, который имел возможность «гонять» Ельцина и по-настоящему противостоять ему. Но потом была изменена структура формирования, и он ослаб. Но если мы хотим развиваться, то наличие государственного конституционного органа, который бы гарантировал воздействие региональных элит на федеральные политические процессы, необходимо. И эту роль на себя возьмет Госсовет», – добавил Журавлев.
Политолог подчеркивает, что нынешние конституционные изменения были проведены не для усиления власти, а из-за необходимости усложнения политических процессов. «Чем сложнее этот процесс, тем проще гражданскому обществу влиять на него. В восточном деспотичном обществе никто не может влиять на царя-батюшку, а вот в сложной системе шансы на это увеличиваются», – подчеркнул политолог.
С тем, что конституционные изменения к началу 2020 года назрели, согласен и генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. «Конституция 1993 года была принята давно и, несомненно, нуждалась в изменениях. Осознание необходимости этих изменений пришло к российскому политическому классу не сразу. Поэтому инициативы президента Путина, высказанные им в послании Федеральному собранию, стали для многих неожиданными. Поправки в Конституцию и законодательные изменения, которые следуют за ними, приводят к значительным изменениям. Население получает дополнительные социальные гарантии, а власть становится более «распределенной», что должно гарантировать увеличение стабильности политической системы», – говорит Орлов.
По мнению политтехнолога Алены Август, предложение о внесении поправок в Конституцию было полностью оправданным. «Мы раз в несколько лет меняем свой мобильный телефон, а количество обновлений наших приложений сосчитать просто невозможно. А это все влияет на наш пользовательский опыт, – проводит аналогии эксперт. – Схожая ситуация и с Конституцией. За 27 лет многое в нашей жизни поменялось, поэтому внести в основной закон страны какие-то изменения – абсолютно логичное решение».
Шаг за шагом
Первые законопроекты, которые дали старт реализации правок в Конституцию, не заставили себя ждать. Уже 22 сентября президент страны Владимир Путин внес в Госдуму первый пакет законопроектов. В него вошел в том числе и законопроект о формировании правительства РФ. Согласно документу, в стране будет организована новая процедура: премьер-министр, а также его замы и министры будут назначаться президентом после их утверждения Госдумой. 27 октября Госдума приняла этот закон в третьем, окончательном чтении.
В тот же день также окончательно был принят закон «О Конституционном суде». Теперь в составе КС будет 11 судей, включая председателя и его заместителя. Суд будет правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей.
Также закон изменяет порядок прекращения полномочий судей КС, включая председателя суда и его заместителя. Теперь отставка судьи будет возможна по представлению президента лишь после ее согласования с Советом Федерации. Основаниями для этого могут стать порочащий честь и достоинство судьи поступок, совершенный членом КС, и другие случаи, когда судья не может продолжать осуществлять свои полномочия.
Очередной президентский пакет законопроектов был внесен 14 октября. Основные нововведения относились к Совету Федерации. Так, в одном из законопроектов указывалось, что президент России, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, может стать сенатором пожизненно. Также законопроект предусматривает, что стать сенаторами смогут не более 30 человек, которых назначает президент. Семеро из них могут пожизненно получить статус члена Совфеда.
26 ноября депутаты Госдумы приняли в первом чтении президентский законопроект, который закрепляет в Семейном кодексе России верховенство Конституции и принципов нравственности над международными законами и нормами.
А 8 декабря президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о Госсовете. Согласно документу, Госсовет возглавляет президент, в состав этого органа входят председатель правительства, спикеры Совета Федерации и Госдумы, руководитель администрации президента и главы регионов. Кроме того, по решению президента в состав совета могут быть включены члены политических партий, имеющих фракции в ГД, представители местного самоуправления и иные лица. Планируется, что Госсовет будет участвовать в разработке задач внешней и внутренней политики, обсуждении параметров проекта бюджета и кадровой политики РФ. В своем решении Госсовет может указать на необходимость внесения изменений в законодательство, однако правом законодательной инициативы он не обладает.
И это лишь первая волна будущих изменений. Постепенно количество законопроектов, призванных актуализировать законодательство под обновленную Конституцию, будет только расти. И если о целесообразности этих правок можно спорить, то их влияние на популяризацию основного закона РФ значительно. Благодаря голосованию многие впервые открыли Конституцию и ознакомились с теми законами, по которым живет вся страна.
Но, по мнению Дмитрия Журавлева, не стоит переоценивать этот феномен. «До этого события мы привыкли следить за образом, а не конкретным документом, новая же редакция Конституции заставила привязать яркий образ к этому документу, что, в общем-то, хорошо. Но, как всегда, есть важный нюанс: осознанный интерес приводит к политической активности, а неосознанный – к политической пассивности. И это нужно учитывать», – констатировал политолог.
https://fedpress.ru/article/2638020