«ФедералПресс» и Институт стратегических коммуникаций и социальных проектов (Инстратком) представили новый, декабрьский рейтинг медиаактивности федеральных министров. Упоминаемость в СМИ всего кабмина, даже премьера Михаила Мишустина в последний месяц года заметно снизилась. Более того, правительство несколько раз подвергалось критике со стороны президента Владимира Путина. Некоторые министры взлетели и упали со своих позиций. Все подробности – в материале «ФедералПресс».
Снижение активности
Медиаактивность федеральных министров в декабре 2020 года заметно снизилась. Суммарный показатель упоминаний зафиксирован на уровне 104 тысячи 571, тогда как месяцем ранее было 114 тысяч 513 упоминаний. При этом сократилось присутствие в СМИ премьер-министра Михаила Мишустина (43 тысячи 224 упоминания в декабре против 51,08 тысячи упоминаний в ноябре) и одного из лидеров рейтинга – главы МИД Сергея Лаврова (9,3 тысячи упоминаний в декабре против 10,74 тысячи упоминаний в ноябре). Глава Минобороны Сергей Шойгу не только снизил свое присутствие в СМИ (в ноябре его упомянули 7,15 тысячи раз, а декабре – 5,44 тысячи), но и уступил третью позицию министру здравоохранения Михаилу Мурашко (его упомянули в СМИ 8,29 тысячи раз).
Как отмечают авторы исследования, премьер Михаил Мишустин упоминался в контексте различных вопросов в сфере внутренней и внешней политики. Прежде всего это тема борьбы с пандемией коронавируса, распределения вакцины «Спутник V» между регионами, контроля за ростом цен на продукты первой необходимости. В декабре, кроме того, Мишустин активизировался по внешнеполитическим вопросам, связанным, в частности, с евразийской интеграцией, развитием контактов по линии БРИКС, ШОС, ОИС и т. п.
Политический консультант Алена Август считает, что снижение медийной активности министров в декабре, возможно, связано с тем, что «господа стали больше заниматься делом». «Но это шутка. Хотя в каждой шутке есть лишь доля шутки. Рейтинг членов правительства показывает, что было много важной работы, которая требует подведения результатов. В конце года министры проводят много мероприятий, которые не всегда публичны, – отметила Август. – Михаил Мишустин традиционно находится на первом месте в рейтинге. Так и должно быть. Открытый для СМИ глава правительства – это хорошо. Данный факт дает понимание людям, что нет хаоса, имеет место планирование, даже в сложно предсказуемых условиях. Публичность приносит обществу определенное спокойствие, а это важно. В ситуации тишины может возникать паника».
Как отмечает политолог Дмитрий Абзалов, «Михаил Мишустин получил много публичной индексации в связи с ситуацией с ценами на продовольствие».
Для главы МИД Сергея Лаврова декабрь стал пусть и менее насыщенным месяцем, чем ноябрь, но все же достаточно богатым. В СМИ Лавров упоминался в связи с урегулированием ситуации в Нагорном Карабахе и предотвращением новых витков кризиса, урегулированием ситуации на Ближнем Востоке (Сирия, Ливия, Йемен), в Африке (Эфиопия, ЦАР, Эритрея), развитием диалога с партнерами из стран Азии, Европы, Африки.
Второе место Лаврова тоже объяснимо, ведь россияне должны следить и следят за происходящим в мире, поскольку «мы являемся большой державой». «Любые политические изменения, а также у ключевых партнеров приводят к тому, что со стороны России должен быть адекватный ответ. Можно рассмотреть в этой связи выборы в США и менее масштабные, но не менее значимые ситуации, когда партнерство разрывается либо образуется новое. Например, Великобритания собралась создавать новые торговые отношения со странами Азии. И здесь не обойтись без мнения министерства иностранных дел», – пояснила эксперт.
«Бронзу» на этот раз получает глава Минздрава Михаил Мурашко (месяцем ранее он занял четвертую строчку в рейтинге). Мурашко упоминался в контексте борьбы с пандемией. Третья позиция Мурашко логична в текущей ситуации. Пандемия коронавируса продолжается, и борьбу с ней нужно грамотно организовывать. «У нас привыкли, что за все отвечает министр. Но должны этой работой заниматься региональные кадры, – отмечает Алена Август. – Михаилу Мурашко так или иначе приходится разъяснять ситуацию гражданам, говорить успокаивающе. Эмоциональное состояние влияет на здоровье людей, так что глава Минздрава делает все правильно, хоть его должность и «расстрельная».
Министр обороны Сергей Шойгу оказался на четвертом месте. Его присутствие в СМИ чаще всего было связано с сообщениями о военном содействии правительству ЦАР, расширении российского присутствия в Сирии, деятельности центра по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе, перевооружении армии, испытании новых видов оружия. В ряде публикаций Шойгу давал комментарии о перспективах развития диалога по линии «Россия – НАТО», «Россия – Грузия» и «Россия – Турция».
Пятерку лидеров, как и месяц назад, замыкает вице-премьер Марат Хуснуллин. При этом он единственный, кто увеличил свое присутствие в СМИ, – 3,91 тысячи упоминаний, тогда как в ноябре было 3,5 тысячи. «Чаще всего данный министр фигурирует в СМИ в контексте разработки стратегии долгосрочного развития регионов, мер по регулированию сроков обновления ветхого и аварийного жилья, динамики изменения ипотечной ставки и восстановления рынка недвижимости после пандемии COVID-19. Кроме того, многие публикации посвящены теме обеспечения водоснабжения Крымского полуострова», – отмечают авторы исследования.
По мнению политолога Дмитрия Абзалова, Хуснуллин поднялся в рейтинге медийной активности благодаря активному обсуждению темы льготной ипотеки, которую неоднократно поднимал и президент России Владимир Путин. «Кроме того, в этом месяце был подготовлен законопроект о статусе апартаментов, что также добавило публичности вице-премьеру, курирующему строительную отрасль», – говорит эксперт.
Самые скромные показатели медиаактивности в ноябре у трех членов правительства, которые не засветились в СМИ даже сто раз. Так, вице-премьер Дмитрий Григоренко упоминался 99 раз, глава Минцифры Максут Шадаев – 57 раз, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунов – всего 27 раз. При этом замыкающая рейтинг тройка не изменилась по сравнению с ноябрем. Отличие лишь в том, что министр Шадаев поменялся местами со своим коллегой Чекуновым.
Взлеты и падения месяца
Большинство федеральных министров сохранили свои строчки в новом рейтинге или их перемещения оказались незначительными – в пределах четырех позиций. Но есть и те, кто значительно изменил свое положение. Так, головокружительный подъем совершил министр юстиции Константин Чуйченко. Он поднялся сразу на 11 пунктов по сравнению с ноябрьским рейтингом. «Возросшая медийность обусловлена прежде всего его амбициозной инициативой по переносу СИЗО и колоний из городов, а также намерением в ближайшие месяцы разработать и реализовать реформу ФСИН и пересмотреть режим контроля за деятельностью адвокатур», – поясняют авторы исследования.
По десять позиций прибавили министр спорта Олег Матыцин, глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев и новый министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин. Активное упоминание Файзуллина связно с активизацией усилий правительства по восстановлению темпов строительства жилья в период коронавирусной пандемии.
Сразу на девять позиций поднялся вице-премьер Юрий Борисов. Как отмечают авторы исследования, большая часть публикаций связана с его «принципиальной скептической позицией по проекту орбитальных киносъемок (художественный фильм «Вызов»), который продвигает корпорация «Роскосмос». Напомним, Борисов настаивает на финансировании этого проекта не за счет бюджета, а за счет привлечения частных инвестиций.
Положительную динамику продемонстрировал глава Минтруда Антон Котяков. Он прибавил восемь позиций. Произошло это благодаря актуализации темы защиты прав работников и работодателей в период пандемии.
На шесть позиций поднялись вице-премьер Юрий Трутнев (его медийная активность связана с повышением внимания к реализации национальных проектов на Дальнем Востоке) и министр цифрового развития Максут Шадаев.
А новый глава Минэнерго Николай Шульгинов и вице-премьеры Дмитрий Григоренко и Андрей Белоусов прибавили по пять пунктов. Рост позиций обусловлен формулированием долгосрочной стратегии поведения РФ на рынке энергоресурсов в условиях новых вызовов. Кроме того, он связан с решением вопросов обеспечения национальной безопасности.
Есть министры, которые серьезно просели в декабре. На пять пунктов опустился вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Возможно, снижение к нему медийного интереса обусловлено сокращением количества возложенных на него задач.
Шесть позиций потерял вице-премьер Алексей Оверчук. Возможно, это произошло в связи с частичным перераспределением полномочий между вице-премьерами по линии работы с государственными компаниями.
Но самое ощутимое падение испытал глава МВД Владимир Колокольцев – он потерял сразу семь позиций. По мнению авторов исследования, это могло быть связано с освещением деятельности ведомства без привязки к его руководителю.
Президент критикует
В отличие от предыдущего периода, в декабре кабинет министров не раз подвергался критике со стороны президента страны. Самая резкая оценка деятельности правительства прозвучала, пожалуй, в адрес главы Минэкономразвития Максима Решетникова. Владимир Путин достаточно жестко прокомментировал «эксперименты» министра в области регулирования цен на продукты и потребовал в ближайшее время выработать эффективные механизмы контроля. Свою долю критики получил от президента и министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. В свою очередь премьер Мишустин, говоря об этой ситуации, не стал переходить на личности, а раскритиковал работу кабмина в целом.
Долю критики кабмин через Михаила Мишустина получил за промедления с организацией положенных врачам выплат в российских регионах. Как отметил премьер, ситуацию приходится регулировать «в ручном режиме». Недоработки должны быть устранены, а ответственным за это назначен глава Минздрава Михаил Мурашко.
Резонанс от правительства
Члены правительства в декабре не раз генерировали резонансные темы. Наиболее обсуждаемая из них – это передача кабмину дополнительных полномочий по регулированию цен на продукты. Теперь правительство вправе устанавливать предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Правда, только на определенный срок – не более 90 календарных дней на территории одного или нескольких субъектов Федерации.
Также резонанс вызвал законопроект об иноагентах. Представители НКО обеспокоены, что каждый из них теперь может быть признан иностранным агентом и это негативно скажется на деятельности большинства международных общественных организаций.
В центре внимания оказался глава МВД Владимир Колокольцев. Он анонсировал создание киберполиции. А министр финансов Антон Силуанов обратил на себя внимание после разногласий с депутатами Госдумы по поводу наполнения федерального бюджета.
Внимание общественности привлек также необычный подарок, который МИД России сделал иностранным журналистам: теплые зимние шапки с логотипом дипведомства, «призванные защищать глаза и уши от фейков». В интернете предполагают, что идея принадлежит лично главе МИД РФ Сергею Лаврову.
Глава Минобороны Сергей Шойгу тоже упоминался в контексте забавных инфоповодов. Речь идет о презентации в Туве книги Зои Кыргыс «Сын Хур-Кужугета Сергек с темно-рыжим конем», которая в иносказательной форме пересказывает биографию Шойгу. Правда, сам глава оборонного ведомства не отреагировал на это событие, как и на новость о возможной экранизации истории.
https://fedpress.ru/article/2650388