Перейти к содержанию

ПУЛЬС ДНЯ Политтехнологи назвали возможные мотивы участников протестных акций

Политтехнологи назвали возможные мотивы участников протестных акций
Автор фото: Дарья Алифанова
Фото © Пульс дня

Большое количество участников несогласованных акций некоторые эксперты связывают с проблемами в самих регионах и усталостью от пандемии коронавируса

В минувшее воскресенье в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России прошли несогласованные акции в поддержку Алексея Навального. По данным МВД в российской столице в мероприятии участвовало не более 2000 человек, включая журналистов. В Санкт-Петербурге, по оценке уполномоченного по правам человека, в акции приняли участие порядка 7 тысяч человек. Официальных данных на сайте ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обнаружить не удалось. 

В Новосибирске, по данным полиции, на акцию вышло 1300 человек. Местный штаб Навального называет цифру в 10 тысяч участников. В Томске, по данным «РИА Томск», вышло несколько сотен горожан.

На Урале достаточно высокую протестную активность показал Екатеринбург: там по данным ГУВД в акции приняло участие 2300 человек. Издание Znak называет цифру в 7000 человек.

Некоторые эксперты подметили интересную деталь: Урал стал своеобразным водоразделом в политической повестке. К востоку от него протест, за редкими исключениями, не поддержали, зато западнее хребта, и особенно в столицах, было жарко. Почему так произошло, что движет протестующими? 

Зоя Глазачева, политконсультант:

«В принципе, сложно сравнивать протестную активность просвещенных мегаполисов — Москвы/Петербурга — к примеру, с Петропавловском-Камчатским или республикой Саха-Якутия.

Столичная активность для отдаленных городов скорее антитренд, потому что федералы «высасывают регионы» и «отнимают деньги». За уральским хребтом россияне часто оценивают любые политические события в Москве/Петербурге как «любила жаба гадюку», что в переводе означает «бояре дерутся и власть делят, нас это не касается» и в лучшем случае занимают позицию наблюдателей. В худшем — не интересуются политикой вообще. Не отличают мэра от губернатора — не потому, что глупые, а потому что самодостаточные. Так, например, жителя Коми, который подстрелил волка из окна своего дома, выделал шкуру и с гордостью постелил ее на переднее сиденье своего такси, дворец в Геленджике не впечатлит совершенно и уж тем более не заставит выйти на улицу. Потому что Москва и Геленджик далеко, а лес – рядом».

Но история учит, что для свержения действующей власти однородность протестной активности во всех регионах обязательным условием не является. И все эти метафоры прошлого века про искру и пламя все-таки были о Петербурге и заводских ревкружках. В администрации президента, скорее всего, тоже отлично это понимают. Поэтому на вчерашних митингах в столичных городах и были сконцентрированы отряды Росгвардии».

Алена Август, политтехнолог, эксперт по коммуникациям:

«Я бы не стала сбрасывать со счетов ту историю, что это первый выход на протестные акции после довольно длительных ограничений, связанных с пандемией. По большому счету, люди борются сейчас не столько с властью или за Навального. Они просто говорят о том, что им плохо сидеть так долго в режиме ограничений. Люди борются с собственной депрессией, выходя вместе с протестантами. На самом деле, идейно заряженных на этих акциях было немного. Там действительно больше сочувствующих, чем протестующих. Это действительно так. Организаторы пользуется эффектом толпы. Потому вчера мы видели, что люди, абсолютно не думая, шли по маршруту, который указывался в Telegram. Не думая о том, куда они идут и зачем. Буквально как барашки шли по этим командам. С критическим мышлением как-то все плохо. Четкий ответ – возможно, где-то и жесткий – представителей власти, поможет людям прийти в себя.

Что касается включения в протест территорий, где ранее протестная активность не отмечалась — в той же Башкирии это, например, паразитирование на политическом протесте представителей националистических течений. На других территориях это паразитирование на том же протесте каких-то экономических конфликтов. Но в целом, я уже об этом не раз говорила, выход людей на улицу свидетельствует о неумении власти выстраивать диалог с гражданами. Там, где власти позволяли себе действовать, не глядя людям в глаза и не слыша, что те говорят, они получат абсолютно адекватный ответ: вы не слышали нас, мы не слышим вас».

Об отношении россиян в Алексею Навальному высказался и экономист Андрей Мовчан, заявивший, что основную массу людей расследования оппозиционера, похоже, не особенно волнуют. Отсутствие тотального возмущения со стороны рядовых граждан Мовчан объясняет тем, кто коррупция в стране считается исторической нормой и не идет в разрез с ментальностью среднестатистического россиянина.

«Кто, скажите, не увел с работы что-нибудь для домашнего хозяйства, кто не халтурил в рабочее время на рабочем оборудовании, кто не приписывал командировочные?» – задался вопросом экономист, отметив, что коррупция у основной массы жителей является предметом «зависти», а не «осуждения».

https://pulseday.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%BE/

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог