Перейти к содержанию

REGCOMMENT Школа как второй дом: почему в учебных заведениях нужно менять атмосферу

Как ста­ло из­вест­но «Ком­мер­сан­ту», внут­ри­по­ли­ти­че­ский блок Крем­ля ме­ня­ет си­сте­му ра­бо­ты с мо­ло­де­жью. Те­перь мо­ло­деж­ная по­ли­ти­ка вос­при­ни­ма­ет­ся лишь как часть бо­лее гло­баль­ной за­да­чи – вос­пи­та­ния, ко­то­рое бу­дет вклю­чать и про­све­ти­тель­скую де­я­тель­ность. Тер­мин «вос­пи­та­ние» по­явил­ся в за­коне об об­ра­зо­ва­нии в се­ре­дине 2020 года с по­да­чи пре­зи­ден­та РФ Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на. Внед­рить вос­пи­та­тель­ные про­цес­сы в свои про­грам­мы долж­ны все об­ра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния. В Мин­про­све­ще­ния со­об­щи­ли, что это бу­дет сде­ла­но уже к 1 сен­тяб­ря, пи­шет «Ком­мер­сантъ».

Але­на Ав­густ:

— Ак­цент на вос­пи­та­ние в шко­ле мне ка­жет­ся аб­со­лют­но нор­маль­ным. Это долж­но было слу­чить­ся еще рань­ше, по­то­му что на са­мом деле шко­ла долж­на быть вто­рым до­мом, а не тем ме­стом, куда ты при­хо­дишь брать уро­ки и сда­вать те­сты. Это «две боль­шие раз­ни­цы». Осо­бен­но если вспом­нить, что сей­час ро­ди­те­ли бук­валь­но с утра до ночи на­хо­дят­ся на ра­бо­те, а ре­бен­ка вос­пи­ты­ва­ют Ин­тер­нет и га­д­же­ты. Чего мы то­гда хо­тим от на­ших де­тей, если они об­ща­ют­ся в об­щем и це­лом с ин­те­рес­ным кон­тен­том, но с без­душ­ной ма­шин­кой, а не с жи­вым че­ло­ве­ком? О ка­кой пе­ре­да­че тра­ди­ций идет речь, о ка­кой пе­ре­да­че куль­тур­ных ко­дов идет речь, если сей­час слож­но най­ти гра­мот­ный текст, чи­тая СМИ и Ин­тер­нет? А ведь речь – это тоже куль­тур­ный код.

Я очень на­де­юсь, что это пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­ние с толь­ко уро­ка на вза­и­мо­дей­ствие, ком­му­ни­ка­цию, вос­пи­та­ние как-то по­мо­жет. Что бу­дет пред­став­лять из себя про­грам­ма, я пока не осо­бо по­ни­маю. Ду­маю, и ор­га­ни­за­то­ры мо­ло­деж­ной по­ли­ти­ки пока мало это по­ни­ма­ют, но хотя бы стрем­ле­ние та­кое есть. Тут важ­но еще, ко­неч­но, не пе­ре­гнуть, по­то­му что все­гда есть та­кая опас­ность, как экс­цесс ис­пол­ни­те­ля. Есть ведь у нас за­ву­чи по вос­пи­та­тель­ной ра­бо­те? Но это, как пра­ви­ло, устра­ша­ю­ще­го вида те­тень­ки, ко­то­рые при­зва­ны пре­жде все­го дис­ци­пли­ни­ро­вать. А вос­пи­та­ние – это все­гда вза­и­мо­дей­ствие, ком­му­ни­ка­ция, лю­бовь в кон­це кон­цов. И очень хо­чет­ся, что­бы имен­но та­кие люди по­яв­ля­лись в шко­лах и оста­ва­лись там, что­бы в шко­лах в ито­ге ме­ня­лась ат­мо­сфе­ра.

По­мо­жет ли та­кая стра­те­гия из­бе­жать школь­ных тра­ге­дий, ска­зать од­но­знач­но слож­но, по­то­му что ре­бе­нок еще жи­вет и в об­ще­стве. Об­ще­ство наше сей­час во мно­гом нега­тив­но, плюс к это­му до­ба­ви­лась пост­ко­вид­ная де­прес­сия. Но если хоть где-то бу­дет ру­че­ек добра, если еще и в се­мье бу­дет ру­че­ек по­зи­ти­ва, то ко­гда-то все эти ру­чей­ки со­льют­ся в реку и ре­бе­нок бу­дет про­сто счаст­ли­вым. Ко­гда ре­бе­нок счаст­лив, ему не хо­чет­ся уби­вать вне за­ви­си­мо­сти от того, есть у него ору­жие в ру­ках или нет. Стре­ля­ет не ру­жье, стре­ля­ет че­ло­век, по­это­му нуж­но сде­лать так, что­бы в го­ло­ве не было это­го «спус­ко­во­го крюч­ка», что­бы в го­ло­ве и в серд­це были дру­гие при­о­ри­те­ты. А для это­го нуж­но боль­ше люб­ви – вез­де.

Школа как второй дом: почему в учебных заведениях нужно менять атмосферу

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог