Перейти к содержанию

REGCOMMENT Дистанционное образование: почему оно может быть опасно для детей

Ди­стант – это боль­ная со всех сто­рон тема: и для си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния, и для ро­ди­те­лей, и для де­тей. Но мы ви­дим, что, дей­стви­тель­но, неко­то­рые ме­не­дже­ры об­ра­зо­ва­ния на­чи­на­ют нас го­то­вить к тому, что бу­дет либо ди­стант, либо про­дле­ние ка­ни­кул, либо что-то еще.

Про­дле­ние ка­ни­кул – это сама по себе до­воль­но стран­ная мера. Что дает про­дле­ние ка­ни­кул? Дети в это вре­мя пе­ре­ста­ют об­щать­ся? Их ро­ди­те­ли пе­ре­ста­ют об­щать­ся? Суть борь­бы с эпи­де­ми­ей в том, что­бы, с од­ной сто­ро­ны, про­ве­сти вак­ци­на­цию, с дру­гой — раз­де­лить по­то­ки за­ра­жен­ных и неза­ра­жен­ных лю­дей с даль­ней­шей ло­ка­ли­за­ци­ей и ле­че­ни­ем за­ра­жен­ных. Но про­дле­ние ка­ни­кул ни­как не огра­ни­чит де­тей в об­ще­нии, как и их ро­ди­те­лей. Я по­ни­маю, что люди ищут раз­лич­ные ва­ри­ан­ты как-то ре­шить про­бле­му, но мне эти по­пыт­ки ка­жут­ся стран­ны­ми.

Как вы­брать меж­ду ди­стан­том и оч­ной фор­мой? Счи­та­ет­ся услов­но, что ди­стант вро­де бы в раз­гар пан­де­мии смо­жет пре­кра­тить кон­так­ты, но та­кое воз­мож­но толь­ко в том слу­чае, если все бу­дут си­деть дома под зам­ком. Обес­пе­чить это невоз­мож­но. Дети по­си­дят на ди­стан­те – и пой­дут об­щать­ся, по­то­му что это дети, для них глав­ный ин­те­рес – это об­ще­ние, осо­бен­но для под­рост­ков, сту­ден­тов. Об­щать­ся – их ве­ду­щая пси­хо­ло­ги­че­ская по­треб­ность, как и ис­кать себе дру­зей. По­са­дить их под за­мок невоз­мож­но, но то­гда про­па­да­ет сама суть ди­стан­та. Раз­ве что они мень­ше бу­дут ез­дить в транс­пор­те по учеб­ным за­да­чам, по неучеб­ным же бу­дут ез­дить точ­но так же. Ди­стант в ка­че­стве про­ти­во­пан­де­ми­че­ской меры ра­бо­та­ет толь­ко в ре­жи­ме пол­но­го лок­дау­на.

Ко­неч­но, оч­ная фор­ма обу­че­ния все­гда луч­ше: учит не ма­ши­на, учит че­ло­век. Млад­шие клас­сы по­лу­ча­ют за­ряд энер­гии от учи­те­ля. Учи­тель на сво­ем при­ме­ре по­ка­зы­ва­ет им, как по­лу­чать зна­ния. В стар­шем воз­расте они уже мо­гут боль­ше зна­ний, ко­неч­но, на­ра­ба­ты­вать сами. К тому же школь­ни­ки и так мно­го до­учи­ва­ют­ся ди­стант­но на раз­ных учеб­ных плат­фор­мах, ко­то­рых се­год­ня мно­же­ство.

Но по­ми­мо соб­ствен­но учеб­ных кри­те­ри­ев, есть еще та­кой кри­те­рий, как по­лу­че­ние со­ци­аль­ных на­вы­ков. Если ре­бе­нок си­дит дома, он ни­ко­гда не на­учит­ся об­щать­ся с лю­дь­ми, ис­кать ва­ри­ан­ты раз­ре­ше­ния раз­лич­ных си­ту­а­ций. Если пред­ста­вить себе до­ве­ден­ное до аб­сур­да ди­стан­ци­он­ное обу­че­ние, еще и ко­гда ре­бе­нок си­дит дома под стра­хом пан­де­мии, то это очень ум­ный ре­бе­нок, ко­то­рый зна­ет мно­го фор­мул, ко­то­рый мо­жет знать язы­ки, но при этом, за­хо­дя в об­ще­ствен­ный транс­порт, он не бу­дет по­ни­мать, как ему встать, ко­гда ему сесть, ко­гда нуж­но усту­пить ме­сто. За­хо­дя в ма­га­зин, он не бу­дет знать, как вы­брать то­вар, рас­пла­тить­ся и так да­лее. Это че­ло­век с боль­шим объ­е­мом тео­ре­ти­че­ских зна­ний, ко­то­рые он не мо­жет ис­поль­зо­вать, по­то­му что че­ло­век – су­ще­ство со­ци­аль­ное. Ему нуж­но об­щать­ся. Дети в об­ще­нии учат­ся по­ни­мать, кто они та­кие, как жить с дру­ги­ми лю­дь­ми во­круг, в ка­кие раз­ные си­ту­а­ции ты мо­жешь по­пасть и как най­ти вы­ход из них. Это те са­мые soft skills, на ко­то­рые по­том ком­па­нии тра­тят огром­ные сред­ства, что­бы на­учить со­труд­ни­ков ком­му­ни­ка­ци­ям. А мы, по­лу­ча­ет­ся, де­тей в школь­ном воз­расте это­го ли­ша­ем. И дети не уме­ют рас­по­зна­вать эмо­ции, у них раз­ви­ва­ет­ся де­прес­сия на фоне того, что они не по­лу­ча­ют это­го об­ще­ния. Тем бо­лее если ре­бе­нок си­дит по­сто­ян­но дома с ро­ди­те­лем на уда­лен­ке, но при этом они не об­ща­ют­ся: ро­ди­те­лю нуж­но ра­бо­тать. Ре­бе­нок по­лу­ча­ет ро­ди­те­ля, ко­то­рый ря­дом, но не с ним. Это тоже боль­шая пси­хо­ло­ги­че­ская про­бле­ма.

Иде­аль­но­го ре­цеп­та, ко­неч­но, нет. Есть опас­ность пан­де­мии, есть опас­ность по­те­рять де­тей пси­хо­ло­ги­че­ски, по­лу­чить по­том ро­бо­тов, ко­то­рые не уме­ют об­щать­ся, из-за чего столк­нут­ся с боль­шим ко­ли­че­ством слож­но­стей в жиз­ни. И во всем этом необ­хо­ди­мо най­ти ка­кую-то зо­ло­тую се­ре­ди­ну.

 

Дистанционное образование: почему оно может быть опасно для детей

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог