Перейти к содержанию

FEDPRESS Смыслы недели: кризис на границе, QR-коды в транспорте, бессрочные главы регионов

Уходящая неделя запомнилась резонансными событиями. Уже несколько дней подряд в России обсуждается введение QR-кодов в транспорте, инициатива вызвала настоящую войну экспертов. На границе Польши и Белоруссии внезапно для всех случился миграционный кризис, а под санкциями из-за него могла оказаться Россия. В Госдуме тем временем приняли в первом чтении законопроект Клишаса-Крашенинникова. Об этих и других событиях мы поговорили с ведущими экспертами страны в рубрике «ФедералПресс» «Смыслы недели».

Политическая кампания без выборов

Слухи о введении QR-кодов на транспорте начали барражировать в телеграм-каналах с начала недели. Уже в четверг РБК со ссылкой на правительственный источник написал о том, что соответствующий проект готовится для внесения в Государственную думу. Инициатива вновь разделила не только экспертов, но и общество в целом. Так, глава Центра Гамалеи Александр Гинцбург назвал меру эффективной: «Доказательства этому мы видели летом на примере Москвы, когда после введения QR-кодов началась массовая вакцинация. Если коды будут введены на законодательном уровне, это будет великолепно», – заявил он в беседе с РИА «Новости». Вместе с тем, политтехнологи считают, что определенный процент тех, кто не будет вакцинироваться, все равно останется.

«Проблема кампании по вакцинированию и вообще коммуникации в отношении коронавируса завязана в основном на том, что люди не верят власти. На потерянном доверии началась эта компания год назад со странных «телодвижений», которые все до сих пор помнят – преподносились разные данные, решения то принимались, то менялись. Сразу кампания началась невнятно, несистемно. След до сих пор тянется. Сейчас повсеместное применение QR-кодов, конечно, приведет к тому, что какая-то часть населения вакцинируется – например, те, кто сомневались и по разным причинам не хотели прививаться.

 

Введение QR- кодов говорит еще и о том, что по-хорошему не получилось. Это мера похожа на ту, когда приходится ставить ребенка в угол. Всех тех, у кого не будет QR-кодов, ограничат в каких-то правах. Возможно, это справедливо, хотя пока никто – ни Всемирная организация здравоохранения, ни наши министерства не могут сказать, что такая мера спасет мир от коронавируса. Нет таких данных. В любом случае, как бывает и на выборах, появится группа людей, убежденных в том, что это вранье, что это не работает, также останется часть сомневающихся людей, которые так и будут метаться, не понимая, что им делать.

Среди антиваксеров тоже есть люди воодушевленные, верящие в идею. Они, возможно, начнут активизироваться, испытывая давление. Всегда появляются пассионарные люди в любом сообществе, которые начинают вести более активную борьбу. При любом давлении возникает сопротивление – это закон физики и закон коммуникаций», – рассказала в беседе с «ФедералПресс» политический консультант Алена Август.

Неожиданный кризис

На уходящей неделе серьезно обострилась ситуация с мигрантами с Ближнего Востока на белорусско-польской границе. Они разбили лагерь и неоднократно пытались прорваться на территорию Европы. Президенту РФ Владимиру Путину пришлось несколько раз обсуждать возникший кризис с исполняющей обязанности канцлера ФРГ Ангелой Меркель. В это же время в СМИ начали распространятся данные, что ситуация может повлиять в некоторой мере и на Россию – например, речь шла о введении санкций в отношении авиакомпаний, которые перевозят беженцев в Минск, откуда те отправляются к границе. В частности, Bloomberg писал о мерах в отношении «Аэрофлота», но в «Аэрофлоте» пригрозили судом в ответ на обвинения в доставке мигрантов. Кремль назвал в свою очередь информацию, содержащуюся в публикации Bloomberg, безумной.

В тексте, посвященном политическим перспективам Союзного государства политолог Павел Салин выразил мнение, что между Россией и Белоруссий единственным реальным направлением сотрудничества остается военно-политическое, в том числе и в части гибридных операций.

«Например, вопрос об инициативе с беженцами [на польской границе] – это только идея Лукашенко или ее подсказали в Москве, которая тоже не против создать напряженности на прибалтийском и польском направлениях?», – отметил Салин.

В то же время политтехнолог, автор телеграм-канала «Политджойстик» Марат Баширов склонен полагать, что Россия никак не пострадает от миграционного кризиса. И более того – к нему вовсе не причастна.

 

«Во-первых, Россия к этому не имеет отношения, о чем сегодня заявил министр иностранных дел Франции. У них нет данных о том, что Россия как-то модерировала процесс. Поэтому слухи о том, что будут введены санкции в отношении «Аэрофлота», так и остались слухами. Никаких санкций не будет.

Во-вторых, белорусские власти заявляют, что мигранты прибывают на территорию страны вполне законно. Нет нарушения белорусского законодательства. Сегодня белорусская сторона отказала в посадке в Турции тех людей, которых мы сейчас называем мигрантами. Дополнительного их притока на границу не будет.

В-третьих, Польша нарушает ту политику Евросоюза, которую организация до сих пор декларировала. Мы это видели, когда мигранты двигались по южному коридору – те беженцы, которые приезжали в Турцию, потом двигались на Балканы и потом уже передвигались через Венгрию и Словению, пытаясь попасть в Евросоюз. Но их там жестко не встречали и действовали в рамках той политики, которую ЕС определил.

Польша всю политику рушит – она не пропускает мигрантов, не разбирается. Это ставит вопрос в отношении всей политики Евросоюза, в отношении южного коридора, потому что сейчас страны, которые там работают по стандартам, тоже могут сказать: «А почему такие разные подходы?».

Мне кажется, что критическая масса людей, скопившихся на границе с Польшей, начнет раздражать и власти Евросоюза, и правозащитные организации будут громче говорить, что это ужасающие условия. В этот момент и будет критическая точка, когда переругаются власти ЕС и Польши. Вчерашние звонки госпожи Меркель показывают, что Германия и другие страны осознают, что надо вступать в прямой диалог с Лукашенко, чего они не хотят, или уговорить нашего президента быть посредником. Но не очень понятно, а нам-то что с этого? Почему мы должны уговаривать Лукашенко, чтобы он взял этих людей и куда-то дел?», – заявил Баширов.

Первое чтение пройдено

Госдума в первом чтении приняла законопроект Клишаса-Крашенинникова о публичной власти в России. Он предполагает унификацию названия глав регионов, а также возможность переизбрания их более двух сроков подряд. Несмотря на продолжающееся сопротивление инициативе со стороны республики Татарстан, эксперты считают нововведения оправданными. Так, политолог Павел Данилин уверен, что требование об ограничении срока полномочий избыточно, а единое наименование глав регионов лучше соответствует их статусу.

«Если человек хорошо справляется со своими обязанностями, хорошо работает, то менять его в обязательном порядке только потому, что он отработал два срока, никакого смысла нет. А если он справляется плохо, как это было в случае губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, то его попросту не переизберут. Это нововведение не говорит ни о преимуществах, ни о недостатках. Это просто формат использования возможностей того или иного политического деятеля.

Что же касается наименования главы региона – это тоже соответствует принципам федеративности, поскольку у нас есть субъекты-республики, есть субъекты-области, есть края.

 

Это три варианта субъекта, и глава, к примеру, Чеченской Республики по формату полномочий и ответственности, которыми он наделен, ничем не отличается от главы Тамбовской области.

Поэтому и называться они должны одинаковым образом. Поэтому здесь метания Татарстана в стиле «Ах, нашего президента больше не будут называть президентом» неверны. Мы живем в республике, и такое вольное толкование документов что, разве позволяет называться хоть шахом, хоть ханом, хоть царем?», – рассказал в беседе с «ФедералПресс» Данилин.

Политолог Дмитрий Журавлев считает, что нововведение усилит политическую стабильность в стране.

«Права губернатора, главы региона, президента региона – одинаковые. Но титул президента отсылает нас к девяностым годам, когда между Россией и Татарстаном существовал договор как между двумя равными государствами. И это ложное равноправие страны и региона – политически опасное явление.

Проблема не в том, что Татарстан может выйти из состава РФ, он этого попросту не захочет, но сама такая двойственность вредна. С учетом напряженности на международной арене мы не можем себе позволить такую роскошь+», – заявил Журавлев.

https://fedpress.ru/article/2872084

Опубликовано в рубрикеПолитконсультант