Перейти к содержанию

ВЕК Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2021 года) — часть 1

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили итоговое за 2021 год исследование, посвящённое оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации.

Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации. Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.

Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»)

Хронологические рамки рейтинга охватывают весь 2021 год. В тех случаях, когда ротация мэров произошла непосредственно в декабре, в итоговый «Национальный рейтинг» вводятся вновь назначенные руководители, только если достаточное количество экспертов успело сформировать своё мнение и отозваться на происшедшую перемену. В противном случае в исследовании присутствуют и оцениваются «старые» мэры. Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»).

Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества. Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части. Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования. В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной. Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Андрей МАКСИМОВ Директор Центра территориальных изменений и городского развития ИПЭИ РАНХиГС. Председатель экспертного совета Союза российских городов. Председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ 2021 год в деятельности глав муниципальных образований, мэров больших городов был годом только тактических изменений. Например, связанных с ротацией состава федеральных и национальных проектов и тактических изменений на региональном и местном уровне. Грядущий же через неделю 2022 год выглядит временем начала так называемой «низовой административной революции». Действительно, накануне нового года в Госдуму был внесён законопроект, который кардинально меняет устройство муниципальной власти. Прежде всего, глобальные изменения предлагаются в сфере разграничения компетенций. На мой взгляд, это самое значимое. Предлагается исключить существующую правовую категорию «вопросы местного значения» и закрепить за муниципалитетами на постоянной основе на всей территории страны только очень ограниченный круг вопросов. В них не входит ни жилищно-коммунальное хозяйство, ни в полной мере благоустройство, ни начальное, среднее, дошкольное и школьное образование. По законопроекту, который предложен, муниципальным властям остаются в универсальном порядке только полномочия в области культуры, организации досуга, первичной пожарной безопасности, поддержания межнационального мира и согласия, развития международных связей и ряд других полномочий. Но практически весь существующий набор компетенций муниципальных образований, в том числе крупных городских округов, переходит в статус вопросов регионального значения, и только регион вправе часть из этих полномочий передавать на постоянной или временной основе на уровень городских и муниципальных округов. Так это выглядит сейчас в законопроекте. 2022 год станет годом определения: будет ли принят законопроект в таком виде, или всё-таки города добьются сохранения статуса? И если большая часть вопросов действительно перейдёт на региональный уровень, то как поведут себя регионы? Либо они инерционно сохранят те вопросы, которыми занимались городские и муниципальные округа, за собой, примут это региональными законами, наделят соответствующими ресурсами муниципалитеты. Либо начнут процесс масштабнейшей централизации полномочий, что неизбежно будет связано с ликвидацией муниципальных учреждений и предприятий, созданием новых предприятий на региональном уровне, передачей имущества, перераспределением доходных источников. Это действительно революционный процесс, который может начаться в 2022 году, хотя год начала реализации законопроекта – 2023. Таким образом, следующий год будет годом выбора новых законодательных решений и выбора пути в каждом конкретном регионе. Ну и, конечно, сейчас часто поднимают вопрос о формальном статусе мэров и их взаимоотношениях с главами субъектов, о механизме назначения и смещения глав муниципальных образований. В нынешних законодательных реалиях у губернатора есть достаточно возможностей для того, чтобы обеспечить лояльность и встроенность в свою команду глав местного самоуправления. Для этого уже достаточно много рычагов, начиная от деятельности конкурсной комиссии, которая выбирает кандидатуры глав муниципальных образований, и в которой не менее половины членов представляет субъект Российской Федерации. И заканчивая, например, механизмом удаления в отставку или отрешения от должности мэров. Тем не менее, расширение этих механизмов влияния в законопроекте может привести к новому статусу мэров и новой комбинаторике кадровых решений. Нельзя исключить, что главами муниципальных образований теперь смогут быть одновременно заместители губернатора. Во всяком случае, такие возможности совмещения закладываются в новом законопроекте. Нельзя сказать, что это полностью изменит систему взаимоотношений «регион-муниципалитет», но может послужить толчком для серьёзных новых кадровых изменений в муниципальной сфере. Это может быть временем начала активного кадрового движения, импульсом для которого может послужить принятый законопроект.

Алёна АВГУСТ Политтехнолог, специалист по связям с общественностью В архитектуре управленческой модели института российских градоначальников пока идеального решения не найдено. В моём понимании мэр – это больше завхоз, у которого не просто всё хорошо работает, нигде трубы не текут, и дома нормально стоят, не валятся, но он ещё и понимает и чувствует настроения людей, которые живут на его территории, умеет с этим работать, умеет прогнозировать и стратегировать. К сожалению, таких градоначальников, мягко говоря, совсем не много. Именно поэтому и предпринят переход от мэра народного, когда победу можно добыть хорошо подвешенным языком, поговорить, похлопать по плечу, пообниматься, но при этом не разбираться в хозяйстве, к мэру – управленцу. Потому что хороший парень – не профессия. Был расчёт на то, что профессионалы всё-таки приведут в порядок городское хозяйство и смогут правильно коммуницировать. Тем не менее, как всегда, система правит людей, поэтому часть назначенных мэров слишком боятся потерять место в системе и слишком зависят от внешних решений и команды сверху, что приводит к хорошим результатам в чиновничьей карьере, но к не очень хорошим практическим результатам для жителей. Какой мэр лучше, местный или неместный, – тоже дискуссионный вопрос. Психология российской действительности такова, что мы не очень впускаем в ближний круг людей, поэтому многие на территории считают: «Если свой, то он что-то там понимает, мы на одном горшке сидели, вместе портвейн из горла в подъезде пили – он же должен понимать, как мы тут живём, всем остальным этого точно не понять». Мы приезжаем в регион на выборы, а нам с порога говорят: «Вы уедете, а нам тут жить, у нас специфика, вам не понять». А на самом деле эта «специфика» довольно относительна. Поэтому любому мэру важно правильно выстраивать отношения и идеально работать. Если ты свой – тебя примут, усадят за стол, похлопают по плечу. Но потом спросят результаты, а у тебя их нет! И будет уже не важно, местный ты или приезжий, наоборот, к тебе будут претензии: «Как же так, ты – свой, а ничего не сделал!» Другая история с внешним (пришлым) мэром. К нему есть психологически глубоко заложенное недоверие, но если этот человек правильно выстраивает коммуникации и идеально работает и умеет представить результаты работы, все претензии сходят на нет. К нему нет вопросов по работе, он правильно всё преподносит, он правильно общается с людьми. Тут золотой середины нет. Всё зависит от человека. Вот и получается, что пока тенденций к стабильности института мэров нет. Есть вектор поиска решений. Многие мэры свой срок полномочий «не высиживают», не доживают в статусе мэра. Почему? Это и невозможность принимать самостоятельные решения в некоторых ситуациях, невозможность справиться тем бюджетом, который есть, с теми задачами, которые накопились за много-много лет. Невозможность выстроить верные взаимоотношения с региональными властями, с населением. Это либо хозяйственные полномочия, либо коммуникации, либо поймали (нечист на руку). Это всеобщая кадровая проблема. Если бы у нас была какая-то волшебная корзинка, где лежали бы мэры-управленцы с прекрасными практическими умениями и коммуникативными навыками, у которых даже в мыслях нет что-то украсть и где-то смухлевать, наверное, мы брали бы их оттуда, «дарили» бы их людям в регионах, и люди были бы счастливы. Но и то не все. Потому что даже тогда нашлось бы, к чему придраться. Наступит ли когда-то стабильность – неизвестно, потому что мир сильно меняется, люди меняются, возрастает запрос к качеству управления, а кадровый голод никто не отменял.

Сергей БЕЛОКОНЕВ Политолог, научный руководитель Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового Университета при Правительстве РФ В уходящем 2021-м году укрепилась тенденция ослабления муниципального уровня власти в России. Десятки уголовных дел, возбуждённых в отношении действующих глав муниципалитетов, переходы мэров городов на более спокойные позиции в ряде регионов говорят о том, что проблемы местного самоуправления усугубляются. Мы видим, например, в Курске переход мэра В. Карамышева в замы губернатора региона; новый руководитель города Таганрога, так же, как и предшественник, является ростовским «варягом»; очередная замена происходит в должности председателя Хабаровской городской думы и т. д. Общим в этих карьерных траекториях является отсутствие последовательности, осмысленности и системности кадровой политики страны. Сильные и квалифицированные управленцы избегают любых позиций на уровне МСУ. Долгие годы говорится о том, что федеральное законодательство (прежде всего, ФЗ 131) не идеально, но также очевидно, что и межбюджетные отношения «Центр-регионы-муниципалитеты» являются препятствием для развития экономики страны. Последние несколько лет реализуются попытки скорректировать ситуацию за счёт федерального финансирования благоустройства. Конечно, в ситуации неравномерного развития страны в этом есть логика. Но стоит менять подход и рассматривать муниципальную экономику как важнейшую часть национальной экономики и возможность увеличить экономический рост за счёт активизации финансово-экономической деятельности в городах и посёлках России. Интересным кейсом в этой связи является соседняя Украина, где изменили бюджетно-финансовые условия в пользу муниципалитетов и получили положительный эффект.

Михаил БОЧАРОВ Социолог, заместитель генерального директора Института региональных проблем Основные проблемы, с которыми мэры и сити-менеджеры подошли к началу зимы 2021-2022 гг.: – обсуждение федеральных мер по преодолению ковида (куар-коды и т. п.); – уборка городов от снега; – закрытие годового бюджета; – транспорт. В обсуждении федеральных мер по преодолению коронавирусной опасности (куар-коды на транспорте и т. п.) Москва в определённом смысле стала флагманом по сопротивлению федеральным мерам. Здесь они даже не обсуждаются. В декабре в российской столице состоялся традиционный зимний фестиваль «Путешествие в Рождество», отменённый из-за пандемии в прошлом году. Несмотря на заражение москвичей ковидом по 3 000 человек в сутки (в прошлом году было на 500 человек меньше), c 10 декабря по 9 января москвичи и гости столицы пришли и придут на катки и фестивальные площадки по всему городу. На улицах установили украшенные елки, открылись новогодние ярмарки. Все мероприятия фестиваля проходили с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. Посетителям необходимо было придерживаться социальной дистанции и носить маски. Вводить новые жёсткие ограничения и закрывать Москву на карантин (локдаун) власти не собираются. Заболеваемость COVID-19 в целом в столице снижается. Улучшить ситуацию в рамках мер по борьбе с распространением коронавируса также помогают экспресс-тесты. Их сегодня можно сделать в 70 местах — крупных торговых центрах, МФЦ и на территории транспортно-пересадочных узлов. Посещение музеев, театров и массовых мероприятий (более 500 человек) – только по QR-коду. По словам Сергея Собянина, система работы с QR-кодами будет совершенствоваться. Мэр Казани Ильсур Метшин подвёл первые итоги внедрения QR-кодов в общественном транспорте. Он подчеркнул, что сопротивления этому не было, но сил проверяющих, например, в казанском метро хватило только на две недели, что вызвало столпотворение людей. В Вологде открылся моногоспиталь для лечения детей с коронавирусом. Уборка городов от снега – ещё один насущный вопрос для градоначальников. Мэр Екатеринбурга Алексей Орлов заявил, что «очень внимательно» следит за работой коммунальных служб и сам любит пройтись пешком, чтобы лично убедиться в выполнении распоряжений по созданию комфорта и безопасности. Немало натерпелись из-за «внезапно» наступившей в городе зимы жители Санкт-Петербурга. Смольный же всё это время рапортовал об успешной борьбе со снегом, лишь изредка отмечая некоторые трудности, да и то винил в них водителей, бросающих авто на дороге. Но в целом официальные релизы и некоторые заявления властей наталкивали на мысль, что чиновники живут в какой-то другой реальности, где Петербург быстро расчищают, а «дворник-шеринг» настолько популярен, что стал «школьник-шерингом». Петербуржцы массово жалуются на некачественную уборку снега и наледи. На портале «Наш Санкт-Петербург» на середину декабря насчитывалось более 4 230 обращений на эту тему, из них свыше 160 касались свисающих с крыш опасных сосулек. Жалобы в соцсетях сосчитать нереально, горожане активно писали, прилагая фотографии, и в официальных сообществах профильных комитетов, и на странице губернатора, главы города Александра Беглова. Многие дворы всё ещё завалены снегом, детские площадки не расчищены. Люди жалуются, что грязный снег просто свалили на обочины, а во дворах огромные сугробы теперь наросли на газонах. На дорогах под ногами и колесами — наледь. По всей видимости, весь этот брошенный снег растопят отнюдь не снегоплавильные пункты, а грядущее потепление. И тогда петербуржцев будет ожидать новое удовольствие — грязная каша под ногами. Ранее газеты писали, что петербургские дворники массово бросают лопаты и уходят в курьеры из-за мизерной зарплаты. Юрий Шалабаев в Нижнем Новгороде призвал жителей обращаться в специально открытую диспетчерскую службу при МКУ «ЦДС» по поводу ненадлежащего состояния дорог зимой. Глава Челябинска Наталья Котова признала обоснованными претензии автомобилистов, которые жаловались на пробки из-за неубранных сугробов. А глава Владивостока Константин Шестаков лично помог местной жительнице вытолкать автомобиль, который из-за гололёда не мог подняться в горку, и попросил водителей не выезжать на летней резине во время циклона с метелью и сильным ветром, который накрыл город. Между тем перед каждым градоначальником стоит задача по закрытию годового бюджета и отчёт по реализации крупных проектов. Так, власти Саратова намерены восстановить объект культурного наследия муниципального значения – «Дом И. И. Зейферт», расположенный в здании бывшей гостиницы «Россия», где 4 ноября произошёл пожар. Об этом заявил мэр Михаил Исаев. Также СМИ сообщали, что на заседании совета по инвестициям и экспортной деятельности при губернаторе Саратовской области глава города Михаил Исаев отчитался о подготовке инфраструктурных проектов на территории старого аэропорта и бывшего комбикормового завода. В Воронеже волонтерам, работающим в рамках проекта «Мы – Вместе», предоставили бесплатный проезд на общественном транспорте. Лидер молодежного крыла ОНФ Игорь Кастюкевич сообщил, что такое решение было принято совместно с мэром Воронежа Вадимом Кстениным. В Екатеринбурге на реконструкцию выделено 35 млн рублей. Объявлен аукцион на реконструкцию улицы Чкалова на участке между улицами Академика Вонсовского и Краснолесья. Мэр Красноярска Сергей Ерёмин в Instagram транслирует, как идёт ремонт местного цирка: проект пришлось корректировать — в начале года ввели новые требования к содержанию животных, первоначальный же проект разрабатывали ещё в 2017 году. Если бы эти требования не учли, здание могли не принять. В новом проекте увеличили и расстояние между креслами. В декабре в Иркутске стартовал муниципальный этап конкурса «Лучший учитель года-2022». Победитель профессионального состязания получит в подарок квартиру. Такое решение принял мэр Иркутска Руслан Болотов. Шесть новых дорог стоимостью 570 миллионов рублей сдаются в микрорайоне «Левенцовский» в Ростове-на-Дону до конца текущего года, сообщил глава администрации города Алексей Логвиненко. Глава администрации Симферополя Валентин Демидов заверил, что капитальный ремонт площади Ленина будет завершён до конца этого года. Мэр Грозного Хас-Магомед Кадыров сообщил, что пятнадцать многоквартирных жилых домов ввели в эксплуатацию в Грозном с начала 2021 года, строительство ещё семи планируется завершить до конца года. Наибольшее достижение в транспортном вопросе показала столица. 7 декабря президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли участок Большой кольцевой линии метро от станции «Мневники» до станции «Каховская» — это важная веха развития всего столичного метро. Впервые в современной истории отечественного метростроения запускаются сразу 10 станций. Деятельность мэров не в меньшей степени, чем глав регионов, пристально анализируют не только граждане и эксперты, но и федеральный центр. В 2021 году вышел Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов». (В редакции Указов Президента РФ от 13.05.2010 № 579, от 14.10.2012 № 1384, от 04.11.2016 № 591, от 09.05.2018 № 212, от 11.06.2021 № 362). Он определяет критерии успешности градоначальников, начиная с показателей числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчёте на 10 тыс. человек населения и заканчивая удовлетворенностью населения деятельностью органов местного самоуправления муниципального, городского округа. Согласно перечню, в который вошли 14 пунктов, проявить себя может каждый из градоначальников вне зависимости от масштабов вверенной ему территории и количества проживающих в городе.

Павел САЛИН Политолог На протяжении уходящего года мэрский корпус в полной мере столкнулся с последствиями прошлогодних политических изменений – внесения поправок в Конституцию. И если региональные власти почувствовали это на себе ближе к концу года (пресловутый закон Клишаса-Крашенинникова), то местные – в течение всего рассматриваемого периода. Этот мега-тренд, реализовывавшийся в течение года, можно разбить на несколько составляющих. Первая – «зачистка» мэрского корпуса от нежелательных для власти фигур. К ним относятся преимущественно градоначальники из команд предыдущих глав регионов. В большинстве случаев вытеснение протеже предшественника удавалось новому главе региона относительно беспроблемно. Наиболее показательным в масштабе года стал кейс Белгорода, поскольку именно Белгородская область из всех регионов, где в последнее время сменились губернаторы, обладает наиболее консолидированной элитой (похожая ситуация наблюдается и в Мордовии). Однако глава областной столицы Юрий Галдун, всё чаще становившийся объектом критики со стороны «кремлевского технократа» Вячеслава Гладкова, ушёл по-тихому сразу после сентябрьского трёхдневного голосования. На фоне внешнеполитических всплесков и ковидных вызовов это эпохальное для всей российской региональной и местной политики событие прошло практически незамеченным. Правда, в ряде регионов местной фронде пока удаётся противостоять тотальной экспансии «варягов». Речь идёт, в частности, о Мурманской и Ярославской областях. В обоих случаях «точкой сборки» местных интересов является бывший чиновник, сохраняющий влияние в регионе (в Мурманской области – бывший мэр Алексей Веллер, в Ярославской – экс-глава региона Анатолий Лисицын). В несколько видоизменённом виде такая конфигурация присутствует и в Тамбовской области, где местные элиты сделали ставку на Максима Косенкова. Правда, он предпочитает не идти на конфронтацию с региональными властями, а договариваться с ними (преимущественно на своих условиях) – как с бывшим губернатором, покинувшим свой пост в уходящем году, так и с новым «врио». Более редкой выглядит ситуация, когда «зачищается» мэр, не выгодный не новому губернатору – «варягу», а федеральному центру. В данном случае наиболее показателен кейс бывшей главы Якутска Сарданы Авксентьевой. Она ушла «по собственному желанию» в начале года, однако нашла себя в прокремлевском проекте «Новые люди», получив мандат депутата Госдумы. Вторая важная составляющая тренда на встраивание мэрского корпуса в «вертикаль» – усиливающаяся роль градоначальников как объектов для критики со стороны губернаторов. На протяжении года всё чаще это выглядело как выволочка подчинённому со стороны непосредственного начальника, хотя формально местное самоуправление всё ещё остается независимым, несмотря на ситуацию де-факто и неоднозначные поправки в Конституцию в прошлом году. Ярким, но далеко не единственным примером стала траектория карьеры бывшего мэра Владивостока Олега Гуменюка. Он становился объектом критики как для главы региона, так и дальневосточного полпреда Юрия Трутнева, причём зачастую ситуация в городе была негативной по объективным причинам. С его уходом вряд ли что-то изменится для его сменщика. Однако к концу года количество изменений наконец перешло в качество. Вышеуказанные тренды всё-таки касались ситуации «де-факто», а «де-юре» мэрский корпус по-прежнему остаётся в России самостоятельным и не зависимым от региональной и федеральной власти. Рано или поздно это должно было привести к законодательным изменениям. Ещё в ноябре через прокремлёвские СМИ в целях тестирования реакции местных элит была вброшена соответствующая информация, а в середине декабря она получила подтверждение. В Госдуму был внесён законопроект, предусматривающий серьёзные изменения в сфере местного самоуправления, в том числе и в распространении губернаторской «вертикали» на сферу местного самоуправления. Его авторами стали Павел Крашенинников и Андрей Клишас, что означает гарантированное принятие документа. В нём содержатся и нормы, значительно расширяющие ответственность мэров перед губернаторами и де-факто лишающие первых самостоятельности (примерно как по другому законопроекту Клишаса-Крашенинникова, уже ставшему законом, такой самостоятельности лишаются губернаторы перед федеральной властью). Лояльные власти СМИ подчеркивают, что такие нормы уже содержатся в федеральном законодательстве, и речь идёт лишь об их сведении в один документ. Правда, как часто случается в последнее время, после принятия выяснится, что в нём содержится множество «уточнений», которые в совокупности создают новую правовую реальность – как в случае с пресловутым первым «законом Клишаса-Крашенинникова», лишившим остатков политической субъектности региональные элиты. В новой реальности власть наверняка столкнётся с растущим дефицитом кадров на мэрском рынке – такая ситуация становится всё более острой на рынке губернаторском. Всё больше адекватных управленцев отказываются от внешне заманчивых предложений, а те, кто согласился и занял свой пост несколькими годами раньше, ещё до наступления «новой нормальности», прилагают усилия для того, чтобы уйти в отставку «по-хорошему».

Владимир КЛИМАНОВ Экономист. Директор института реформирования общественных финансов, руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Весь 2021 год ознаменовался для мэров российских городов скорее определением новых перспектив, чем чем-то существенным в их текущей жизни. В целом значимость муниципального уровня в решении задач, стоящих перед Россией, остаётся невысокой. Ещё в апреле, пожалуй, впервые в новейшей истории президент России в своем Послании Федеральному Собранию упомянул много конкретных городов: Красноярск и Челябинск, где так и не построили метро, готовившийся тогда к 800-летнему юбилею Нижний Новгород, где метро и вся транспортная сеть расширяются, а также многочисленные небольшие центры туризма в разных регионах страны. Однако в последующих действиях федерального центра руководители органов местного самоуправления почти не упоминались. У чиновников, экспертов, представителей бизнеса и собственно населения всё более складывается представление, что за все вопросы и проблемы на местном уровне ответственны главы регионов, но не городов. Именно до субъектов Федерации доводятся межбюджетные трансферты из федерального бюджета и кредитные средства «инфраструктурного меню», предложенного федеральным правительством. Одобренные правительством в октябре инициативные проекты, в том числе и проект «Города больших возможностей», также нацелены на регионы. Возможное формирование (формальное закрепление статуса) городских агломераций, анонсированное высокими чинами создание новых городов в Сибири и на Дальнем Востоке, масштабное копирование московской реновации в форме комплексного развития территорий – всё это рассматривается как приземление именно в регионы федеральных инициатив, практически без участия в них муниципальных органов. Результаты состоявшихся в сентябре выборов муниципальных представительных органов в 11 столичных центрах, в том числе в двух миллионниках – Перми и Уфе, также мало чем запомнились. Из политических перестановок осени 2021-го, связанных с мэрами, можно указать на отказ мэра Новосибирска коммуниста Анатолия Локтя идти в Государственную Думу и приход туда от «Новых людей» бывшей главы Якутска Сарданы Авксентьевой. В октябре сенатором стал бывший мэр Екатеринбурга Александр Высокинский. Ситуация с местным самоуправлением в целом и непосредственно с их руководителями, скорее всего, существенно изменится в ближайшее время. Внесённый в середине декабря, вслед за принятием федерального закона об организации публичной власти в субъектах Федерации, законопроект о местном самоуправлении должен перестроить существующую систему муниципальных образований и сформировать новые принципы взаимодействия властей разных уровней. Содержательная оценка отдельных положений данного законопроекта наверняка ещё будет активно проводиться, но достаточно посмотреть на то, что перечень федеральных законов, которые должны быть отменены или изменены после принятия нового федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, уже сейчас включает более 100 наименований. Этот перечень законов на семи страницах весьма точно характеризует, насколько многообразна текущая деятельность органов местного самоуправления при их исключительно низких возможностях реализовывать возложенные на них полномочия. Первая группа рейтинга Разноречивые, хотя и по большей части положительные оценки, которые получал в течение года Алексей Копайгородский (Сочи), определяли некоторую волатильность его позиций в «Национальном рейтинге». Однако оценки эти с течением времени приобретали всё более благоприятный характер. В итоге большинство экспертов сошлись во мнении, что очень не простой во всех смыслах 2021-й позволил этому градоначальнику только полнее раскрыть свои высокие управленческие качества. Утверждение Плана социально-экономического развития города до 2030 года – главный и неоспоримый стратегический успех мэра в рассматриваемый период. Федерального финансирования в таких объёмах Сочи не получал со времен подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года. Данное событие само по себе резко изменило настроение экспертного сообщества. Так, если первые сообщения о перспективах создания в городе впечатляющей Центральной набережной у некоторых наблюдателей вызывали недоверие и даже скепсис, то теперь стало ясно, что речь идёт не о прекрасных мечтах, а о том, что, несомненно, будет воплощено в жизнь. О предстоящей масштабной модернизации системы водоснабжения города, строительстве новых водозаборов эксперты сообщали ещё летом. Однако после того, как все эти меры стали частью Плана комплексного развития, и здесь появилась полная уверенность в реализации намеченного и озвученного. Не прошло мимо внимания экспертов конструктивное взаимодействие Алексея Копайгородского с влиятельными руководителями федерального уровня. Так, с вице-премьером Правительства РФ Маратом Хуснуллиным и с министром строительства и ЖКХ РФ Иреком Файзуллиным координировалась работа по выработке стратегии развития Сочи до 2030 года; с руководителем Росгеологии Сергеем Горьковым прорабатывалось решение проблем водообеспечения; встречи с федеральным министром природных ресурсов и экологии Александром Козловым были посвящены сохранению зелёного каркаса курорта и т. д. Некоторые действия, предпринятые мэром и городской администрацией в нынешнем году, во многих отношениях являлись рискованными и требовали от Алексея Копайгородского решительности и определённого политического мужества. Наиболее наглядно мэр Сочи продемонстрировал эти качества в ходе усиления мер по борьбе с самовольной застройкой, а также при подготовке и утверждении новых градостроительных норм, существенно ограничивающих, а в случае с многоэтажными домами – и вовсе запрещающих высотное строительство. Тем самым мэр Сочи одномоментно противопоставил себя ряду влиятельных финансово-строительных групп, что уже осенью, по сообщениям экспертов, вылилось в попытки его дискредитировать путём информационных вбросов через анонимные телеграм-каналы. Впрочем, должного эффекта эта кампания не возымела – Алексей Копайгородский и сейчас при каждом удобном случае подчеркивает, что генеральный курс на наведение порядка в градостроительной сфере ревизии не подлежит. Более того, он будет нормативно закреплён в новом Генеральном плане города-курорта, работа над которым наконец началась и будет полностью завершена в 2023 году. А карт-бланш на её проведение дан лично губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым. Сочетание хороших контактов на федеральном уровне с налаженным взаимодействием с главой региона отмечают многие эксперты, считая подобную ситуацию идеальной для Алексея Копайгородского. Вениамин Кондратьев неоднократно давал понять, что считает мэра Сочи одним из самых эффективных управленцев среди глав муниципальных образований Краснодарского края. В ходе декабрьской «прямой линии» губернатор и вовсе поставил Алексея Копайгородского в пример другим главам. Полное взаимопонимание между городской и краевой властью имело в уходящем году и сугубо практическое воплощение. Все заявки сочинского муниципалитета на участие в краевых программах финансирования были удовлетворены. Как отмечают эксперты, выступая драйвером ряда масштабных проектов, Алексей Копайгородский исключительно успешно справляется и с текущими городскими задачами. В актив сочинскому мэру аналитики записали грамотные управленческие решения, позволившие городу обеспечить высокую загрузку базовой для Сочи санаторно-курортной отрасли в условиях жёстких антикоронавирусных ограничений. В ситуации массового наплыва туристов властям удалось обеспечить максимальное соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и не допустить всплеска заболеваемости. В итоге впервые за время составления «Национального рейтинга мэров» (т. е. с 2014 года) представитель Сочи поднялся в ТОП-5 исследования. Александр Беглов (город федерального значения Санкт-Петербург) «выступал» в нынешнем году несколько лучше, чем в 2020-ом, не опускаясь в «Национальном рейтинге мэров» ниже 6-го места и заняв в итоговом исследовании четвёртую позицию. Большинство экспертов не считает это успехом, даже относительным. Очевидно, что потенциально глава Северной Пальмиры располагает возможностями, далеко превосходящими таковые практически всех мэров России, за исключением московского. Санкт-Петербург регулярно занимает ведущие позиции в самых разнообразных рейтингах (уровня жизни, благоустройства, социально-экономического положения, социальной ориентированности бюджета и т. д.), хотя это, как ни странно, мало кто считает личной заслугой самого Александра Беглова. Здесь регулярно проводятся крупнейшие мероприятия общероссийского и международного значения, позволяющие главе Санкт-Петербурга налаживать контакты, привлекать инвесторов, демонстрировать организаторские способности и продвигать в информационной повестке не только вверенный его попечению город, но и себя персонально. В конце концов, Александр Беглов на федеральном уровне имеет прямое отношение к «питерской команде», испытывающей сентиментальные чувства к Санкт-Петербургу, благодаря чему город получает значительные преференции. Примером таких преференций в нынешнем году, по мнению достаточно многих экспертов, служит решение о перерегистрации компании «Газпром». Сегодня практически все ключевые должности в руководстве города заняли ставленники Александра Беглова. Особенно значимо в этом смысле занятие кресла председателя Законодательного собрания вице-губернатором Александром Бельским. Бюджет города растёт, и в скором времени запланировано достижение им заветной цифры в 1 трлн рублей, что было в своё время обещано Александром Бегловым. По сообщениям экспертов, несмотря на проблемы, вызванные антиэпидемическими ограничениями, до конца года в Санкт-Петербурге введут 71 соцобъект и 3,2 миллиона квадратных метров жилья. При этом последний единый день голосования сопровождался целым букетом скандалов, вышедших на федеральный уровень. Планы воздвигнуть в городе с исторически сложившимся уникальным ансамблем 700 метровый «Лахта Центр 2» буквально повергают многих наблюдателей в ужас. Массовые драки мигранов получают меньший резонанс, чем московские аналогичные события, но продолжают оставаться печальной реальностью. Ошибки в позиционировании не были в нынешнем году столь вопиющими, но также продолжали плотным шлейфом тянуться за Александром Бегловым. В конце года, столкнувшись с критикой городских служб после прошедших снегопадов, глава города публично заявил, что со своими задачами они справились, и «перевёл стрелки» за возникшие проблемы на автомобилистов. Оценка личных деловых качеств Александра Беглова разделила экспертов на два лагеря: если лоялисты повествуют о них в превосходных степенях, то критики придерживаются прямо противоположной позиции. Шестая позиция, занятая Александром Бегловым в «Национальном рейтинге», с одной стороны, достаточно высокая (в прошлом ему не раз приходилось опускаться в исследовании существенно ниже); с другой, — для главы Санкт-Петербурга она никоим образом не может считаться удовлетворительной. Хас-Магомед Кадыров (Грозный), занявший пост мэра в марте 2021 года, привлекает достаточно большое внимание экспертов. Во-первых, он является родственником и выдвиженцем главы Чечни; во-вторых, Грозный на Северном Кавказе в определенном смысле является витриной, причём не только для республиканской элиты, но и, в не меньшей степени, для федерального центра. В целом этот мэр оставил у экспертов благоприятное впечатление. По их оценке, приход очень молодого по возрасту руководителя не ухудшил качество муниципального управления по сравнению с предшественником. Так или иначе, но Хас-Магомед Кадыров только в первом после его назначения «Национальном рейтинге» не входил в ТОП-10 исследования: многие эксперты не одобрили излишне частую, по их мнению, ротацию руководителей Грозного. Очевидно, что по отношению к Рамзану Кадырову Хас-Магомед Кадыров является хоть и доверенным, но «очень младшим» партнёром. Реалии республики диктуют, что по-другому сегодня быть не может. При этом во многих, если не в большинстве, российских регионов, лишённых чеченской и кавказской специфики, мэры административных регионов сегодня также являются лишь административной тенью губернаторов. Эксперты отмечают, что подчеркнуто лояльное отношение к главе республики не мешает Хас-Магомед Кадырову проявлять значительную медийную активность. Часть экспертов полагает, что Хас-Магомед Кадыров не имеет никакого политического значения. Однако, достаточно распространено и противоположное мнение, что в планы самого Рамзана Кадырова входит набор политического веса мэром Грозного, причём на федеральном уровне. Об этом, в частности, свидетельствовало выдвижения Хас-Магомеда Кадырова для участия в думских праймериз «Единой России». Положительные отзывы получила организационная работа городской администрации в день празднования 203-летия Грозного. Среди ключевых событий городской жизни практически все эксперты упомянули открытие крупнейшего на юге России ТРЦ «Грозный молл». В положительном контексте отмечаются усилия муниципальной администрации в дорожной сфере и борьба с самостроями. В декабре Хас-Магомед Кадыров возглавил управленческую команду, представлявшую Грозный при защите дипломных работ по программе развития ВЭБ.РФ и Сколково. Нельзя сказать, что дипломы международного уровня МРА, полученные в итоге представителями чеченской столицы, произвели неизгладимое впечатление на экспертов «Национального рейтинга». Но некоторый вклад в укрепление позитивного имиджа мэра Грозного внесло и это событие. В итоговом за год исследовании Хас-Магомед Кадыров занял почётное место среди десяти лучших мэров «Национального рейтинга». Отношение к Алексею Орлову (Екатеринбург) экспертов «Национального рейтинга» в целом было в 2021 году противоречивым. Он получил свою долю негатива за провал выборов «Единой России» в ЕДГ, который не мог не сказаться на его аппаратных позициях, хотя среди «главных виновников» фамилия мэра упоминалась не часто. Планы по передаче в концессию городского электротранспорта, как всегда в подобных случаях, активизировала негативные ожидания у достаточно многих наблюдателей. Сообщение мэра о «победе над гололёдом» дезавуировалось поступающей от наблюдателей информацией. Даже представители местного ГИБДД выражали недовольство работой городской администрации по уборке улиц. Изрядно нервирует местных жителей проект возведения транспортно-логистического центра и термального комплекса рядом с озером Шарташ, традиционным местом отдыха горожан. При этом мэр открыто поддерживает упомянутое строительство, а некоторые эксперты подозревают, что под вывеской ТЛЦ будет скрываться обычная промзона. Вместе с тем, Владимир Путин в декабре включил Алексея Орлова в президентский совет по стратегическому развитию и нацпроектам. Ряд наблюдателей ссылаются на якобы имеющиеся у губернатора области планы, формально или нет, подчинить мэру городскую организацию «Единой России». Усиление влияния Алексея Орлова явно просматривается в достаточно своевольном обращении его с городскими парламентариями. Вопреки обыкновению, мэр сначала просто не стал проводить с ними предварительные консультации по вопросу о городском бюджете следующего года. Затем отсеял тех из депутатов, которых волюнтаристски решил не принимать. В итоге бюджет был без особых коллизий утверждён в первом чтении, что для Екатеринбурга событие не совсем тривиальное. Но главный, стратегический актив Алексея Орлова — возвращение градостроительных полномочий городским властям, который, кроме всего прочего, подтверждает абсолютное доверие к нему со стороны Евгения Куйвашева. Можно констатировать большое количество претензий экспертов «Национального рейтинга» к мэру, так же, как и очевидную прочность его позиций и возрастающий уровень влияния. В данном случае объективная тенденция победила частное недовольство, и при подведении общего итога за год Алексей Орлов значительно прибавил.

Светлана РАЗВОРОТНЕВА Депутат Государственной Думы ФС РФ Главное политическое событие уходящего года – выборы в Госдуму. И в этом году мэр Москвы С. С. Собянин стал безусловным триумфатором. В Москве «команда мэра» выиграла все 15 одномандатных округов, результат партии «Единая Россия» также оказался вполне убедительным – 36,98% голосов – 6 мандатов. Итоги выборов в ГД особенно впечатляют на фоне достаточно проблемных выборов муниципальных депутатов, прошедших в 2017 году, и полных скандальных историй выборов в Мосгордуму в 2019 году. Выборы в Госдуму были также непростыми. Произошла практически консолидация оппозиционного электората под знаменами КПРФ. В публичном пространстве в течение всей кампании кандидаты от иных партий либо отсутствовали, либо были практически незаметны. В этих условиях мэр Москвы принял решение вести бой с открытым забралом. Он лично возглавил городской список «Единой России». Спискам «Умного голосования», которое в этом сезоне также сделало ставку в основном на кандидатов-коммунистов, Собянин противопоставил собственный «список мэра», включающий провластных кандидатов-одномандатников в каждом округе. При этом большинство из этих кандидатов, в отличие от выборов в Мосгордуму, шло под флагом «Единой России», а не как самовыдвиженцы. Электронное голосование позволило эффективно мобилизовать электорат. Явка на выборах в Москве оказалась достаточно высокой – 50,3%. При этом Москва выбрала для электронного голосования собственную электронную платформу, отличную от той, что применяли другие регионы России. Отличительная особенность московского электронного голосования состояла в том, что у пользователей была возможность в течение трёх дней изменить решение. Это привело к более длительному подведению итогов в Москве. Именно на это впоследствии указывала оппозиция, доказывая фальсификации выборов в Москве. Однако ни наблюдатели, ни суды факты фальсификаций не выявили. Тем более, что среди проголосовавших онлайн оказалось немало сторонников оппозиции. В пользу честности московских выборов говорит и тот факт, что социологические опросы, проводившиеся различными компаниями перед выборами в ГД, достаточно точно предсказали результаты голосования. В итоге в Госдуму пришла большая команда представителей Москвы, готовая поддержать идеи и предложения своего лидера – Сергея Семёновича Собянина. Москве, которая всегда стремилась установить на законодательном поле собственные правила игры, поддержка федеральных законодателей явно понадобится.

Екатерина КУРБАНГАЛЕЕВА Политолог, политический консультант. Директор научно-исследовательского центра «Особое мнение» Повестку 2021 года для Москвы – как, впрочем, и для любого региона нашей страны – определяли два события и две темы: продолжающаяся пандемия ковида и выборы депутатов Государственной Думы. Но, конечно, в силу столичного статуса то, как Москва справлялась с задачами и рисками в контексте этих двух событий, имело общероссийский резонанс. После сложного предыдущего года, когда решения часто были резкими и противоречивыми, в этом году в борьбе с коронавирусом Москва отказалась от крайностей, например, введения локдаунов. Ставка делалась больше на профилактику, предполагающую, в том числе, ограничительные меры: увеличение количества пунктов бесплатного экспресс-тестирования и вакцинации, развитие возможностей телемедицины. Конечно, не обошлось без жёстких решений, особенно в период двух пиков роста заболеваемости в июне и второй половине октября. Была введена вызвавшая протесты система QR-кодов, но работала эта система недолго. Важно отметить, что московская система здравоохранения за время пандемии накопила определённый опыт, который позволял оказывать плановую и экстренную помощь даже в периоды пиков заболеваемости COVID-19. Выборы депутатов ГД в столице были, пожалуй, одними из самых драматичных. В Москве использовалась система электронного голосования (ДЭГ), при этом сервисом воспользовались (зарегистрировались) около 2 млн избирателей. Столица между тем оказалась последней из регионов, кто опубликовал результаты онлайн-голосования, сделав это с почти суточной задержкой. Результаты онлайн-голосования серьёзно повлияли на итоговые показатели. Это вызвало активные протесты, прежде всего, коммунистов, чьи кандидаты в депутаты ГД в результате проиграли, а также подорвало доверие к ДЭГ. Отдельно необходимо подчеркнуть, что со снятием для глав регионов ограничений на два срока перспективы Сергея Собянина переизбраться весьма устойчивы. В целом Москве удаётся активно восстанавливать экономику (далее приведены данные за три квартала 2021 года): наращивать несырьевой неэнергетический экспорт (на 28 процентов больше, чем в предыдущем году), увеличивать объём инвестиций (на 22% больше по отношению к 2020 году). Этому, в том числе, способствуют принимаемые меры поддержки бизнеса и НКО, а также стимулирование москвичей заниматься собственным бизнесом (8,5 тыс. москвичей зарегистрировались как самозанятые и открыли своё дело). Среди знаковых событий в жизни столицы как региона я бы выделила три момента. Во-первых, Москве удалось справиться с возможными рисками, связанными с безработицей. Власти активно занимались проблемой: в результате уровень безработицы не превышает, как и в апреле 2020 года, 0,52 процента. За время с начала пандемии удалось трудоустроить порядка 250 тыс. человек. Во-вторых, весной 2021 года в Москве был открыт первый за сто лет и десятый по счёту железнодорожный вокзал Восточный. В-третьих, в мае Москва первой среди субъектов Российской Федерации выпустила зелёные облигации, объём заявок на которые составил более 86 млрд рублей, превысив в 1,2 раза предложение. Средства от выпуска будут направлены на закупку электробусов и строительство линий и станций метро. Но есть и ложка дегтя: в четвёртом квартале начал активно раскручиваться скандал, связанный с отказом Москвы закупать лекарства взрослым пациентам с орфанными заболеваниями. Конфликт неизбежно будет обостряться в следующем году.

Инна ВЕТРЕНКО Политолог, профессор, заведующая кафедрой социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС Как всегда, главу Санкт-Петербурга Александра Беглова проверяет на прочность известный политический мем, который родился ещё зимой 2019 года – шутили по поводу «лопаты Беглова». Сейчас, в начале зимы 2021-го, ситуация примерно повторяется. Европейский город Санкт-Петербург снова завалило снегом, город оказался к этому не готов, у нас начался коллапс. В плане управления городским хозяйством, к сожалению, ничего не изменилось у Александра Дмитриевича Беглова. Третий год пребывания у власти его ещё не научил, что в Петербурге тоже бывает зима, снег. Коммунальные службы работают крайне плохо. С другой стороны, Беглову наконец-то удалось расставить на главные политические диспозиции своих людей в городе. Это не только выходцы из разных регионов страны, не только из Санкт-Петербурга. У него здесь уже более-менее сложилась команда, нет текучки и перекладывания ответственности с одного чиновника на другого. При этом Беглов не вышел в лидеры во время избирательного цикла-2021. Губернаторы, как правило, были «паровозами» на этих выборах в законодательные собрания, в Государственную Думу, а Александр Дмитриевич из этого политического пространства выпал. Он не «работал паровозом», несмотря на то, что очень активно влиял на сам ход избирательной кампании, особенно в отношении воздействия на городскую избирательную комиссию. Но и здесь, к сожалению, руководитель северной столицы потерпел полное фиаско: не удалось ему заменить главу горизбиркома перед выборами, навести до конца порядок. Опять город оказался в эпицентре скандалов, связанных с фальсификациями и дискредитациями на выборах. До сих пор рассматриваются судебные иски, идут разбирательства, и многие кандидаты опротестовывают итоги выборов. Только поменять главу горизбиркома – мало, нужно всю команду менять, а времени на это не было. Может быть, к следующему электоральному циклу что-то изменится. При этом Беглов не утратил своё влияние перед федеральным центром: как преференции, субсидии Санкт-Петербургу давались, начиная с 2019 года, чтобы поддержать градоначальника, так всё и продолжается. Более-менее удалось навести порядок в отношении борьбы с коронавирусом. Питер перестало лихорадить, работает система здравоохранения, в случае необходимости из-за высокого роста заболеваемости быстро разворачиваются медицинские пункты по оказанию помощи и дополнительной вакцинации. Сейчас даже сворачивается один из пунктов, потому что город справился с этой ситуацией. Также губернатор перестал пользоваться крайними мерами – такими, как полный локдаун, как это было в прошлом году. В Питере критически большая доля малого и среднего бизнеса обеспечивает налоги и вливания в бюджет. Полным локдауном их очень подкосили. В этом году Беглов уже научился избирательно подходить к введению мер, стал слушать здравый петербургский бизнес – здесь есть много общественных организаций, представляющих интересы деловых кругов, много политиков в бизнесе. Они идут на переговоры для того, чтобы более-менее облегчить нагрузку на них и не уходить в полный локдаун. Эти изменения я бы оценила позитивно. В целом плюсы и минусы в деятельности главы Санкт-Петербурга – примерно в одинаковом количестве: можно сказать, пришло определённое равновесие.

Анатолий КОРНЕЕВ Политолог. Член Общественной палаты города Ханты-Мансийска. Член Союза журналистов России Столица Югры Ханты-Мансийск во многом уникальный город в Российской Федерации. Ещё двадцать лет назад он представлял собой захолустный провинциальный населённый пункт с населением около сорока тысяч человек, волей судьбы исполняющий функции административного центра крупнейшего нефтегазодобывающего региона страны. В нулевых годах нынешнего века руководством автономного округа было принято решение превратить Ханты-Мансийск из деревянного городка не только в современный административный, но и в культурный, спортивный, медицинский, научный центр с развитой инфраструктурой. И в городе начались кардинальные преобразования. Реализация амбициозных планов по перестройке города резко ускорилась, когда в 2010 году исполнительную власть в Ханты-Мансийске возглавил Максим Ряшин. Снос ветхого и аварийного жилья, строительство на их месте современных многоквартирных жилых домов, планирование, строительство и обустройство новых микрорайонов, полная реконструкция уличных дорог, благоустройство и создание комфортных условий для жителей… В бывший когда-то неуютным городок пришли инвесторы, промышленные и строительные компании, и в 2020 году население Ханты-Мансийска превысило сто тысяч. Год 2021-й для города, несмотря на все трудности, связанные с пандемией, стал во многих сферах нашей жизни прорывным. Назову лишь некоторые значимые вехи. Ханты-Мансийск занял первое место в рейтинге крупных и больших городов (100 тыс. чел. — 1 млн чел.) как самый комфортный город для жизни. К такому выводу пришли эксперты Минстроя России совместно с ДОМ.РФ. Между Минстроем России, правительством Югры и администрацией Ханты-Мансийска в 2019 году было заключено соглашение, в рамках которого сформирована дорожная карта реализации проекта «Умный город». И столица Югры уже вошла в ТОП-10, заняв восьмую строчку рейтинга индекса цифровизации «IQ городов» среди 203 городов в группе «Большие города с населением от 100 до 250 тысяч жителей». Столица Югры занимает второе место в рейтинге эффективности управления российскими городами, составленном Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК). По объёму строительства жилых помещений на 1 жителя Ханты-Мансийск стал лидером в Югре и России. Достигнутый показатель (1,33) почти в 2,5 раза превышает среднероссийский, окружной центр по темпам жилищного строительства делит 3-е место с Севастополем. В 2020 году ввели в строй 133,4 тыс. кв. м жилья, в текущем 2021 году уже введено 110 тыс. кв. метров при плане на год 100 тысяч квадратных метров жилья. На протяжении последних девяти лет город входит в тройку лидеров в рейтинге оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления автономного округа. Ханты-Мансийск закрепил за собой право носить звание «Новогодней столицы Сибири». В 2021 году оформлено свидетельство на соответствующий товарный знак. Это не только даёт возможность повысить привлекательность города у инвесторов, но и будет способствовать развитию сферы событийного туризма. Создание в городе «Арт-резиденции» и круглогодичная реализация проекта «Ханты-Мансийск – Новогодняя столица Сибири» станет как центром событийного туризма, так и объединит уникальные возможности для развития и раскрытия талантов детей и молодёжи. Проект по созданию «Арт-резиденции» занесён на карту развития Югры. Особое внимание – поддержке малого бизнеса в условиях пандемии. В прошлом году, в дополнение к федеральным и региональным мерам поддержки, принято 12 муниципальных, в два раза увеличен объём финансовой поддержки. Как результат – по итогам прошлого и текущего года предприниматели открыли более 70 объектов. Растёт число предпринимателей, занимающихся в сфере креативной индустрии (их уже более 200). В сентябре нынешнего года в столице Югры прошёл Первый Всероссийский форум-выставка «Изюминки комфорта», что позволяет использовать опыт высококвалифицированных архитекторов и проектировщиков, реализовывать лучшие решения по подбору элементов благоустройства городских пространств и привлекать жителей к благоустройству города, повышая тем самым качество и комфортность городской среды. Продолжается развитие городской велосипедной инфраструктуры. Сегодня общая протяженность велодорожек составляет более 30 км, из них 3,7 км построены в этом году. На трассе появились оригинальные вело-скверики для отдыха велосипедистов… Я бы мог привести ещё и ещё примеры эффективного управления городом мэром Максимом Ряшиным. Ханты-Мансийск по многим параметрам стал удобным, комфортным, уютным, безопасным, и горожане уверенно смотрят в будущее. По данным социологов более семидесяти процентов жителей города доверяют своему мэру. Кстати, добавлю от себя – на декабрьском съезде партии «Единая Россия» он избран в состав Генерального совета партии, что тоже можно считать своеобразной оценкой работы Максима Ряшина и его команды. На мой взгляд, мало поставить перед собой цель. Очень важно определить наиболее эффективные пути реализации этой цели. В данном случае это случилось и состоялось.

Андрей СЕРЕНКО Директор Аналитического центра Российского общества политологов (РОП) Первый год работы 30-летнего Хас-Магомеда Кадырова на посту мэра Грозного оказался для него вполне успешным. Новый градоначальник чеченской столицы не разочаровал главу Чеченской Республики Рамзана Кадырова: молодой, но явно весьма перспективный мэр Грозного прекрасно понял своё место в системе управления регионом, а также связанные с этим функциональные приоритеты. Хас-Магомед Кадыров тщательно и успешно избегает любых неосторожных шагов, которые могли бы заподозрить его в интересе к политике, при этом позиционируя себя в качестве «солдата Рамзана Кадырова» – максимально эффективного исполнителя его решений, поручений и указаний. Должность мэра Грозного абсолютно лишена политического измерения – это всеми своими действиями демонстрирует Хас-Магомед Кадыров, что полностью соответствует философии кадыровской модели управления Чечнёй. И, похоже, это вполне устраивает не только главу республики, но и большинство горожан. После прихода на пост мэра Грозного в марте 2021 года Хас-Магомед Кадыров избрал тактику «упорных ударов в одну точку» – сосредоточения всех ресурсов и усилий на конкретных проблемах, которые, по мнению главы республики Рамзана Кадырова, являются в данный момент приоритетными. Среди них – социальная догазификация частного сектора чеченской столицы (в соответствии с поручением главы республики от 15 ноября с. г.), соблюдение карантинных антиковидных мер (действует режим ежедневных рейдов с участием сотрудников полиции и Роспотребнадзора), поддержка проектов жилищного строительства (работы ведутся застройщиками на 76 площадках на улицах Лорсанова, Орзамиева, Сайханова и др.), ремонт и строительство дорог (в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги»). Дорожное направление в 2021 году было в центре особого внимания руководства грозненской мэрии и, судя по заявлениям градоначальника Кадырова, останется приоритетным в новом году. Очевидно, это связано не только с объективными задачами развития инфраструктуры республики, но и повышенным вниманием горожан к проблеме. Именно поэтому команда Хас-Магомеда Кадырова не только активно занимается мониторингом «дорожных настроений» жителей чеченской столицы, но и привлекает гражданских активистов (как по линии ОНФ, так и через неформальные контакты в соцсетях) к контролю над ходом ремонтных работ. В итоге, по данным недавнего опроса активных пользователей социальных сетей, уровень одобрения позитивных изменений в дорожной сфере Грозного превысил 90%. Разумеется, это не означает, что все дорожные проблемы в Грозненской городской агломерации (Грозный плюс Аргун) решены: на 2022 год власти чеченской столицы запланировали ремонт 68 объектов дорожной инфраструктуры (в 2021-м их было 56). Задача Хас-Магомеда Кадырова – сохранять взятый темп дорожной трансформации, который должен позволить к 2024 году увеличить до 85,5% долю нормативных дорог Грозненской горагломерации. Не столь стремительно удаётся мэру Грозного решать проблемы, связанные с земельным контролем, самостроями, противодействием незаконному захвату земельных участков, самовольным подключением к электрическим и водопроводным сетям, коммунальными неплатежами, поддержкой малоимущих семей. Выявление и пресечение нарушений земельного и градостроительного законодательства в Грозном изначально было обозначено в качестве приоритета для Хас-Магомеда Кадырова главой республики (соответствующая комиссия была создана по распоряжению Рамзана Кадырова одновременно со сменой градоначальника чеченской столицы). Работа эта малоприятная, конфликтная, но от того, насколько успешно справится с ней Хас-Магомед Кадыров, очевидно, зависят его дальнейшие личные политические перспективы. Кстати, то же самое касается сферы коммунальных неплатежей и незаконных подключений к электро-газоводопроводным сетям. Наведение порядка в этой конфликтной и острой в социальном отношении сфере – прямое поручение Хас-Магомеду Кадырову, данное главой Чеченской Республики. Очевидно, что уже весной 2022 года Рамзан Кадыров ждёт от мэра Грозного первых зримых достижений на этом направлении.

Алексей КЛИМОВСКИЙ Политолог, представитель АПЭК в Ямало-Ненецком автономном округе Перед мэром Салехарда – города, расположенного за Полярным кругом, – встаёт немало специфических задач. Например, здесь изначально, ещё с советского времени, не была предусмотрена и не проектировалась ливневая канализация. Дворы и тротуары весной нередко подтапливало, и решить проблему системно не было никакой возможности. Сейчас мэром принято решение о постройке коллектора, и первый этап канализации уже реализован на ул. Чубынина. В ближайшие годы планируется значительно расширить сеть ливневой канализации. Существовала проблема с ремонтом проездов в мкр. Брусничный – жители не могли согласовать схему их содержания из-за того, что участок земли принадлежал частному лицу. Администрация отреагировала на сигнал, полученный через системы обратной связи в социальных сетях, мэр лично занимался данным вопросом, и в итоге земля будет передана в муниципалитет, а ремонт проездов уже включён в план на будущий год. В городе всё ещё немало сложных, тянущихся годами проблем, но они решаются, и некоторые решились как раз в 2021 году – например, на ул. Почтовой и Маяковского имелись хронические проблемы с состоянием домов и разливом септиков, и работы шли целых три года. В 2021-м они были завершены. У А. Л. Титовского вообще прослеживается стремление лично участвовать во всех проектах, которые реализуются. Можно вспомнить инициативы в рамках проекта «Уютный Ямал» (конкурса проектов по благоустройству), когда проходила масса встреч и с авторами, и с дизайнерами, и каждый этап он контролировал. Благодаря возможностям, которые предоставляет Центр управления регионом ЯНАО, администрация может держать руку на пульсе городских настроений, оперативно реагирует на возникающие сложности и проблемы. Именно активная коммуникация с гражданами через соцсети и личное участие во всех важных городских событиях характеризуют мэра города Салехард.

Андрей МОЗОЛИН Политолог, директор исследовательского Центра «Аналитик» (г. Екатеринбург) 2021-й – уже второй ковидный год со всеми вытекающими последствиями, ухудшением социально-экономической ситуации, в том числе в Екатеринбурге, который, несмотря ни на что, последние годы динамично развивался. Завершающийся год принёс и ковидные ограничения: масочный режим, QR-коды и другие атрибуты новой реальности. Но стоит отметить, при этом год был достаточно спокойным в публичной сфере для нашей городской администрации, в том числе для мэра Алексея Орлова. Это был первый год, когда он работал уже не как «и. о.», а был полноправным главой города. Не было каких-то больших конфликтов, проблем, которые попали бы в публичную сферу или носили бы публичный характер. При этом есть несколько ключевых моментов, которые показывают снижение градуса конфликтности с разными нашими экономическими субъектами. Во-первых, муниципалитету вернули градостроительные полномочия, которые в своё время были переведены на себя областью. А градостроительные полномочия – это рынок объемом порядка 100 миллиардов рублей, потому что город строится. Екатеринбург – самый компактный миллионник в стране, поэтому данная проблема всегда была очень острой. В этом случае можно говорить, что команда Орлова смогла создать с застройщиками рабочие отношения и получила назад свои полномочия. Это был и предвыборный год: прошли не только выборы в Госдуму, но и в Законодательное собрание Свердловской области. Избирательная кампания, которая обычно проходит очень конкурентно именно в Екатеринбурге, была достаточно ровной. Результаты, которые получены, объективны.

Андрей ПОЛУХИН Политолог, историк (г. Новокузнецк) Сергей Николаевич Кузнецов – старожил по нынешним меркам в системе управления Кемеровской области. И уже 8 лет он возглавляет индустриальный центр региона Новокузнецк. Это – много и свидетельствует об его устойчивости, укоренённости как государственного и муниципального управленца. 3 года назад произошла смена губернатора: с обоими руководителями региона у главы города складывались рабочие и бесконфликтные отношения. Городское хозяйство аккуратно содержится и поддерживается в надлежащем порядке. Это понятно хотя бы в сравнении с нечищеными и часто разбитыми дорогами соседних городов (тот же Прокопьевск). Это важно – внешнее благоустройство и чистота улиц. За 2021 год в городе успешно реализовывались региональные и федеральные программы. Идёт работа по улучшению экологии города (здесь мы видим пристальное внимание президента РФ), продолжается обновление городского электротранспорта, осуществляется масштабный капитальный ремонт трамвайных путей, открыт комплекс новейшей инфекционной больницы, распахнула двери после капитального ремонта одна из старейших школ города № 12. Продолжается кардинальный ремонт ледового дворца спорта Кузнецких металлургов. В завершающей стадии находится капитальный ремонт кинотеатра «Коммунар», который приспосабливается под театр кукол. В 2021 году были сложные и щекотливые моменты. Например, досталось главе города во время прямой линии с президентом РФ в июне этого года (ситуация с начальной школой – детским садом № 235). Но это не повредило его рейтингу. Сложна и не решается с советских времен проблема оттока абитуриентов из города (только в этом году за пределы региона уехало 44,39%). В городе экономическая ситуация складывается весьма благоприятно. Традиционные сектора экономики, угольная и металлургическая, показывают хорошие показатели. На сентябрь 2021 года добыча полезных ископаемых дала 159,6 % в рублёвом эквиваленте к соответствующим показателям прошлого года, а обрабатывающая промышленность – 150,5 %. Напомню, Новокузнецк – один из крупнейших промышленных городов страны.

Вячеслав ГОРОДЕЦКИЙ Главный редактор сетевого издания «Арктический Обозреватель» Мурманск встречает Новый год без мэра и без главы городской администрации. Формально и та, и другая должности заняты, но замещающие их чиновники находятся в статусе «исполняющих обязанности». Бывший сити-менеджер (глава администрации) Мурманска Евгений Никора победил на выборах и стал депутатом Мурманской областной думы. А председатель Мурманского совета депутатов Андрей Сысоев в августе сложил полномочия и стал заместителем председателя горсовета Михаила Белошеева, который, в свою очередь, также стал депутатом облдумы. Такая рокировка была направлена на дестабилизацию обстановки в горсовете Мурманска, однако, как показало время, произвела обратный эффект – депутаты консолидировались против откровенного давления и шантажа со стороны областной власти, лично губернатора Андрея Чибиса и привлечённого им в качестве «тяжёлой артиллерии» секретера Генсовета «Единой России» Андрея Турчака. На сегодняшний день, несмотря на попытки растиражировать версию об обезглавленном горсовете, представительный орган муниципальной власти продолжает работу в штатном режиме, а избрания глав, очевидно, произойдут уже в Новом году. И, вероятнее всего, не раньше февраля-марта.

https://wek.ru/nacionalnyj-rejting-myerov-itogi-2021-goda-chast-1

Опубликовано в рубрикеПолитконсультант