Перейти к содержанию

НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ «Перегибов не будет»: что услышали политологи на пресс-конференции Президента Путина

Из-за пандемии очное общение президента происходило последние два года не часто, тем интереснее для экспертов было увидеть, что Владимир Путин находится в отличной форме и легко отвечает на многочисленные вопросы, приводя по памяти цифры и углубляясь в детали экономики, геополитики и социальной сферы.

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

«Новые Известия» расспросили экспертов, что нового они услышали из сегодняшнего выступления главы государства, на что они обратили внимание, как оценили высказывания Владимира Путина по внешнеполитическим проблемам, что президент думает о насущных проблемам граждан.

Алена Булгакова, исполнительный директор ассоциации «Независимый общественный мониторинг»:

«Формат большой пресс-конференции уникальный в России и в мире. Нет нигде такой открытости, и я в очередной раз убедилась в том, что у президента нет никаких секретов от граждан, и никакая тема не находится под запретом. В этом мог убедиться каждый, кто смотрел или слушал.

Для наших граждан очень важно понимать, к чему мы идем. Этот план выхода из ситуации экономической, общественной, в которой весь мир оказался в условиях пандемии был достаточно четко обрисован Президентом. Вектор направлен четко на заботу о каждом гражданине нашей страны, чтобы никакая проблема не осталась без внимания.

В прошлом году звучало больше тезисов политического формата, потому что в актуальной повестке были выборы депутатов в Госдуму , федеральная кампания, к которой было приковано внимание как внутри страны, так и из-за рубежа. В этот раз мы услышали вопросы, которые волнуют граждан сейчас, и здесь журналистское сообщество выступило таким рупором по всем регионам. Практически в каждом вопросе звучала тема регионов: от Дальневосточных до центральной части России и юга. Очень важно, что ни один вопрос не остался незамеченным.

Сама пресс-конференция – как лакмусовая бумажка тех настроений и событий, которые сейчас происходят. Понятно, что волнует граждан, какие у них есть заботы. Присутствовал профессионализм в ответах на вопросы. Речь шла, безусловно, об успокоении людей, о тревожащих их моментах и темах, о том, что ничто не останется без контроля, все будет решено в ближайшее время.

Прозвучала информация о сегодняшнем возгорании на ТЭЦ в Бурятии, и необходимо было оперативное решение. Важны были вопросы, которые возникают у граждан.»

Политолог Сергей Марков:

«Нового было мало. Можно отметить, что Путин в великолепной физической и интеллектуальной форме, с превосходным чувством юмора. Могу сказать, что журналисты обожают Путина, потому что он крутой, медийный.

Можно отметить, что ни политических, ни экономических изменений не будет, всё то же самое. Сохранятся высокие ставки, выбор сделан в пользу банков, а не реального сектора, с упором на стабильность. Социальная политика тоже не изменится, основная поддержка будет оказываться семьям с детьми.

Я бы отметил жёсткий характер по отношению к киевскому режиму, Путин ни разу не употребил слово «правительство». Только «режим». Он не ответил «нет» на вопрос о том, сможет ли он отдать приказ стрелять, переадресовав вопрос киевскому режиму. Это они ежедневно отдают подобные приказы.

К сожалению, Путин нечётко сказал, что Украина оккупирована Америкой, её необходимо освобождать. Но почти сказал.

Новым был жёсткий тон в отношении западных оппонентов. Наши предложения – ультиматум, который требует немедленного ответа. Но, так как переговоры в Женеве назначены на начало января, во время праздников войны не будет.«

Дмитрий Журавлёв, генеральный директор Института региональных проблем :

«Пресс-конференция была посвящена, в основном, обсуждению региональных проблем. Важно, что была затронута проблема ветхого жилья, сформулированы критерии ветхого жилья. Был поднят вопрос межрегионального железнодорожного сообщения. То есть, обсуждалось, что сделать в конкретном месте или сколько на это надо дать денег.

В этом была новость, но шла она не от Путина, а от журналистов.

Журналисты меня разочаровали. Они, скорее, выступили в роли лоббистов губернаторов. Путин это заметил, хотя старается не обижать журналистов.

 

Ведь интересно, когда рассказывают то, что чиновники не рассказывают. Это повышает эффективность управления. Это важная и нужная часть процедуры. Сами журналисты сделали пресс-конференцию менее интересной.»

Максим Григорьев, директор Некоммерческого фонда исследования проблем демократии:

«Было много ответов на фактические вопросы, были социальные вопросы, освещались и планы развития страны. Был высказан целый ряд внешнеполитических позиций. Внешняя политика излагалась достаточно мало. Основной акцент был на наших социальных вопросах и конкретных проблем.

Для меня было важно услышать о наших приоритетах внешней политики. Мне запомнился ответ президента на вопрос о моральных ценностях о том, что, безусловно, от их подходов в таких темах, как от коронавируса, изолироваться нельзя. Канал РТ задавал вопрос о том, что даже Джоан Роулинг подвергают шельмованию из-за ее отношения к трансгендерам. Корреспондента волновал вопрос, не перейдет это в Россию. Президент ответил, что из-за Интернета и условий современного мира эти вещи будут проникать в Россию. Это как эпидемия коронавируса, от которого нельзя изолироваться. Но в России есть многовековая история и есть уважение религий и их традиционных ценностей, которые помогут жителям определиться по этому вопросу.

Было множество новых и свежих вещей, они носили характер не глобальный, не провозглашение новой политики, они носили характер конкретный. Например, Новгород задавал вопрос о том, будет ли проведена скоростная трасса Москва-Санкт-Петербург. Президент ответил, что этот вопрос сейчас рассматривается, и если это пройдет вблизи от Великого Новгорода, это будет полезно для города. Или Уфа задавала вопрос, будет ли для празднования юбилея Уфы какая-то дополнительная помощь.

Это было множество ответов на конкретные вопросы, которые интересуют регионы.»

Михаил Ковалев, политолог:

«Ново было увидеть Президента в такой хорошей форме. После долгого перерыва, когда такие форматы мы видели больше в виде скайпов-зумов, сейчас это была живая линия. Многие подчеркнули, что президент в боевой, задорной, отличной форме. Это внушает драйв всем остальным.

Понравился профессиональный разговор по многим темам.

 

Кому-то может показаться, что не было большого хайпа, зато ко многим вопросам он подошел детально. Впечатлил подробный разговор в ситуации общения с Западом о красных линиях, взаимопонимания, перспективах.

 

Он детально, на пальцах постарался объяснить, в чем причины противоречий. Людям то было важно услышать, потому что есть всякие конспирологии, есть сторонники разных точек зрения, радикальных, в том числе.»

Андрей Манойло, президент Ассоциации специалистов по информационным операциям:

«Внешняя политика – одна из основных и ярких линий выступления. Особое внимание уделялось НАТО и коллективному Западу. Президент призвал к здравому смыслу в действиях и поступках. Не надо провоцировать и пересекать красные линии. Тем самым Владимир Путин продемонстрировал твёрдость позиции.

Второй блок пресс-конференции – обострение ситуации с Украиной и возможной подготовки провокации в отношении Донецкой и Луганской республик. Путин подтвердил, что мы не бросим и защитим их. Там живут более 900 тыс. граждан, которые уже получили российские паспорта. К концу января будет миллион, сто тысяч заявлений находятся в стадии рассмотрения. Запад угрожал санкциями, и Президент показал, что не мы боимся, жизни людей для нас важнее угроз коллективного Запада. Основное внимание было уделено экономическим и социальным проблемам.

Мне понравилось, что Президент вникал в дела регионов. Это очень важный момент. Путин интересуется жизнью простых людей в регионах, в том числе, далеко от Москвы. Понравились вопросы из Алтайского края и Дальнего Востока. Мне понравился вопрос по поводу большой цены на уголь в Алтайском крае. Президент пообещал разобраться, Это говорит о готовности центра вникать в проблемы регионов, даже если они не носят глобальный геополитический характер. Важно понимать, что Президент один, а регионов – 85.»

Владимир Шаповалов, заместитель директора Института истории и политики МПГУ:

«Сам формат пресс-конференции уникальный. 4 часа общения с журналистами, при этом, широчайшая проблематика. Казалось бы, достаточно сложно найти что-то новое, потому что это формат устоявшийся. Наш президент практикует его уже давно. В рамках этой пресс-конференции основной акцент был на региональных журналистов, региональные СМИ, проблемы регионов, и это является важным ключевым элементом, который мы можем выделить в рамках этой пресс-конференции. Безусловно, свое слово получили представители ведущих зарубежных СМИ. Но акцент был сделан на российскую региональную проблематику, и получили возможность задавать вопросы представители региональных СМИ.

Президент продемонстрировал серьезное знание ситуации, владение проблематикой экономического развития как России в целом, так и конкретных территорий, а также включенность в проблемы территорий и каждого человека. Жизнь россиян, жителей малых городов – вот тот приоритет, который изначально президент обозначил и которого он придерживался на протяжении всей пресс-конференции.

 

Эта заточенность на проблемы россиян является определяющей. Президент демонстрирует, что права, интересы, проблемы каждого человека в стране являются приоритетом для работы всех органов и ветвей власти, в том числе, и первого лица.»

Алена Август, политконсультант:

«Я была впечатлена манерой подачи. Речь шла о сложной информации, и не все в нашей стране позитивно. Президент сказал, что у нас снижение на 4,5%, что пандемию мы еще окончательно не победили. Это было преподнесено очень доступно, с примерами, как это происходило в других странах. Это как раз та самая искренность, честность и открытость, о которой мы все время говорим всем чиновникам и губернаторам. Президент дал своего рода мастер-класс, как это нужно делать – говорить о сложных вопросах абсолютно открыто. Коснулись всего, особенно, по понятным причинам, выплат пособий, пенсий. Было жестко сказано, что будет, когда будет, и что случится, если, не дай бог, это произойдет не вовремя или пособия вообще не будут выплачены. Это тоже показатель отношения к людям, потому что говорить о макроэкономике – это одно, а у простого человека дома своя микроэкономика, и ему нужно понимать, хватит ли ему денег, чтобы, например, встретить Новый Год, и как жить после Нового Года дальше, кормить своих детей, кормить себя, покупать лекарства.

Кому-то хотелось, чтобы вопросы были сложными – про Навального, про расследования, про Политковскую, но сказано было очень четко: все, что можно, мы с помощью законных методов пытаемся расследовать, а если этими методами не было расследовано, значит, ничего и не было.

 

Президент коснулся важного вопроса по жилью, потому что у нас с жильем интересная ситуация. Во множестве регионов пока еще стоит проблема аварийного жилья, старого жилья, из которого нужно переселять людей, а стройка – это всегда затратна, тем более что платежеспособность у нас далеко не прекрасная. Тем не менее, было обозначено, что эта проблема должна быть закрыта. Власть ищет баланс, когда у нас ипотечных программ сотни, а когда ипотека сверхдоступна, и можно выбрать, то жилье дорожает. Банки ведь тоже хотят заработать, и тогда у нас возникает такая дилемма: вроде бы с помощью ипотеки можно купить практически все, только это все начинает дорожать. Президент обратил на это внимание, что необходимо найти некий баланс, чтобы беря ипотеку, люди понимали, что у них еще остается на жизнь.»

Павел Данилин, директор Центра политического анализа:

«Что касается внешней политики, достаточно четко и ясно была высказана российская политика.

Никогда еще мы не слушали настолько полного и подробного описания картины, в которой сейчас находятся международные отношения на Евразийском континенте. В частности, президент дал понять, что в случае, если Украина будет продолжать свой путь в НАТО, и особенно, если НАТО пойдет на включение Украины в свой состав, то Украина как государство перестанет существовать, потому что это будет прямая угроза национальной безопасности России.

В конце концов, как правильно заметил глава государства, само государство было искусственно создано в 1918 году. Оно было создано как дружественное нам государства, а теперь после того, как оно станет одной из главных угроз нашей безопасности, очевидно, что никто не будет мириться с существованием Украины как государства. Это не обязательно означает войну, это совсем не означает войну. Но это будет означать, что Россия предпримет все возможные меры для обеспечения независимости Донбасса или, по крайней мере, для не-вхождения Донбасса и Луганска в состав украинского государства, выхода из этого государства, так и шаги по десуверенизации Украины. Это было очевидно. Если будут перейдены красные линии, то России не останется ничего, коме того, как предпринять в отношении Украины все действия для того, чтобы Украина перестала существовать как недружественное России государство.»

Сергей Щукин, исполнительный директор АНО «Ижевский ЭПИцентр», политический эксперт:

«В целом, вся пресс-конференция была самой доброй за всю историю пресс-конференций. Вопрос о пандемии тоже был одним из спокойных, идеологически этот вопрос был очень актуален в последние месяцы, и градус пропаганды безусловно зашкаливал. Возможно, глава государства решил успокоить общественное мнение, снять перегибы, которые происходят в СМИ и в реализации планов государства чиновниками. Он взял на себя роль успокоителя.

Между строк было понятно, что Путин будет ориентироваться на практическую ситуацию – как она будет развиваться. Перегибов не будет. Если потребуется усиление мер, их усилят. Если поймут, что ситуация стабилизируется, перегибов не будет.

Из тональности президента следовало, что к вопросу борьбы с коронавирусом будут подходить более гибко. Алгоритмы заданы, они понятны всем, но можно дойти до абсолюта как в Казани, когда ограничили пользование общественным транспортом, а можно и не доводить. Можно усилить административные меры, связанные со штрафами, построить полицию, запустить её везде – в транспорт, организации, на улицы и следить, чтобы маски не были приспущены, а можно и не заметить этого.

Я думаю, что подход Путина – без перегибов.»

https://newizv.ru/article/general/23-12-2021/peregibov-ne-budet-chto-uslyshali-politologi-na-press-konferentsii-prezidenta-putina

Опубликовано в рубрикеПолиттехнолог