Перейти к содержанию

КОММЕРСАНТЪ Губернаторы предпочитают домохозяек

Эксперты исследовали собирательный образ супруги главы региона России

3K4 мин.

Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» представил исследование, посвященное собирательному образу супруги российского губернатора. Большинство глав регионов предпочитают не афишировать информацию о своей семье, более чем у половины губернаторов жены занимаются домашним хозяйством и детьми, а вместе с мужем появляются разве что на избирательных участках. К числу жен, чья публичность не зависит от позиции мужа, авторы исследования отнесли всего четырех женщин. По мнению политтехнологов, выстраивание образа супруги губернатора — большая политическая кампания, а губернаторы в России в основном не политики, а высококвалифицированные завхозы.Выйти из полноэкранного режимаРазвернуть на весь экран

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Авторы исследования под названием «Супруги российских губернаторов: коллективный портрет» в период с 2020 по 2022 год изучили открытые данные о 83 женах глав регионов. Еще двое глав — мэр Москвы Сергей Собянин и единственная оставшаяся на сегодняшний день женщина-губернатор Наталья Комарова (ХМАО) — официально в разводе.

Глава холдинга, политконсультант Евгений Минченко пояснил “Ъ”, что идея исследования возникла во время сбора материала для книги о женских образах в современных обществах, в том числе о распространенном в США институте «первых леди»:

«Там ситуации, когда супруга не принимает активного участия в избирательной кампании, редки. Обычно жена политика — мощная составляющая его имиджа. Мы начали изучать, как у нас, и выяснилось, что у нас все по-другому».

Авторы изучали возраст женщин, образование и работу, наличие бизнеса или НКО, социальные сети, а также уровень публичности — как в паре с мужем, так и самостоятельной. Судя по результатам исследования, среднестатистический возраст супруги губернатора — 45 лет, жен помоложе предпочитают главы Башкирии, Тверской, Ивановской и Орловской областей (в их парах разница в возрасте составляет от 14 до 18 лет).

Авторы исследования поделили женщин на категории с точки зрения их публичного позиционирования. 53% жен губернаторов (45 женщин) попали в кластер домохозяек: они не стремятся к публичности, редко оказываются в фокусе внимания СМИ, реже других появляются с мужьями на официальных мероприятиях, заметить их вместе можно разве что на избирательном участке. Типичным представителем такого «кластера» авторы исследования называют супругу губернатора Калининградской области Антона Алиханова Дарья Абрамову.

К деловым женам авторы исследования отнесли 13 женщин. Они, как правило, имеют уникальный медийный образ, связанный с их участием в управлении бизнесом. Типичным представителем здесь названа супруга президента Татарстана Рустама Минниханова Гульсина Минниханова. Авторы исследования отмечают, что она регулярно попадает в рейтинг самых богатых женщин РФ по версии Forbes, с 2008 года руководит крупнейшим в Казани СПА-центром, активно расширяет бизнес, но не дает интервью и лишь иногда появляется вместе с мужем на официальных мероприятиях.

Самая малочисленная категория среди жен губернаторов — независимые женщины: в формировании их образа практически не участвует супруг, они подчеркивают собственные достижения. К этой группе отнесены супруга главы Якутии Айсена Николаева Людмила — финансист в Алмазэргиенбанке, а также Елена Парфенчикова (Карелия) и Ирина Дрозденко (Ленинградская область).

Губернаторские супруги, не попавшие в перечисленные категории, в основном дополняют образ мужа и наращивают его публичность. К числу наиболее активных онлайн авторы отнесли супругу главы Башкирии Каринэ Хабирову — по специальности она врач-ортодонт. Она делится в соцсетях, аудитория которых превышает 85 тыс. подписчиков, впечатлениями от семейных событий, сопровождает мужа в деловых поездках, иногда дает интервью. Супруга губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева Галина не ведет соцсети и не дает интервью, но часто становится объектом внимания СМИ и ходит с мужем на публичные мероприятия.

Авторы исследования приходят к выводу, что в российских регионах полноценный институт «первых леди» не сложился.

«Большинство глав регионов не афишируют информацию о своей семье. Показательно, что по более чем десяти главам регионов в открытых источниках есть только информация о наличии супруги — без детализации»,— говорится в исследовании. Среди причин такой закрытости авторы видят опасения за безопасность своих близких, защиту приватности семьи, отсутствие массового запроса на образ «первой леди» и примеры неудачного использования образа жены российскими политиками.

По мнению политтехнолога Анны Федоровой, у российских политиков есть устойчивый стереотип о том, как однажды крупный отечественный политик начал содействовать публичной активности своей жены, та стала выглядеть независимой и сильной, и это якобы не слишком нравилось людям: «Конечно, я говорю о Раисе Максимовне Горбачевой. Столько лет прошло, а стереотип все жив. Но есть и дополнительные мотивации — например, чувствительность к критике». Госпожа Федорова отмечает, что характеристики жен губернаторов не совпадают с портретом российской избирательницы: «В России в среднем процент домохозяек значительно меньше. Исторически российская женщина — работающая, часто главный источник доходов в семье. Так что вообще-то для образа близкого к людям и простого человека губернатору выгоднее показать избирателям работающую жену».

Политконсультант Алена Август признает, что институт «первых леди» в России не развит: «Наши губернаторы в большинстве своем — не политики, а высококвалифицированные завхозы, перед которыми стоят в первую очередь экономические задачи. А кто жена у завхоза — не так уж важно, видимо». Большая часть избирателей — женщины, а женской аудитории надо правильно преподносить образ надежного человека, добавила эксперт. «Но пока упоминания о женах губернаторов чаще в негативном контексте — например, если она «вдруг» зарабатывает больше мужа или ведет соцсети как инстадива,— говорит госпожа Август.— Становление образа жены губернатора — это большая политическая кампания; надо понимать, как это работает, как правильно развивать соцсети. Но эффективно пользоваться соцсетями еще предстоит самим губернаторам, а не только их супругам».

https://www.kommersant.ru/doc/5381035