Перейти к содержанию

REGCOMMENT АПМ работают тогда, когда поддерживаются всей идеологией кампании

В от­но­ше­нии АПМ кре­а­тив­ность и све­жесть – дело хо­ро­шее, но мо­жет быть и опас­ным, если «до­зи­ров­ка пре­вы­ше­на». Ос­нов­ная го­ло­су­ю­щая ауди­то­рия – это люди, не слиш­ком го­то­вые к ра­ди­каль­ным пе­ре­ме­нам. Ори­ги­наль­ность, на­при­мер, мо­жет быть та­кой. Во мно­гих стра­нах об­раз кан­ди­да­та ча­сто даже не ис­поль­зу­ет­ся в АПМ, а если и ис­поль­зу­ет­ся, то от­ра­ба­ты­ва­ет­ся кре­а­тив­ным ди­зай­ном. У нас же пред­став­лен­ные АПМ до­ста­точ­но тра­ди­ци­он­ные: сло­ган, имя, фото. Ви­ди­мо, это по­ис­ки той зо­ло­той се­ре­ди­ны, ко­то­рая мо­жет сра­бо­тать.

По бан­не­рам, ко­то­рые мы сей­час ви­дим, по­нят­но, что ди­зай­не­ры, кре­а­тив­щи­ки, по­лит­тех­но­ло­ги пы­та­лись об­ра­тить вни­ма­ние на фа­ми­лии. С по­ли­ти­че­ской точ­ки зре­ния это го­во­рит о том, что идет ра­бо­та на узна­ва­е­мость, а не на то, что­бы уди­вить или увлечь элек­то­рат ка­кой-то идео­ло­ги­ей. Да и за­чем – по боль­шин­ству про­гно­зов, кам­па­нии это­го года (осо­бен­но гу­бер­на­тор­ские) не осо­бо кон­ку­рент­ные. По­это­му здесь важ­но от­ме­тить­ся, что­бы люди за­пом­ни­ли фа­ми­лию и лицо. А ло­зунг – это да­ле­ко не глав­ное, по­это­му мы на­блю­да­ем до­ста­точ­но стан­дарт­ные фор­му­ли­ров­ки, пусть и с по­пыт­кой «осмыс­ле­ния». В Ря­зан­ской об­ла­сти, на­при­мер, ло­зунг явно с рас­че­том ука­зать на то, что про­бле­мы, су­ще­ство­вав­шие при про­шлом гу­бер­на­то­ре, бу­дут ре­ше­ны, по­ря­док бу­дет на­ве­ден. То есть там явно как ми­ни­мум за­ме­ри­ли на­стро­е­ния жи­те­лей. Где-то ло­зун­га нет во­об­ще – един­ствен­ной ин­фор­ма­ци­ей яв­ля­ет­ся фа­ми­лия кан­ди­да­та: Со­ко­лов или Али­ха­нов, на­при­мер.

Но важ­нее дру­гое: ни один про­дукт в из­би­ра­тель­ной кам­па­нии не ра­бо­та­ет сам по себе. Все бу­дет за­ви­сеть от того, как бу­дут ор­га­ни­зо­ва­ны сами кам­па­нии. «Ра­бо­та­ет» то­гда, ко­гда АПМ под­дер­жи­ва­ет­ся смыс­ла­ми в СМИ, в жи­вых кон­так­тах, про­ек­тах, ко­то­рые со­про­вож­да­ют кам­па­нию (в том чис­ле со­ци­аль­ных). Если та­кой «сквоз­ной об­вяз­ки» нет, то АПМ слов­но су­ще­ству­ют сами по себе. Они мо­гут быть при этом даже очень све­жи­ми и кре­а­тив­ны­ми – уди­вят, но не да­дут ре­зуль­та­та. А мо­жет быть и на­о­бо­рот: вы­зо­вут от­тор­же­ние и нега­тив­ную ре­ак­цию. По­это­му оце­ни­вать АПМ без при­вяз­ки к стра­те­гии и так­ти­ке кам­па­нии – это дело небла­го­дар­ное.

Я бы не ска­за­ла, что по срав­не­нию с преды­ду­щи­ми кам­па­ни­я­ми сей­час в АПМ по­явил­ся ка­кой-то осо­бен­ный кре­а­тив. Даже уди­ви­тель­но, что неко­то­рые кан­ди­да­ты на бан­не­рах все еще в гал­сту­ках, ко­гда мы го­во­рим об от­кры­то­сти. Пи­джа­ка вполне до­ста­точ­но, что­бы по­ка­зать ста­тус и «про­го­су­дар­ствен­ность».

К со­жа­ле­нию, не во всех кам­па­ни­ях учи­ты­ва­ют­ся осо­бен­но­сти пси­хо­ло­гии вос­при­я­тия, не во всех кам­па­ни­ях учи­ты­ва­ет­ся, что сиг­нал дол­жен быть строй­ным, что долж­на быть опре­де­лен­ная дра­ма­тур­гия. Но если вер­нуть­ся к тому, что сами кам­па­нии не вы­со­ко­кон­ку­рент­ные, то, ско­рее все­го, су­ще­ству­ю­щие АПМ фор­ми­ру­ют­ся по прин­ци­пу «нор­маль­но, под­хо­дит для той кам­па­нии, ко­то­рую мы ве­дем».

АПМ работают тогда, когда поддерживаются всей идеологией кампании