Глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что трудовое воспитание вернется в российскую систему образования после принятия соответствующего закона. По его словам, инициатива исходит как от парламентариев, так и от родителей, при этом, отмечает министр, со школьной скамьи важно прививать любовь к труду и «ничего зазорного в этом нет».
Политконсультант, эксперт по коммуникациям, психолог, эксперт Центра ПРИСП Алена Август – о важности уроков труда в школах.
Нам сейчас действительно не хватает того, чтобы дети в школах получили простые жизненные умения. И совсем не смешно оказывается, а правильно, что когда-то наших мальчишек учили собирать табуретки. А девочек печь пирожки и шить. Кстати, в моей школе можно было попробовать и то, и другое – особенно школьников по гендерному признаку не делили.
Сейчас мы получаем поколение детей, которые прекрасно подбирают амуницию своему игровому персонажу, строят замки в компьютерных играх, прекрасно проходят стратегии. Но при этом ни то что не могут забить гвоздя, они порой даже не понимают, как выглядит этот гвоздь. А девчонки умеют, как ни смешно, заказать еду в доставке, но вряд ли ее приготовят.
Почему труд важен? Потому что таким образом передается не просто какое-то умение, а сам навык трудиться. Сам смысл того, что человек, вообще-то, стал человеком, когда начал трудиться. Не ждал, когда его затопчет мамонт, а делал топор и гонял этого мамонта. А потом придумал кастрюлю и стал варить мясо.
Уроки труда, которые хотят вернуть, как мне видится, должны быть комбо-формата. И про современные технологии, и про элементарные ручные умения. Уверена, что сейчас каждая уважающая себя школа найдет себе (или уже даже имеет, я это видела и знаю) промышленных, индустриальных партнеров, партнеров из числа малых предприятий, предпринимателей и сможет вместе с ними показать детям на практике, что такое труд.
Думаю, для детей это может стать самым интересным предметом, потому что это про жизнь. Это про реальность. Кроме того, это возможность так называемых профессиональных проб не только во всякого рода виртуальных имитациях, а по-настоящему. Дети будут более адекватно воспринимать жизнь и мир, в том числе ряд профессий.
Другое дело, что новое поколение учителей тоже надо учить труду. И вот тут как раз может пригодиться прекрасная идея, которую в том числе предложила председатель Комиссии по воспитанию и просвещению Общественной палаты РФ, которую возглавляет Наталья Кравченко. Речь о том, что было бы здорово объединить усилия школы и промышленных предприятий, откуда могли бы приходить в школу наставники с реальными умениями и опытом. Люди, которые про станок могут рассказать не гипотетически, а которые на этом станке работают. Люди, которые реально делают хлеб, шьют одежду, делают что-то еще. И это будет окном в тот настоящий мир, которые есть за дверями школы. А они распахиваются после 9-го или 11-го класса, и многие дети наши с ужасом понимают, что виртуальная вселенная – это не совсем то, что они за порогом школы видят. Где нужно умение работать в команде, принимать решение отвечать за них и быть самостоятельным. А для этого нужно мир трогать руками и пробовать его на вкус.
http://www.prisp.ru/opinion/13732-avgust-uroki-truda-v-shkole-2606