Перейти к содержанию

REGCOMMENT Проблемы коммуникации власти с жителями нужно решать не запретами, а обучением чиновников

Гу­бер­на­тор Са­ра­тов­ской об­ла­сти Ро­ман Бу­сар­гин пе­ре­смот­рел ре­ше­ние за­пре­тить ве­сти ви­део­за­пись на лич­ном при­е­ме у чи­нов­ни­ков. С та­ким за­яв­ле­ни­ем он вы­сту­пил в ходе пря­мой ли­нии. Ра­нее было опуб­ли­ко­ва­но по­ста­нов­ле­ние гла­вы ре­ги­о­на, в ко­то­ром го­во­ри­лось, что «ви­део­за­пись лич­но­го при­е­ма граж­да­ни­ном мо­жет осу­ществ­лять­ся ис­клю­чи­тель­но с со­гла­сия долж­ност­но­го лица, про­во­дя­ще­го лич­ный при­ем». За­прет вы­звал ши­ро­кий об­ще­ствен­ный ре­зо­нанс.

Стран­но, что во вре­ме­на, ко­гда вся­че­ски про­по­ве­ду­ет­ся и при­вет­ству­ет­ся от­кры­тость, Ро­ман Бу­сар­гин ре­шил эту от­кры­тость огра­ни­чить. Все, что де­ла­ет чи­нов­ник, по умол­ча­нию долж­но быть от­кры­то и пуб­лич­но, в том чис­ле лич­ный при­ем. Имен­но по­это­му за­прет про­ти­во­ре­чит тем нор­мам, ко­то­рые се­год­ня вво­дят­ся. Хо­чет­ся по­нять, с чем было свя­за­но же­ла­ние гла­вы ре­ги­о­на. Ва­ри­ан­тов мно­го. Во-пер­вых, у нас да­ле­ко не все чи­нов­ни­ки иде­аль­ны в ком­му­ни­ка­ции с лю­дь­ми. Жи­те­ли при­хо­дят на при­ем с очень раз­ны­ми во­про­са­ми, ко­то­рые ино­гда име­ют ре­ше­ние, ино­гда нет, ино­гда при­хо­дят с про­во­ка­ци­я­ми, ино­гда про­сто по­го­во­рить. И со всем этим нуж­но уметь ра­бо­тать. И нуж­но уметь сле­дить за тем, что и как го­во­ришь. По­это­му сво­им за­пре­том Бу­сар­гин мог обост­рить это ве­ко­вое про­ти­во­сто­я­ние меж­ду чи­нов­ни­че­ством и про­стым на­ро­дом. Если рань­ше за­пись вели да­ле­ко не все, кто при­хо­дил на при­ем, а, воз­мож­но, люди с по­вы­шен­ной скан­даль­но­стью или тре­вож­но­стью, то те­перь об этом по­ду­ма­ет прак­ти­че­ски каж­дый. Лю­бой за­прет рож­да­ет про­ти­во­дей­ствие, и граж­дане, а они у нас со сме­кал­кой, ста­ли бы ис­кать, как за­прет мож­но обой­ти.

Сто­ит по­ду­мать, для чего лю­дям де­лать ви­део­за­пись при­е­ма. Воз­мож­но, что­бы по­том до­ка­зать, что чи­нов­ник не по­мог, или что он был груб, или что не стал вни­кать в про­бле­му. По­это­му за­да­чу нуж­но ре­шать не за­пре­та­ми, а про­кач­кой, обу­че­ни­ем, тре­нин­га­ми чи­нов­ни­ков, ко­то­рых, ви­ди­мо, пы­тал­ся за­щи­тить, обез­опа­сить Бу­сар­гин. Ре­ше­ние о за­пре­те не со­от­вет­ству­ет трен­дам раз­ви­тия на­ше­го об­ще­ства, трен­дам вза­и­мо­дей­ствия вла­сти с жи­те­ля­ми, оно по­ка­зы­ва­ет сла­бость си­сте­мы, сло­жив­шей­ся в ре­ги­оне. Это не очень гра­мот­ный под­ход к ре­ше­нию про­бле­мы, если она есть. Се­год­ня есть до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство кон­суль­тан­тов, ко­то­рые мо­гут раз­ло­жить про­бле­му на со­став­ля­ю­щие и пред­ло­жить ре­ше­ние. Вот сей­час на­ча­лись сне­го­па­ды, они у нас, как обыч­но, при­хо­дят неожи­дан­но. Бу­сар­гин из­даст при­каз о том, что­бы сне­гу не идти, вме­сто того что­бы вы­пу­стить ком­му­наль­ную тех­ни­ку на ули­цы? Его из­на­чаль­ное ре­ше­ние с за­пре­том вы­гля­де­ло имен­но та­ким нело­гич­ным под­хо­дом к про­бле­ме.