Центризбирком готовится объявить о старте масштабной избирательной кампании в регионах РФ. В центре внимания – главы субъектов, значительная часть из которых была назначена временно-исполняющими обязанности в последние месяцы весны, когда закончилось формирование новых федеральных органов исполнительной власти. О том, чего ждут от грядущих выборов власти и политологи – в материале ФедералПресс.
Факты и прогнозы
В Единый день голосования жители 21 субъекта РФ будут выбирать губернаторов. Часть глав идет на второй срок – глава Астраханской области Игорь Бабушкин, глава Сахалина Валерий Лимаренко, глава Курганской области Владимир Шумков, глава Липецкой области Игорь Артамонов, глава Санкт-Петербурга Александр Беглов, глава Забайкалья Александр Осипов, глава Башкортостана Радий Хабиров, глава Челябинской области Алексей Текслер, глава Калмыкии Бату Хасиков, глава Оренбургской области Денис Паслер, губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Есть губернаторы, которые идут на третий срок – глава Ставропольского края Владимир Владимиров и глава Волгоградской области Андрей Бочаров. Некоторые политологи считают, что в текущей ситуации их уже можно называть «тяжеловесами».
Подтвердить свои полномочия должны будут и временно-исполняющие обязанности глав субъектов: в Вологодской области – Георгий Филимонов, в Тульской – Дмитрий Миляев, в Калининградской – Сергей Елисеев, в Хабаровском крае – Дмитрий Демешин, в Курской области – Алексей Смирнов, в Кемеровской области – Илья Середюк, в Самарской – Вячеслав Федорищев, в республике Алтай – Андрей Турчак.
В четырех субъектах РФ глав будет выбирать парламент. В большинстве из них не произошло отставок – в Кабардино-Балкарии остается Казбек Коков, в Ингушетии – Мухамед-Али Калиматов, в Крыму – Сергей Аксенов. Впервые через эту процедуру пройдет врио главы Ханты-Мансийского-автономного округа Руслан Кухарук, до него пост губернатора ХМАО занимала Наталья Комарова.
Одним из главных факторов для ротации губернаторского корпуса в 2024 году стало формирование нового состава правительства РФ – в федеральные органы исполнительной власти в мае ушли экс-глава Калининградской области Антон Алиханов, экс-глава Хабаровского края Михаил Дегтярев, экс-глава Курской области Роман Старовойт, экс-глава Кемеровской области Сергей Цивилев.
При этом политологи ожидаются ротации и внутри регионов, где произошли перестановки. «В субъектах, охваченных губернаторскими ротациями, может быть реализован один из двух основных сценариев. Более мягкий сценарий, вероятно, будет реализован в регионах, где врио главы представляет ту же управленческую команду, что и его предшественник (как в Тульской, Курской, Кемеровской областях), более масштабные перестановки — в субъектах РФ, где назначение врио губернатора предполагает смену таких команд (как Хабаровском крае или ХМАО)», — сообщают авторы доклада Агентства политических и экономических коммуникаций «Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в мае 2024 год».
Среди регионов второй группы на начальном этапе наблюдается более осторожный подход к работе, например, со стороны врио главы ХМАО Руслана Кухарука. Более жесткий — со стороны врио губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина.
«Можно предположить, что в обоих регионах одними из первых ротации могут пройти среди чиновников региональных правительств, отвечающих за градостроительную политику и благоустройство», – отмечается в докладе.
По остальным регионам авторы доклада пока не дают прогноз. Несмотря на то, что выборы губернаторов коснутся практически четверти регионов страны, по мнению политологов, особой интриги в избирательных кампаниях ждать не стоит.
«Нигде проблем с выборами не будет. Ни у одного губернатора, ни у одного врио. Электоральная машина в связке регионов и федерального центра хорошо и грамотно отстроена. Перезагрузки внутренней политики в Администрации президента не произошло. Управление выборами, социологией, электоральными процессам не поменялось», – рассказал в беседе с «ФедералПресс» политолог Сергей Маркелов.
Политолог Алена Август в беседе с изданием отметила, что говорить о возможных итогах выборов пока рано. Однако уже сегодня следует начинать анализировать их работу на в регионе.
«Говорить сейчас о том, кто из свеженазначенных ВРИО может не пройти было бы странно – некоторых назначили только вчера. Сегодня они только прибывают в регионы. Но стоит следить за тем, как врио начинают работать в публичном поле. Чуть проще тем, кто в регионе уже жил, чуть сложнее тем, кто туда только пришел, поскольку к губернаторам-«варягам» до сих пор сохраняется настороженное отношение. Приехавшим в регион надо будет работать с этим предубеждением», – рассказал Алена Август.
Протестный потенциал регионов
Опрошенные агентством политологи сходятся в одном: при текущем уровне поддержки федеральных властей не стоит ожидать серьезного протестного движения в регионах. Даже традиционно протестные Урал и Дальний Восток эксперты считают на сегодняшний день «безопасными» для Москвы.
«Давайте говорить аккуратно, тот же Хабаровский край давно не протестный. Да, Дегтярев состоял в ЛДПР, но никакой оппозиционностью не отличался. Говорить о серьезном протесте нельзя. Возможно, в регионах выборы пройдут в более напряженной обстановке, чем год назад, но в целом тенденция сохранится. Во-первых, партии не выставляют кандидатов с критикой федеральной власти, поэтому протестной активности в штабах не будет. Во-вторых, большинство населения консолидировано вокруг повестки федерального центра, и «выдвиженцы» являются фаворитами кампаний», — рассказал корреспонденту «ФедералПресс» политолог Дмитрий Солонников.
Но даже при таком «беспроблемном» формате взаимодействия регионов и федерального центра, могут возникнуть проблемы при выборе губернаторов. По мнению политолога Сергея Маркелова, в первую очереди они будут исходить от самих кандидатов.
«Единственная проблема при практически полностью управляемых политических процессах – сами кандидаты», – пояснил политолог.
По его словам, кандидаты в главы регионов делятся на три условные группы – от полностью независимых до полностью подчиненных федеральному центру.
«Их я делю на три группы: первые полностью подчиняются федеральному центру и выполняют все рекомендации технологов – это кандидаты в губернаторы в точном фарватере вертикале власти. Вторая группа исполняющих обязанности пытается помимо указаний федерального центра на 40-50% брать ситуацию в свои руки. Совмещать рекомендации федерального центра со своим видением ситуации. Такое могут себе позволить выходцы из этого региона. Третья группа – это кандидаты с большим опытом, которые прислушиваются к федеральному центру, но работают сами», – объяснил Сергей Маркелов.
В качестве примера, к третьей группе он отнес Андрея Турчака, который будет бороться за Алтай.
«У него есть точное понимание что делать, и федеральный центр «давить» на него не будет», – заключил политолог.
Политолог Павел Салин также считает, по губернаторская гонка может пройти не без последствий.
«Все сюрпризы на электоральных региональных кампаниях могут быть связаны только с социальным недовольством населения. Но этот риск был максимально нивелирован. Есть и второй риск – раскол в элитах. Например, оппозиция местных элит губернатору – варягу», — рассказал Салин в беседе с изданием.
По его словам, в последние годы этот риск тоже сведен до минимума, но в какой-то степени остается.
«Элиты частично отформатировали, но они часто выступают против кандидата от федерального центра – как было в Хакассии на последних выборах, когда Сокол, по сути, проиграл Коновалову, которого консолидировано поддержали элиты. Такие истории пока срабатывают, но пока на старте региональной кампании они не выглядят актуальными», — привел примеры Салин.