Перейти к содержанию

FEDPRESS Укрепление Сибири или совпадение: как объяснить масштабные кадровые перестановки

За неполные два года в трети сибирских регионов сменились руководители. Примечательно, что два субъекта возглавили их уроженцы, а остальные два – люди со стороны. При этом каждый из них имеет впечатляющий бэкграунд. Что это: целенаправленное укрепление Сибирского федерального округа, общероссийский кадровый вектор или просто совпадение?

Обновление власти в регионах Сибири

Постепенное обновление руководящего корпуса в сибирских регионах началось в 2023 году. Из 12 субъектов в четырех сменились руководители. В 2025 году заканчиваются полномочия у губернатора Иркутской области Игоря Кобзева.

В конце марта прошлого года одним из ярких кадровых решений стало назначение Виталия Хоценко на должность врио губернатора Омской области (в сентябре того же года он выиграл выборы). Он пришел на смену Александру Буркову, который руководил регионом с 2017 года. Хоценко до переезда в Сибирь успел потрудиться на Ямале, в Ставропольском крае, ДНР. Помимо этого будущий омский губернатор руководил департаментом региональной промышленной политики и проектного управления в Министерстве промышленности и торговли России.

Красноярский край стал еще одним сибирским регионом, где в 2023 году сменился губернатор. В апреле врио главы стал уроженец Сибири Михаил Котюков, который, как и омский коллега, выиграл выборы в сентябре. До этого он длительное время трудился на разных должностях на родной земле и даже был заместителем губернатора Красноярского края. С 2010 года Котюков работал в органах федеральной власти и спустя 13 лет вернулся в родной регион, сменив ушедшего в отставку Александра Усса.

Являются ли кадровые изменения в Сибири - укреплением конкретно этого федерального округа, сказать сложно

Виталий Хоценко до того, как возглавить Омскую область, работал в ДНР

В 2024 году еще два региона Сибири получили новых руководителей. В мае врио губернатора Кемеровской области – Кузбасса стал председатель правительства Илья СередюкСергея Цивилева, который возглавлял регион с 2018 года, назначили федеральным министром энергетики РФ. Не прошло и месяца, как в Сибири произошли новые кадровые события. В начале июня президент России предложил Андрею Турчаку, который на тот момент занимал должность секретаря генсовета «Единой России», возглавить Республику Алтай. После этой встречи Владимир Путин подписал указ об отставке Олега Хорохордина с поста главы региона.

«Стать губернатором – не значит сесть в теплое кресло»

Собеседники, опрошенные «ФедералПресс», не пришли к единому мнению, являются ли кадровые изменения в Сибири укреплением конкретно этого федерального округа. По мнению директора департамента региональных программ ЭИСИ Дарьи Кислицыной, такой вектор есть и он связан с реализацией президентской кадровой политики на уровне всей страны.

«Ее характерные черты – это ставка на профессионализм, управленческий опыт и профильную экспертизу того, кто претендует на позицию главы региона. Как результат, в составе губернаторского корпуса видим сильных профессионалов, ориентированных на региональное развитие и повышение уровня жизни людей», – отмечает Кислицына.

При этом генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Сергей Старовойтов напоминает, что роль Сибири всегда была особой: и в советское время, и в царской России. Однако в современных реалиях ее значимость стала еще более очевидной. «Учитывая давление с Запада, нашу переориентацию страны с импортно-экспортного сотрудничества с запада на восток, все, что происходит в стране, обещает сибирским и дальневосточным регионам особую роль и особое внимание», – полагает собеседник агентства.

Виталий Хоценко до того, как возглавить Омскую область, работал в ДНР

По словам собеседников, Андрей Турчак – это человек, который знает в стране буквально все

Он обращает внимание на то, что сибирские губернаторы обеспечивают разворот России на Восток, контроль над трансграничными транспортными коридорами.

«Например, мы видим, что губернатор Омской области Хоценко активно работает на внешнем треке не только с Белоруссией, но и главным образом с Казахстаном. Потому что граница рядом, и выстраивание транспортного маршрута по Иртышу, который сейчас в силу ряда геодезических проблем ослаблен, – это один из его приоритетов. Здесь же строительство хабов в Омске, транспортно-логистических узлов, чтобы обеспечить маршрут, который идет из Средней Азии и дальше заходит в Россию», – делится Старовойтов в разговоре с «ФедералПресс».

Политтехнолог Алена Август отмечает политический вес врио главы Республики Алтай Турчака, называя его человеком, «который знает в этой стране буквально все. Потому что, будучи в руководстве «Единой России», естественно, он обращал внимание на каждый регион». Но она не считает ситуацию в Сибири исключительной. «Сейчас стать губернатором – это не значит сесть в теплое кресло и получить некую синекуру. Нет, быть губернатором – это большая работа, это пахота, это большая ответственность», – рассказывает Август.

У каждого округа – свои задачи

Собеседники «ФедералПресс» сошлись в том, что кадровые изменения в Сибири могут выглядеть более ярко на фоне остальных, потому что именно в этом округе они происходили не так часто. При этом гендиректор экспертной сети «Клуб регионов» Старовойтов подчеркивает, что сегодня у каждой федеральной территории есть свои задачи.

«Приграничные территории играют отдельную роль, губернатор [Белгородской области Вячеслав] Гладков выполняет вполне очевидную задачу для страны, руководя приграничным форпостом. Сейчас, например, очень интересно смотреть за воронежским [губернатором Александром] Гусевым, который успешно формирует промышленную экономическую агломерацию. Мы видим очевидную конкуренцию между Архангельском, Ненецким округом, Мурманском, Сахалином – всеми, кто находится на Севморпути, у них своя игра и своя борьба за распределение ресурсов», – поясняет собеседник свою позицию.

Старовойтов также отмечает, что, безусловно, есть российские регионы, которые не участвуют в геостратегических задачах. Они, по его словам, ставят в приоритет социальные задачи, поскольку «и там живут люди, которых тоже нужно обеспечивать ресурсами, возможностями, давать им перспективы».

Возвращаясь к кадровым переменам в сибирских регионах, Алена Август рассуждает, что не место рождения является решающим фактором. «На том же Кузбассе Середюк – свой человек, в Красноярском крае Котюков – свой человек. Его там достаточно знают и помнят. А Турчак и Хоценко условно люди, не являющиеся уроженцами территорий, где они сейчас являются руководителями», – говорит она, отмечая, что это вовсе не мешает последним. Поскольку, по ее мнению, основополагающие показатели сегодня звучат возможно пафосно, но актуально: «Верность родине и государству, желание достигать поставленных задач как можно более быстро, оптимально, бережно для людей и с пользой»/

https://fedpress.ru/article/3328916