14 августа – день рождения мессенджера Telegram. Детище Павла Дурова впервые появилось в 2013 году и за 11 лет завоевало популярность как в России, так и за ее пределами. Особую симпатию мессенджер вызвал у пиарщиков и политтехнологов. Как грибы после дождя в десятых годах начали появляться анонимные инсайдерские каналы. Некоторые из них позже выросли в настоящие деловые издания, где публикуются в том числе представители российской элиты. Но каковы перспективы Telegram в новой реальности? Об этом «ФедералПресс» поговорил с политтехнологом Аленой Август.
Алена Борисовна, Telegram с момента появления стал политической площадкой – очень много появилось каналов, посвященных федеральной власти. Даже ходили шутки, что в Кремле не работает столько людей, сколько есть инсайдерских источников информации в Telegram. Какую вы сейчас тенденцию наблюдаете – политика так же интересна? Или больше внимания стало к теме СВО?
– Действительно, мессенджер быстро стал политической площадкой. Он был в новинку, а люди тянутся к чему-то новому. Когда на СМИ начиналось избыточное давление или замалчивание, стравливалось все в Telegram.
Другое дело, что, как сейчас, так и тогда в Telegram, как и в целом в интернете, нельзя ожидать 100-процентной достоверности. Как и весь интернет, Telegram полон фейков и слухов. Иногда забавно наблюдать, как борются между собой разные силы посредством каналов.
Поскольку политика и СВО сейчас тесно связаны, я бы не ставила вопрос так. Политика по-прежнему интересна тем, что она пронизывает всю нашу жизнь. Политика – это не только выборы. Это все, что нас окружает. Разве экономические каналы не реагируют на политическую повестку?
Ни для кого не секрет, что многие губернаторы, министры, депутаты не сами ведут Telegram-каналы, а за них это делают специально обученные SMM-специалисты. Знаете ли вы чиновников, кто самостоятельно ведет «телегу» и у него это отлично получается? Может быть, у вас есть личный топ список?
– Не все первые лица сами ведут Telegram-каналы. И я не считаю, что это плохо, если канал ведется грамотно, правильно отражает образ этих лиц и не становится местом размещения релизов.
Каждый должен заниматься своим делом. Любому губернатору нужно время, не все рождаются ораторами и авторами текстов. На первом этапе любому политику нужна помощь профессионалов.
Не могу представить губернатора, который лично пишет в своем канале и на все реагирует, – это невозможно физически. Хотя людям и хочется в это верить. Другое дело, что «лицо канала» должно быть вовлечено в процесс ведения канала.
Не буду называть топ. Качество канала определяется не этим.
Как вы относитесь к закону о деанонимизации Telegram-каналов, который Госдума приняла недавно?
– Новый закон – вещь дискуссионная. Хотелось бы ответственности за то, что размещается в каналах. Очень много фейков, особенно об СВО. Как этого добиться – конечно, вопрос.
Некоторые каналы, конечно, потеряют популярность после своей деанонимизации.
Что по поводу этого закона говорят в медиасреде – она разделилась или выступает единым фронтом за эту инициативу?
– В медиасреде мнения разделились. Многие зарабатывают на каналах, в том числе на рекламе. Надо правильно сформулировать закон и учесть все интересы.
Во второй половине десятых власти пытались блокировать Telegram, тогда победа осталась за Павлом Дуровым. Как вы считаете, конфликт тогда был исчерпан или все же заморожен?
– Пока эта ситуация осталась в стадии «отложим на потом» и во многом будет зависеть от развития ситуации в стране. Мы видим, что и Дуров пытается улучшить свою платформу.
Представим на секундочку, что Telegram в РФ вновь оказался заблокирован. Куда уйдут все те анонимные или неанонимные политические авторы, которые уже укоренились на этой площадке?
– Если заблокируют, возможно, люди вспомнят, что мы готовили свои ответы Telegram, как и многим социальным сетям. А может, найдется гений, который предложит что-то свое. Информационные потоки нужны, и выход найдется.
Ни для кого, наверное, уже не секрет, что политический Telegram – это серый рынок рекламы, где можно купить блок на негатив или пост без рекламных пометок. И такая история продолжает привлекать медийщиков. Как вы считаете, надо ли эту серую зону пытаться дополнительно регулировать?
– Да, политическая сфера Telegram находится в сумраке. Есть политическая борьба, а есть то, что запрещено законом. Если автор анонимного канала размещает клевету, то очень захочется этого автора найти. Если блоки уже стали поводом для реальных уголовных дел, то действительно нужны общие правила.
Вопрос о деньгах – сколько сегодня нужно вложить в политический Telegram-канал, чтобы он приносил деньги? И сколько денег он может приносить?
– Все зависит от идеи. Если удается найти уникальную идею и единомышленников, если хватает связей и знакомств, денег надо не так много. С региональной повесткой можно хорошо «взлететь».
Что-то стандартное, как еще один канал с рейтингами и оценкой губернаторов или министерств, – это не интересно. Их заводят либо ради себя, чтобы доносить свою личную точку зрения, зная, что политические каналы мониторят.
В последнее время политконсультанты и технологи заводят разные каналы с разным контентом. Какие-то каналы начинают зарабатывать, кто-то ведет просто ради того, чтобы оставаться лидером мнений.