Министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что ряд регионов рискует сорвать обязательства по нацпроекту «Образование». Если запланированные объекты не будут введены в эксплуатацию в срок, финансирование из федерального бюджета может быть прекращено. Врио секретаря генсовета «Единой России» Владимир Якушев отметил, что в красной зоне находятся Дагестан, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Кировская, Амурская, Архангельская, Иркутская, Ярославская, Новосибирская области, Приморский край, Башкортостан, Кабардино-Балкарская Республика.
Действительно, не все регионы оказались готовы к масштабным задачам, которые ставит национальный проект «Образование». Уже не первый год идет большая программа по капитальному ремонту школ, которая включает переустройство внутренних пространств по современным стандартам, чтобы детям там было комфортно находиться. Это тот самый подход, когда среда тоже воспитывает ребенка. Это другой подход к организации коммуникационных пространств, рекреаций, кабинетов, столовых, другое отношение к навигации. Все это упирается в регионах в то, что: а) нет профессионалов, подходящих для решения этой задачи; б) те, кто за это берется, – это не всегда ответственные люди. Кроме того, есть программа строительства новых школ – тоже огромная задача, которая должна решаться четко по графику. И каждый губернатор заинтересован больше всего решить эту задачу за федеральные деньги, чтобы потом не бегать впопыхах в поиске региональных средств, которых мало или просто нет. Возможно, контроль от министерства должен быть более ритмичный. Вероятно, каким-то регионам действительно необходима помощь в плане организации этой деятельности. А может, где-то стоит пересмотреть график. В любом случае проблему нужно решать в тот момент, когда это еще можно сделать.
Что касается конкретных упомянутых регионов, среди них есть те, которым уже неоднократно предъявлялись различные претензии. Но это не всегда является каким-то системным обвинением в адрес определенного губернатора. У глав регионов огромное количество задач. Смысл деятельности управленца, профессионала на государственной должности, первого лица субъекта заключается в том, чтобы правильно подобрать команду, чтобы там были те люди, которые хотят, умеют и могут работать, а не только создавать видимость активной деятельности. К сожалению, кадровый вопрос и на этом уровне тоже серьезный, решать его приходится по-разному. Далеко не всем регионам удалось такую команду собрать – приходится опираться на те кадры, которые есть. Другое дело, что эти кадры можно воспитывать, дисциплинировать и как-то мотивировать, потому что очень многое в этом решает мотивация – работа на результат. И это тоже задача губернатора.
Отмечу также значение проблемы. Школьный вопрос направлен не только на то, чтобы сейчас детям в школах было хорошо, но и на то, чтобы для молодых людей, которые сейчас лишь начинают задумываться о рождении детей (а мы говорим, что у нас демографическая проблема стоит в полный рост), решения власти были мотивирующими. Нужно показать, что в государстве достаточное количество хороших, комфортных, современных школ, садов, где детей будут ждать с распростертыми объятиями, а сами ребята будут туда бежать вприпрыжку. Поэтому, конечно, губернаторы должны понимать, что это не просто проблема работы со зданиями, с объектами – это еще и вопрос работы со смыслами, на основании которых огромное количество людей формулируют свое мнение, как работает власть и как живет страна. Тем более у нас детоцентричная страна: особенно важны детская медицина и образование – это самое первое, на что обращает внимание любой гражданин. По этим двум параметрам как минимум он формирует мнение, хорошо ли налажена жизнь в его регионе, хорошо ли налажена жизнь в его стране.
Губернаторы должны понимать: по ситуации со строительством школ и детсадов люди оценивают, как работает власть