Перейти к содержанию

«НОВЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ» РАЗГОВОР О ЦЕННОСТЯХ В ПОИСКАХ НРАВСТВЕННЫХ КООРДИНАТ

У каждого поколения своя битва, понимаем мы сейчас. И как понимаем, сильнейшие сражения идут не только на полях СВО, но в области смыслов. На что опираться, на чем и за что «стоять»? Эти вопросы возникают у разных поколений. И понятно почему – на протяжении жизни старшего поколения уже менялись и политический строй, и устройство страны, дети Советского Союза стали родителями детей новой России, а подростки  сейчас с особым интересом читают книги и смотрят фильмы о Великой Отечественной, пытаясь провести параллели. К сожалению, в эпоху победившего живое общение интернета и быстрых изменений везде и всюду, мы слишком мало разговариваем друг с другом о главном, о важном – о большом философском фундаменте всего, что нас окружает и чем мы сами являемся. У большинства вместо похода в картинную галерею – просмотр рилсов и сторис, вместо чтения книг – псевдоисторические блокбастеры, даже вместо заставляющей думать и мечтать фантастики – лишь психотерапевтичное фэнтези с волшебниками и феями.

Слишком легкое отношение к смыслам и сути жизни делает нас уязвимыми, делает уязвимыми наших детей и непрочными – взаимосвязи. Наверно, знаменитый Указ 809 о традиционных ценностях российского народа мог бы быть создан и ранее, но появился сейчас – когда он действительно крайне необходим.

Удивительно сложно, думаю, было уложить масштабную историю большого народа со всеми историческими перипетиями — в текст. Но его еще нужно осознать. А как?

И мы, творческая команда Алены Август, решили сделать картинки в формате календаря. В течение 2025 года мы представим все 17 ценностей в собирательных образах героев разных эпох, причем с возможностью размещения на экранах гаджетов – не на эти ли экраны смотрят все поколения от мала до велика?

Важно было придумать нечто простое и действенное – то, что станет и полезным, и со временем привычным, легко проникающим в сознание. Ответить на вопросы, которые не раз возникали в дискуссиях – зачем это надо, кто это придумал, почему именно это, а не просто ли это набор слов, который здесь и сейчас изобретен, в чем тут историчность?

Три эпохи, условно называемые «в стародавние времена», «советский период» (он еще имеет живых свидетелей и в целом достаточно сильное влияние) и «настоящее» — время, в которое мы с вами живем и ищем опору в  традиционных ценностях.

На встречах с разными аудиториями я заметила необычное и тревожащее: при разговоре о ценностях почти каждый может их назвать, но как только начинаешь «копать» в глубину, чувствуешь, как мало личного понимания и глубины в этой «выученности». Довольно много времени и сил нужно на то, чтобы люди раскрылись и начали обсуждать, как они сами воспринимают эти ценности, как они вплетены в историю семьи и рода, личную историю человека, влияют ли они на его планы и принятие важных решений? А уж после такого разговора слышишь: «Оказывается, тут много над чем важным надо подумать, о чем поговорить».

Именно это слово – «оказывается» — после таких разговоров о важном открывается путь в глубину. Глубину мыслей, личных историй, поиска аргументов и самых важных доказательств самому себе.

И знаете, что помогает стартовать такие дискуссии? Удивительно, но именно картинки. Мы поставили себе задачку найти способ образно вводить их в контекст повседневности и будить осознание их значения для каждого. Мы сейчас как дети, которым нравятся книжки с картинками, пытаемся вгрызться в огромное достояние истории и смыслов. И да, тексты сами по себе, без образного представления и без дискуссии работают неглубоко. Это сродни тому, как многие из нас учили и с выражением рассказывали стихи у школьной доски, забывая их ровно за те 30 секунд, пока возвращались за парту. Важно это и потому, что дети, подростки и молодежь быстрее воспримут визуал, чем текст. Это, как говорят, «не развидеть».

Мы делаем образы разными. Это касается не только формата, он и горизонтальный, и вертикальный, и под разные экраны телефонов, и с возможностью распечатки (знаем, что многие дети, педагоги и родители это уже делают), но и с возможностью выбора – разместить у себя на экране или распечатать всех трех героев либо одного из них. Зачем? Чтобы выбрать, надо задуматься, а когда экран твоего телефона или ноутбука увидят другие, то и поговорить. Есть картинки и без календарной сетки.

Почему решили заморочиться и работать с профессиональным художником, которому ставим четкие, до деталей, задачи? Потому что нейросети верно не сделают – даже российские приложения выдают нечто неудобоваримое, пропитанное экзофантастикой и западничеством, мнимыми смыслами, в общем – не тем эти нейросети кормили много лет. Именно потому контент должен быть авторским и влиять на то, что происходит в интернете, в том числе.

Логично решили начать с ценности «Жизнь». Нам важно было показать прорастание ценностей из глубины веков и обратиться к разным возрастам – для кого-то это почти сказочный образ богатыря, для кого-то память о славном периоде больших строек, а для кого-то современная наша история и герои. Так мы хотели сделать образ более глубоким, проявляя стержень ценности, ее «ключ».

Богатырь это и былинный герой, персонаж из сказок, и образ Александра Невского — герой, совершающий добрые дела и идущий на подвиг ради спасения жизни на земле.

Строитель – олицетворениепериода великих строек и масштабных проектов времен Советского Союза, которыми мы гордимся – БАМ, ДнепроГЭС, освоение целины… Энергия жизни поколений наших предков, их умение жить ярко, даря свои силы и душу ради лучшей жизни – этому мы благодарны во все времена.

Врач – безусловный герой всех времен.Пандемия особенно ярко высветила хрупкость нашего мира и великую ценность жизни, подняв на пьедестал труд врача. Именно ради жизни врачи, медсестры и волонтеры шли на подвиг, спасая людей. Именно их труд помог преодолеть страшную угрозу и дал новую надежду человечеству.

Февраль: «Патриотизм. Гражданственность. Служение Отечеству и ответственность за его судьбу».

Три образа – солдаты и защитники Родины. Эпохи разные, ценности вечные.

Солдат возвращается в родную деревню после долгой службы во славу Отечества. Ушел юнцом, а возвращается взрослым человеком.  Благодаря верности и отваге простого солдата Россия оберегала свои границы.

Юная летчица – героиня Великой Отечественной войны.  Мужчины и женщины, юноши и девушки, девчонки и мальчишки – все вместе ковали эту Великую Победу. Быть гражданином – значит защищать Родину.

СВО – время своих. Своими стали все мы – наши герои, которые защищают Родину «за ленточкой», волонтеры, которые помогают фронту и тылу, все, кто вяжет сети, делает окопные свечи, поддерживает наших героев и их семьи. Все вместе мы отвечаем за судьбу страны и нашего народа.

И мы уже проверили, как это работает. Рисунки на самом деле помогают аудитории раскрыться быстрее, участники разговора не только анализируют предложенные образы, но и делают собственные выводы, как были представлены ценности в разные исторические эпохи, в чем их стержень и значение.

Задачка марта – права и свободы – оказалась непростой. Радует, что проект заинтересовал многих, и была возможность обсуждать образы в различных средах. Итак: крестьянин, получивший вольную и ставший хозяином своей земли, девушка-студентка, получившая право учиться любимой профессии, и современный молодой человек, для которого слоган «Россия – страна возможностей» — реальность жизни. Эти образы мы представили студентам на форуме Министерства науки и высшего образования в Санкт-Петербурге и смогли обсудить впечатления. Вместе со студентами сравнили, что предлагают нейросети на запрос о ценностях, и утвердились в своей позиции – ИИ накормлен совсем не нашими смыслами. Так что верным путем идем, друзья!

Все материалы проекта: https://disk.yandex.ru/d/weA8zusBjzcXLw

Также они выкладываются в тг-канале «КОД РОССИЯ» https://t.me/KOD_RUSSIA и в аналогичном сообществе в VK

Журнал: https://newbusinesspeople.ru/