Предложение Счётной палаты РФ наказывать регионы, которые сорвали реализацию инфраструктурных проектов, стало резонансным. Обсуждают, каким может быть это наказание
Инициатива озвучена в докладе о проверке ведомством расходования бюджетных средств в нескольких регионах. Согласно размещенному на портале Счётной палаты отчету о результатах параллельного контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию инфраструктурных проектов в субъектах Российской Федерации в 2022–2023 годах и истекшем периоде 2024 года», проверили семь регионов: Тюменскую, Омскую, Владимирскую, Рязанскую и Воронежскую области, а также Чувашскую Республику и Ханты-Мансийский автономный округ.
Анализ отчетных данных за 2022–2023 гг. показал, что в целом из показателей всех инфраструктурных проектов, реализуемых в проверяемых регионах, 14% не достигнуты, при этом в четырех – Воронежской, Рязанской и Тюменской областях, ХМАО – Югре – достигнуты все показатели. В остальных трех регионах в целом доля показателей со значениями ниже плановых составляет 30%. Наибольшая доля недостигнутых показателей в Омской области — 38%, во Владимирской области и Чувашской Республике – 32% и 25% соответственно. Наиболее часто не достигало планового фактическое значение показателя «Общий объем ввода жилья» – у 20% всех инфраструктурных проектов. По показателю, характеризующему поступления налоговых и неналоговых доходов, недостижение плановых значений отмечено у 13% проектов, по показателям созданных в связи с реализацией инфраструктурных проектов рабочих мест и объема средств внебюджетных источников финансирования инфраструктурных проектов – по 11% всех инфраструктурных проектов.
Всего, как говорится на сайте Счётной палаты, в 2022-2023 гг. и первом полугодии 2024 года органы исполнительной власти этих регионов получили из федерального бюджета кредиты на развитие инфраструктуры на общую сумму 56,7 млрд рублей. Как было установлено, основная часть денег направлялась на реализацию инфраструктурных проектов в сферах жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.
«Плановых значений показателей реализации инфраструктурных проектов по итогам 2022-2023 гг. не достигли 4 из 7 проверенных регионов. В основном не достигались плановые значения по общему объему ввода жилья и объему внебюджетных источников финансирования», — сообщил директор департамента аудита финансовых рынков и государственного долга Алексей Лаптев.
Аудиторы отмечают, в частности, случаи необеспечения эффективного использования транспортных средств, приобретенных за счет специальных казначейских кредитов. Так, эксплуатация закупленных автобусов началась только спустя 6-9 месяцев после приобретения, при этом на маршрутах используется менее половины машин. Объем недополученной билетной выручки оценочно составил не менее 75 млн рублей.
По итогам проверки аудиторы сделали вывод, что нормативно не предусмотрена ответственность за недостижение плановых значений показателей реализации инфраструктурных проектов. И Счётная палата направила письмо в правительство РФ с предложением установить в соглашениях о реализации инфраструктурных проектов, финансируемых за счет средств бюджетных кредитов, такую ответственность.
«Что касается последствий для руководителей регионов, то самое тяжелое, что может быть, – отставка, — рассуждает на сайте «Региональные комментарии» доктор политических наук Дмитрий Нечаев. — Федеральный центр знает, что происходило за эти два с половиной года, каков был галопирующий рост цен, и, полагаю, войдет в положение – никаких наказаний для губернаторов не будет. С другой стороны, у себя в регионах главы должны произвести анализ документов. Убежден, что на ведомственном уровне в этих субъектах есть чиновники, вина которых в этом деле имеется: не проконтролировали, не держали руку на пульсе. По этому поводу необходимо произвести жесткий разбор ситуации и наказать руководителей ведомств, вплоть до снятия с должности».
Политтехнолог Алена Август в комментарии «Московской газете» сказала, что «Счётная палата, как мы видим, старается следить за соответствующим закону и эффективным расходованием средств, выполнением государственных задач всеми, кто обязаны их выполнять. Жалобы на то, что инфраструктура создается, поддерживается не теми темпами и не тем качеством, которое должно было бы быть при современном запросе жителей в каждом регионе, — время от времени возникают».
«Насколько это отразится на статусе губернаторов и возможны ли отставки, сказать сложно. Для того, чтобы некачественное исполнение определенных обязанностей привело к отставке, необходимо накопить очень мощный отрицательный бэкграунд и дополнительно продемонстрировать еще свою, скажем так, не способность управлять политической ситуацией. Эффективность губернатора складывается из многих показателей: это экономическая эффективность в регионе, это политическая стабильность, это социальное настроение. И надо сильно постараться уж совсем ничего не сделать, чтобы тебя наказали настолько серьезно за неисполнение обязательств по созданию инфраструктуры. Поэтому думаю, пока до этого не дойдет, а вот если у губернатора и по другим параметрам большие «косяки», то вполне возможно, что официально аргументом будет выбран срыв инфраструктуры, но сама инициатива крайне хороша, для жителей она полезна», — сказала эксперт.
«Конечно, с точки зрения контроля со стороны Счётной палаты данное известие для четырех регионов РФ – неприятная, даже болезненная вещь. Это создает некоторые трудности для губернаторов перед правительством России, министрами и руководителями ведомств: если они будут приходить и просить что-то или предлагать проекты, то этот осадок будет влиять на разговоры с руководителями федеральных структур. С точки зрения аргументации позиций Счётной палаты все выглядит очень логично. Но я бы не стал действовать радикально и преждевременно, поскольку есть «определенные условия», при которых либо произошла затяжка по времени, либо увеличилась стоимость объектов. В данном случае возникли проблемы, которые не смогли решить руководители регионов. Губернатор Воронежской области Александр Гусев и глава Омской области Виталий Хоценко очень педантично следят за расходованием средств, особенно федеральных. В данном случае стоит обратить внимание на условия, в которых произошли нарушения. На мой взгляд, маловероятно, что эти нарушения носят криминальный характер», — высказал мнение Нечаев.
Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков считает, что наказание может быть разнообразным: финансовые ограничения, приостановка выдачи средств или перераспределение уже выделенных денег, а также административная ответственность для должностных лиц-кураторов проектов. Член Ассоциации юристов России Валерия Стародубова называет в этой связи штрафные санкции в отношении юрлиц-исполнителей, привлечение к административной ответственности или сокращение объемов поддержки регионов. Старший партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Константин Добрынин не исключает использования уголовно-правовых механизмов для стимулирования региональных властей активнее выполнять планы.