Американские ученые провели исследование, которое показало, что при наличии возможности отказаться от благотворительного пожертвования женщина скорее воспользуется ею, чем мужчина. Специалисты также рассмотрели реакцию представительниц слабого пола на социальные сигналы.
Несмотря на то что с 1971 года индивидуальные благотворительные взносы в США увеличились со 130 млрд до 300 млрд долл. в год, ученые все еще пытаются составить психологический и социальный портрет человека, готового отдать деньги нуждающимся.
Индивидуальные черты потенциального благотворителя колеблются в широком диапазоне. В случае гендерных различий ученые также не смогли прийти к единому мнению. Одни исследования не обнаруживали никаких различий среди мужчин и женщин, когда дело касалось щедрости, другие находили, что женщины в два раза чаще делают пожертвования или становятся донорами крови.
Экономисты из Чикагского университета провели еще одно исследование, которое обнаружило новые различия в склонности мужчин и женщин к альтруизму.
Добровольцы — преимущественно студенты Чикагского университета — обошли окрестности, чтобы собрать деньги для местной детской больницы и экологической организации. В первой части эксперимента исследователи приходили в дома без предупреждения. А на двух других этапах испытуемым было назначено точное время посещения просителей, а также было предложено заранее отказаться от их посещения, повесив на дверь сигнальный флажок.
Около трех процентов мужчин и женщин сделали пожертвования, когда к ним обратились с такой просьбой без предупреждения. В том случае, когда была возможность отказаться от благотворительного взноса или избежать его, пожертвования среди женщин уменьшились вполовину, среди мужчин они тоже снизились, но не так сильно.
Авторы работы связывают такой результат с тем, что женщины сильнее воспринимают социальные сигналы, когда оказываются лицом к лицу с человеком, просящим о помощи. Именно поэтому они склонны делать пожертвования в одних ситуация и избегать их в других.
По словам психотерапевта, бизнес-тренера Алены Август, женщины, как существа более эмоциональные и более зависимые от внешних оценок, склонны скорее сделать пожертвование, то есть ответить на социальный сигнал в соответствии со склонностью жалеть и защищать, а также максимально соответствовать одобряемой модели поведения.
«В то же время женщины прекрасно осведомлены о своей возможной импульсивности, им присуще долгое время оценивать поступок до или после его совершения. И если есть возможность избежать излишней импульсивности и разочарования в себе или в ситуации, женщина как существо, стремящееся к самосохранению, постарается по большей части этого избежать», — отметила г-жа Август.
Психолог-консультант коуч-центра Nekrizis Родион Чепалов рассказал, что склонность делать пожертвования зависит от многих факторов.
«Среди них, например, особая восприимчивость к чувствам другого человека, так называемая эмпатия. Имеет значение и наличие чувства вины, например, человек чувствует свою вину перед родственником, соседом, ребенком и пытается загладить ее добрыми делами в отношении других людей. Играет роль также, насколько уверенно человек себя чувствует: отдавать «последнюю рубашку» способны немногие. Но вывод исследования мне не совсем понятен. Возможность отказаться от благотворительного пожертвования есть у всех и всегда — отвернуться, извиниться и т.д. Данное исследование очень помогло бы благотворительным организациям, если бы ответило на конкретный вопрос: кто, как и когда согласен жертвовать на благотворительность», — отметил г-н Чепалов.
http://www.rbc.ru/newspaper/2013/05/29/56c1a38d9a7947406ea09b13