Русский взгляд на проблему абортов
Аборты – одна из самых серьезных проблем современной России. Если верить официальной статистике, Россия вымирает: вплоть до 2030 года демографы прогнозируют рост естественной убыли населения, которую не компенсирует даже миграция. Невозможно выйти из демографического кризиса, если не вести активную работу по всем фронтам и биться за жизнь каждого россиянина – тех, кто уже появился на свет, и тех, кто еще не родился.
Еще в 90-е годы статистика по абортам в России шокировала. 35 абортов на 1000 человек — Столько нерожденных детей не губили ни в одной стране мира! Но, к счастью, за последние годы удалось добиться стабильного снижения количества абортов.
«Благодаря работе при женских консультациях и родильных домах более 1,5 тыс. кабинетов и центров медико-социальной и психологической помощи, а также взаимодействию с РПЦ, удалось существенно снизить число абортов в нашей стране: на 8% только за 2016 год и более чем на 25 % — за последние пять лет. Это позволило сохранить более 250 тысяч жизней», — сообщила 7 марта министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.
Звучит оптимистично, но достаточно ли этих мер, чтобы свести количество абортов к минимуму? Для этого сперва следует разобраться с причинами.
Аборт как норма
Современное общество очень сильно отличается от того, каким оно было даже 20 лет назад. Урбанизация, социально-экономические изменения, перестройка общественной морали – все это напрямую влияет на отношение общества к абортам.
«К сожалению, современные молодые люди стремятся жить по-западному: в первую очередь, они заботятся о личном материальном благополучии, а лишь потом женятся (если вообще женятся официально, а не живут «гражданским браком») и заводят детей. И даже не детей – а одного ребенка, у которого «все будет». Поэтому даже в полных благополучных семьях нередко возникает вопрос о прерывании беременности, поскольку родители материально не готовы к рождению второго или третьего ребенка», — рассказал «Русской Планете» Олег Иванов, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов.
По мнению эксперта, сейчас аборты перестали быть чем-то стыдным. «Это обычная бесплатная для большинства российских женщин медицинская процедура. Даже называется не громким словом «аборт» (которое все-таки режет слух и вызывает отторжение), а заменяется на более благозвучное «прерывание беременности». Существенно упала культура поведения: молодые люди стали более распущенными, в интимные отношения вступают совсем юными и оттого не задумываются о последствиях ранней любви», — считает Иванов.
«Русский взгляд на проблему абортов — такой же широкий и многополярный, как наша страна», — считает психолог, эксперт по коммуникациям Алена Август. «Потому что в каждой семейной традиции — свое. Как и свой опыт потерь и обретений, опыт искренности и отчуждения. Для кого-то козырнуть – «да мать моя на аборты как на танцы бегала» — нормально, а для кого-то тема табуирована, да и само отношение к ней обустроено множеством замалчиваний», — рассказала эксперт «Русской Планете».
По ее словам, любая тема меняется со временем и пространством. «От древнего священного страха перед православным богом до боязни огласки в ранне-советские времена, от незнания элементарных основ планирования семьи и детей — до отрицания этой возможности». По словам эксперта, даже современные гаджетопросвещенные подростки, не говоря уже о более старших поколениях – недостаточно знают о сфере управления беременностью. «Понятно, что потом неискренние отношения в семье, неумение делить и принимать ответственность приводят к аборту и чаще даже позднему, что чревато серьезными негативными последствиями».
Страна-кладбище
Почему же в России – стране, сильной своими традициями, хранимой Богом, защищаемой Богородицей на протяжении столетий, аборты стали чем-то обыденным? На русской земле дух милосердия, материнской любви и радости детства традиционно был связан с христианскими основами жизни, христианской культурой, рассказал «Русской Планете» священник Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института.
«Достоевский указывал на всемирную отзывчивость русского народа. Но в XX веке добрые традиции русского народа разрушались, и это прежде всего было связано с целенаправленным уничтожением большевиками церкви и самого народа. Нужно помнить, что после советского периода наша страна – страна-кладбище, мы ходим по костям, и кровь десятков миллионов неоплаканных жертв до сих пор вопиет к Богу. Отношение к нерожденному человеку как к материалу, биологическому сырью, очень сильно связано с этим духовным наследием, которое мы в себе несём. Поэтому сегодня, чтобы вернуть ценность человеческой жизни, надо сначала пожалеть и оплакать всех жертв и призвать себя и всех к покаянию за всех и за всё содеянное. Дело церкви здесь – христианское просвещение, связанное с умягчением злых сердец и пробуждением в каждом человеке живой совести и веры, а в нашем народе ещё и способности к дружелюбному и глубокому общению».
Что делать?
По мнению протоиерея Максима Обухова, члена патриаршей комиссии по вопросам семьи, руководителя православного медико-просветительского центра «Жизнь», можно выделить три ключевых пункта в борьбе за снижение количества абортов. Все эти методы действенны и дают результат. Первое – это просвещение. Причем просвещение в самом широком смысле этого слова. Потому как на решение женщины пойти на аборт влияют не только ее собственные страхи и установки, но и мнение окружающих.
Взять хотя бы школьные учебники биологии и то, как проиллюстрирован раздел об эмбриологии человека. «Эти картинки нанесли нашей стране ущерб больший, чем нашествие Батыя или Чингиз-хана!», — считает Максим Обухов. Дети видят эти картинки, как на каком-то этапе человеческий эмбрион похож на рыбку, затем – на ящерку… значит, и сам человек был рыбкой, ведь графические образы детьми воспринимаются намного лучше, чем текст. И такая подача материала накладывает неизгладимый отпечаток на сознание. «Мы ведь прекрасно из той же генетики знаем, что это никакая не рыбка, а человек – даже если там всего одна-две клетки. Весь школьный курс нужно привести в соответствие с современными знаниями по эмбриологии и генетике, которые не были доступны человечеству несколько десятилетий назад».
Протянуть руку
Второй немаловажный шаг – благотворительность. Чтобы максимально снизить количество ситуаций, когда к такому страшному шагу человека толкают бедность и нищета.
«Благотворительность не только помогает конкретному человеку, но и имеет огромное моральное значение для нашего общества. Вот уже 17 лет в нашем центре «Жизнь» работает телефон доверия кризисной беременности. На него поступает много очень звонков, и благодаря им мы знаем практически все ситуации, в которые попадают женщины», — рассказывает отец Максим.
Есть еще одна проблема, которая часто выпадает из внимания, но существует и оказывает большое влияние на социум: это атомизация общества. «Сейчас очень много людей, в том числе молодых, у которых разорваны семейные связи. Патриархальное, традиционное общество – социум, который состоит из семей, больших и малых, нуклеарных, и между этими семьями есть связь. Но в последнее время все больше индивидуумов, у которых эти связи полностью разорваны. Например, девушка уезжает из деревни в город, она не в браке, разорваны связи с родителями и родственниками — дядями, кузенами… она, по сути, болтается одна. И когда она попадает в кризисную ситуацию – она остается с этой проблемой один на один. У нее нет ни жилья, ни родственников, и, конечно, таким женщинам приходится очень тяжело».
Права эмбриона – права человека
Третий шаг – законодательная защита. Причем, по словам отца Максима, речь вовсе не о запрете абортов, а введение разных подходов к проблеме, например, так называемая неделя тишины.
«Наше законодательство, касающееся человеческой личности, давно устарело. Необходим законодательный пересмотр статуса эмбриона, ведь его как объекта права сейчас просто не существует!» — считает отец Максим.
Современная биология однозначно определяет эмбрион как отдельный организм, а не как часть чьего-то тела. У него уникальный генотип. Он дышит, питается, у него есть мозговая активность – важнейшее юридическое определение жизни. «Но юридически его просто не существует. Он не может получить страховку, на него нельзя завести карту в медучреждении, и так далее. Многие страны (Венгрия, Польша) уже пришли к тому, что нужно менять статус эмбриона – считать живым не с момента рождения, а с зачатия. Это не значит, что аборты автоматически будут запрещены. Но это очень важный шаг».
Еще один вопрос, который часто возникает – это патологии развития. Что делать, когда врач предупреждает: ребенок родится неполноценным, с таким-то диагнозом? «В наше время, когда ужасная экология, радиация и прочее, количество разного рода повреждений, в том числе генетического плана, уже в утробе матери огромно, о чем я всегда предупреждаю готовящихся к браку», — говорит священник Георгий Кочетков. «При плохом диагнозе я стараюсь говорить женщине, что, хотя ее право решать, но в любом случае надо стараться сохранить жизнь ребенка. Что делать, мы живем в таком мире, когда чем дальше мы развиваемся, тем больше повреждается именно человек – самое хрупкое существо в этом мире. Самое гениальное и самое хрупкое!
Мне много раз приходилось убеждать матерей сохранять плод, несмотря на медицинские показания, и в 90% случаев они потом об этом никогда не жалели. Часто ребенок рождался более здоровым, чем предполагалось. Но бывали и тяжелые патологии, из-за чего вскоре после рождения младенец умирал. Но все-таки его не убили. И для родителей это было важнейшим опытом, ведь они всячески старались сохранить ему жизнь».
Аборты – это болезнь, которая протекала в России годами, ее не вылечить за один день. И чтобы ее решить — необходимы очень большие системные изменения в обществе.
https://rusplt.ru/society/ubit-nelzya-ostavit-33396.html
АЛЕНА АВГУСТ:
Аборт — тема настолько эмоционально сложная, что для многих даже само произнесение этого слова уже испытание. Что же касается «русского взгляда» на тему абортов — то, по опыту клиентов и личному — он такой же широкий и многополярный, как наша страна. Почему? Потому что в каждой семейной традиции — свое. Как и свой опыт потерь и обретений, опыт искренности и отчуждения. Для кого-то козырнуть «да мать моя 13 на аборты как на танцы бегала» нормально, а для кого-то тема табуирована, да и само отношение к ней обустроено множеством замалчиваний.
Мне кажется важным понимать именно это — что любая тема меняется со временем и пространством. От древнего священного страха перед православным богом до боязни огласки в ранне-советские времена, от незнания элементарных основ планирования семьи и детей — до отрицания этой возможности.
Работая с группами врачей-гинекологов в просветительском проекте, мне самой было удивительно узнать, что и наши гаджетопросвещенные подростки, и поколение старше — во многом незнающи в сфере управления беременностью. Понятно, что потом неискренние отношения в семье, неумение делить и принимать ответственность приводят к аборту и чаще даже позднему, что чревато серьезными негативными последствиями.
Уверена, в решении этой проблемы нужна не столько негативная (аборты — зло и грех) мотивация, сколько позитивная (управление беременностью, своей жизнью в целом). Понятно, что при таком подходе это большие затраты как креативные, так и финансовые. Ведь повесить табличку «по газонам не ходить» и отчитаться всегда проще. А вот угадать, где проложить тропинку, чтобы газон остался невытоптанным да еще и цветы люди там сами подсаживали — это исследования, система ликвидации безграмотности и система коммуникаций день за днем. Причем ключевое слово тут — система. Именно поэтому на государственном уровне стоит озаботиться межведомственным проектным подходом к столь трепетному вопросу. Ибо только при таком подходе с привлечением профессионалов проблема перейдет в категорию вопроса, который начнет решаться. Решаться с точки зрения управления своей жизнью и принятия ответственности за свои решения в целом, а значит — принесет и множество цивилизационных бонусов в жизнь страны.