Свободные от Wi-Fi зоны в Москве с каждым годом найти все сложнее. Беспроводной интернет «преследует» повсюду: в метро, в офисе, на прогулке в парке, в кафе и ресторанах. Однако сегодня в Москве формируется новый тренд: отказ от Wi-Fi в заведениях общественного питания. Совсем недавно за «чекины» бесплатно раздавали напитки и еду, то сейчас заведения начинают выступать за живое общение. Обозреватель РИАМО выяснила, как посетителей отучают от интернета, готовы ли рестораны вообще отключить Wi-Fi и станет ли это явление массовым, и как смотрят на эту инициативу психологи.
Тест-драйв Wi-Fi на остановках: качество сигнала нестабильное>>
Коллективный выход в сеть
Дружеские встречи в кафе в последнее время зачастую проходят по одной и той же схеме. Сначала все делают заказ, пока он готовится, обмениваются новостями, делают селфи, а затем фотографируют еду и тут же выкладывают фото в Instagram, либо проверяют попеременно все социальные сети.
По словам PR-специалиста Splendid Agency Романа Борисова, очень часто в заведениях Москвы можно наблюдать группы людей, которые уткнулись в дисплеи смартфонов, планшетов и ноутбуков и, сидя за одним столом, между собой почти не общаются. Да и сами владельцы смартфонов признают, что само наличие гаджета мешает живому общению, и даже интересный разговор не заставит их отвлечься от гаджета и не ответить на очередное сообщение.
«Изначально каждое заведение ставит себе цель создать некий «нетворк», комфортную обстановку для общения. Wi-Fi же в этом плане не способствует созданию определенного формата общения внутри заведения, потому что на столах посетителей то и дело трещит телефон от уведомлений из социальных сетей», — отмечает Борисов.
Wi-Fi в метро Москвы: когда бесплатный интернет станет качественным>>
Забейте на гаджет
«На западе идею отказа от интернета в заведениях уже несколько лет воспринимают с восторгом», — рассказывает руководитель рекламной студии Social King Виктория Дим, которая проводит акции по отказу от интернета в фуд-ритейле Санкт-Петербурга, Москвы и Лос-Анджелеса.
По ее словам, в Европе и США очень популярен формат живого общения в кафе: люди знакомятся с соседями по столику и общаются на актуальные темы, а у нас так не принято.
Московские проекты, которые продвигают идею «отключить интернет и начать общаться», пока единичны. В некоторых кафе появляются таблички с просьбой отказаться от использования мобильного телефона на время пребывания в заведении, но дальше предупреждений дело пока не идет.
Например, в столичном баре «Еще парочку» придумали прибивать мобильные телефоны гвоздем на специальную доску «Мы за живое общение». Здесь каждый посетитель может приколотить на стену свой старый мобильник и получить скидку в баре. По словам сотрудника бара Евгения Смирнова, забитые гвоздем телефоны на доске — это такая маркетинговая фишка, чтобы привлечь внимание. При этом Wi-Fi в заведении продолжают раздавать бесплатно.
Первое котокафе «Котики и люди» открылось в Москве>>
Для общения используйте рот!
Еще один московский проект – ресторан «Опять 25» – решил действовать радикально и уведомлять посетителей о том, что Wi-Fi в заведении отключен, а для общения стоит использовать рот. Так гласит специальная табличка.
«Гости на отсутствие интернета еще ни разу не жаловались, но табличку фотографируют и довольно часто выкладывают в Instagram», — рассказывает руководитель проекта «Опять 25».
Просьбы реже проверять смартфон появляются и в другом формате — на бумажных скатертях и салфетках сетевых ресторанов Москвы. Где-то печатают анекдоты, в других – приносят раскраски и карандаши, чтобы отвлечь людей от интернета.
По словам эксперта, появление различных мотивационных надписей в кафе — не только маркетинговый ход, но и доказательство того, что людей, действительно, стало раздражать, когда в общественном месте используется телефон.
Wi-Fi для фрилансеров
Впрочем, желание некоторых ресторанов отказаться от интернета не всегда связано с намерением возродить живое общение, иногда об этом думают из чисто экономических соображений.
«Любое кафе оплачивает интернет не на уровне пользователя, а как юридическое лицо, что в итоге получается в два, а то и в три раза выше средней стоимости интернета для физического лица», — объясняет Борисов.
При этом затраты на беспроводной Wi-Fi не всегда окупаются заказами посетителей. Кроме того, в последнее время фрилансеры и студенты используют кафе и рестораны как коворкинг – делают минимальный заказ и сидят в интернете целый день.
«Чаще всего днем посетители кафе приходят в заведение, как на работу: не за тем, чтобы поесть или пообщаться с друзьями, а для того, чтобы, используя бесплатный интернет в заведении, поработать», — отмечает эксперт.
По его словам, это не всегда плюс для заведения, так как человек занимает место, а отдача от него минимальная, в виде двух чашек кофе. Чтобы посетители не использовали ресторан как коворкинг, некоторые заведения общепита устанавливают ограничение во времени использования Wi-Fi, не более 20-30 минут.
Русская кухня востребована в ресторанах Подмосковья меньше, чем иностранная>>
Бонусы за отказ от гаджета
Идеей заставить посетителей отказаться от использования гаджетов в ресторанах уже увлеклись некоторые рекламные компании. Так, в Social King придумали поощрять добровольцев, которые не «сидят» в смартфоне в заведениях общепита. В качестве бонусов предлагают раздавать бесплатный кофе или делать скидки на отдельные позиции в меню. Раньше бонусы давали, наоборот, за «чекины».
По словам руководителя студии Social King Виктории Дим, которая курирует проект по отказу от Wi-Fi в фуд-ритейле, в ходе эксперимента, который проводился в кафе Москвы и Санкт-Петербурга, посетители даже без интернета находили себе занятия с телефоном: читали, фотографировали, обрабатывали фото, но не стремились общаться. У многих работал 3G, и отсутствие бесплатного интернета было для них некритично, отмечает эксперт.
Сейчас в разработке компании другой проект — по хранению мобильников на время пребывания в кафе. Организаторы проекта предлагают премировать клиентов заведений за каждую минуту, проведенную без гаджета. По мнению Виктории, пока система бонусов – это единственный рабочий инструмент, который способен вовлечь людей в процесс.
Для этого телефоны предлагают класть в специальные ведерки за столиками кафе, которые будут синхронизованы с мобильным приложением ресторанной сети и фиксировать время, в течение которого пользователь не брал телефон в руки, объясняет специалист.
Кому невыгодно отключать Wi-Fi
Отказ от беспроводного интернета пока не является трендом рынка общественного питания. Многие из опрошенных представителей сетей кафе и ресторанов выразили опасение, что это может плохо сказаться на посещаемости заведения.
«Я не считаю правильным диктовать что-либо гостям заведений. Необходимо давать посетителям все, чтобы им было комфортно. И если гостям необходим свободный доступ к сети Wi-Fi, его нужно предоставить. Безусловно, кафе и ресторанам невыгодно отказываться от интернета, ведь в этом случае заведения могут потерять часть постоянных гостей, которым необходимо всегда быть на связи», — считает исполнительный директор «ДжинджерБрендМен» (сеть Tutti Frutti Frozen Yogurt в России и проект «Раз два пицца») Александр Пахомов.
Эксперты ожидают, что из-за отключения Wi-Fi могут пострадать кофейни и бюджетные сетевые кафе, где посетители — в основном молодежь.
«Если совсем отказаться от интернета, то поток клиентов в кофейни, скорее всего, снизится. А вот рестораны с высокой кухней не пострадают: постоянные посетители в таких заведениях больше ценят еду, чем наличие интернета», — считает Борисов.
Рестораны высокой кухни не только не планируют отключать Wi-Fi, но и, напротив, стремятся к повышению его качества. Как отмечает управляющая White Rabbit Анастасия Булгакова, в ресторане уже третий год Wi-Fi предоставляется гостям без пароля, а скорость передачи данных постоянно возрастает.
«В нашем заведении люди проводят деловые встречи, и для гостей важен высокоскоростной интернет. Ограничивать гостей как в общении, так и в возможности получения информации, просто нелепо. И это не зависит от уровня и престижности ресторана», — считает она.
Ресторан White Rabbit в Москве вошел в рейтинг 50 лучших ресторанов мира>>
Кафе нового формата
Несмотря на то, что кафе без интернета лишь на начальной стадии, будущее у них есть, считают эксперты в сфере HoReCa. Это может вылиться в офлайн-кафе, у которых будут свои клиенты, как у чайных или ресторанов для веганов.
Многие из опрошенных посетителей считают, что нужно сохранить кафе с интернетом и одновременно развивать проект мест, свободных от Wi-Fi.
«Одно из моих любимых московских кафе «Рецептор» с прекрасной кухней и без Wi-Fi, но там всегда все столы заняты. Когда я вдвоем с другом, то без интернета определенно лучше», — говорит москвичка Екатерина.
При этом она отмечает, что бывают ситуации, когда без Wi-Fi не обойтись. «Бесплатный интернет в кафе необходим туристам. Я, когда путешествую, то наличие Wi-Fi в кафе чуть ли не главный критерий выбора заведения», — признается Екатерина.
Некоторые посетители отмечают, что без Wi-Fi упростится работа официантов — никто не будет их дергать и спрашивать пароли. С другой стороны, в центре Москвы вообще нет проблем с Wi-Fi, и сетей без пароля столько, что не нужно даже спрашивать у официанта, отмечает собеседница агентства Евгения.
«Можно вообще сдавать телефоны в обмен на меню, но ресторанам же хуже, никто не будет фотографировать их красивые блюда, тем самым привлекать внимание к проекту», — считает девушка.
По словам посетителя кафе Виталия Гарцева, для людей старшего поколения идея отказа от Wi-Fi вообще не актуальна, потому что такой проблемы, как зависимость от гаджетов, у них просто нет.
«Попытка некоторых заведений отказаться от Wi-Fi ведет к появлению новой культуры офлайн-кафе, куда будут приходить неопределившиеся люди, а потом в неформальной беседе рассказывать своим коллегам: я тут был в кафе без интернета — такая прелесть. Все сидят без телефона, культурно кушают. И как бы между прочим будут добавлять: и еда, кажется, там вкуснее, не то что в кафе с Wi-Fi», — предполагает собеседник агентства.
Wi-Fi может появиться на четырех федеральных трассах в Московской области>>
Интернет-голодание
Позицию сторонников отказа от интернета в заведениях общественного питания не разделяют психологи. Они полагают, что отказ от интернета может быть даже опасен в психологическом плане. Гештальт-терапевт Эка Кадагидзе уверен, что принудительный отказ от гаджетов не станет стимулом для общения в среде подростков.
«Поколение людей, родившихся в 70-90-е годы, попали на технологический бум в сознательном возрасте, и для них запрет на использование Wi-Fi — вполне переносимая вещь. А для поколения 2000-х дела обстоят в значительной степени иначе, гаджет служит для них чуть ли не единственный способом сброса тревоги, энергии и возбуждения», — поясняет психолог.
Конечно, психологи не одобряют «уход» в интернет, отмечая, что это опасно для людей, неудовлетворенных своей жизнью. Но их нужно не ограничивать в интернете, а отправлять на консультацию к специалисту.
По словам психолога Марины Добрановой, ограничение доступности интернета, скорее всего, вызовет раздражение и агрессию у большинства посетителей, привыкших «лайкать» и «расшаривать» в кафе.
«Те, для кого важно сфотографировать и запостить фото в Инстаграм, все равно будут это делать, независимо от наличия Wi-Fi, просто у них на это уйдет больше времени», — отмечает ведущий психолог Европейского центра эстетической медицины EAC Ольга Митягина.
Заставить людей общаться с соседями по столику, как в Европе, тоже непросто.
«С живыми людьми надо выстраивать контакты, опираясь на многие критерии, не просто «лайкать», а чувствовать настроение, вслушиваться в слова, понимать. Да и взобраться на вершину горы в туристских ботинках — это иные ощущения и усилия, чем расшарить фото или видео чьего-то восхождения», — считает психолог Алена Август.
В качестве профилактики интернет-зависимости и для побуждения к живому общению психологи предлагают использовать социальную рекламу, в которой будут пропагандироваться, пусть даже через тот же самый интернет, прелести живого человеческого общения. Специалисты отмечают, что тренд с офлайн-кафе тоже можно раскрутить, и парадокс в том, что лучше всего делать это в социальных сетях.
Подготовила Ольга Швенк
Информационное агентство Московской области (РИАМО). Опубликовано 29 Июля 2015 г.
http://riamo.ru/happen_life/20150729/613691646.html