Перейти к содержанию

REGCOMMENT Профилактические замены губернаторов: наказание несправившихся или вынужденная мера?

Август Алена, политтехнолог

Все пять ре­ги­о­нов, гу­бер­на­то­ры ко­то­рых по­да­ли в от­став­ку (Мур­ман­ской, Орен­бург­ской и Че­ля­бин­ской об­ла­стей, а та­к­же рес­пуб­лик Кал­мы­кия и Ал­тай), яв­ля­ют­ся непро­сты­ми. На­при­мер, та же Кал­мы­кия – это не столь про­тестный субъ­ект, но и средств там не так мно­го, что тоже пред­став­ля­ет со­бой опре­де­лен­но­го рода про­бле­му. По­ка­за­те­ли к от­став­ке глав ре­ги­о­нов дав­но из­вест­ны и ра­нее уже об­суж­да­лись. Неко­то­рые гу­бер­на­то­ры на­хо­ди­лись на сво­их по­стах по 10–20 лет, при всем ува­же­нии к ним, они несколь­ко за­сто­я­лись. У лю­дей есть за­прос на об­нов­ле­ние, на ко­то­рый нуж­но от­ве­чать.

Есть еще и та­кая вещь, как вза­и­мо­дей­ствие с эли­та­ми. Эф­фек­тив­ный гу­бер­на­тор дол­жен быть рав­но­уда­лен ото всех групп вли­я­ния сво­е­го ре­ги­о­на, что­бы ра­бо­тать имен­но в ин­те­ре­сах на­се­ле­ния, а не кон­крет­ных лиц. Од­ним из фак­то­ров от­став­ки Дуб­ров­ско­го стал не со­всем вы­ве­рен­ный ба­ланс в от­но­ше­нии с эли­та­ми. Что ка­са­ет­ся мур­ман­ско­го гу­бер­на­то­ра Ма­ри­ны Ко­втун, у нее тоже были слож­ные от­но­ше­ния с мест­ны­ми груп­па­ми вли­я­ния, не зря ей по­чти еже­днев­но пред­ре­ка­ли от­став­ку мест­ные СМИ. То есть в об­ще­стве тоже был та­кой за­прос. Не знаю, как с си­ту­а­ци­ей спра­вит­ся Ан­дрей Чи­бис.

Если смот­реть на те­ку­щие на­зна­че­ния врио, то в Кал­мы­кии на­зна­чен свой че­ло­век (уро­же­нец Рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия – прим. ред.) – ле­ген­дар­ный чем­пи­он мира кик­бок­сер Бату Ха­си­ков. Но­вый гла­ва Че­ля­бин­ска тоже ка­кое-то вре­мя жил в этом ре­ги­оне. Всех осталь­ных на­зна­чен­цев не свя­зы­ва­ет род­ство с тер­ри­то­ри­ей. Но ведь не это са­мое глав­ное. Есть у на­се­ле­ния та­кой со­блазн – ве­рить в то, что мест­ный управ­ле­нец бу­дет ра­бо­тать эф­фек­тив­нее. Это не все­гда так. Мы ви­дим, что в го­су­дар­стве вы­стра­и­ва­ет­ся опре­де­лен­ная си­сте­ма, как в лю­бой хо­ро­шо ра­бо­та­ю­щей ко­ман­де или струк­ту­ре. Есть об­щие за­да­чи, нац­про­ек­ты и чет­кие шаги, ко­то­рые нуж­но вы­пол­нять гу­бер­на­то­ру, что­бы они ре­ша­лись. По­это­му уже не так важ­но, где он ро­дил­ся, есть у него лич­ное от­но­ше­ние к ре­ги­о­ну или оно сфор­ми­ру­ет­ся, ко­гда на­зна­чен­ный врио гу­бер­на­то­ра при­е­дет. Важ­но, что­бы он об­ла­дал на­бо­ром ка­честв и уме­ний как про­фес­си­о­нал: мог вы­стро­ить диа­лог с лю­бы­ми груп­па­ми на­се­ле­ния, при­ни­мать ре­ше­ния и ве­сти этот диа­лог на уровне фе­де­раль­ных вла­стей, от­ве­чать за те обе­ща­ния, ко­то­рые он дает, за ре­ше­ния, ко­то­рые при­ни­ма­ет. Их эф­фек­тив­ность очень лег­ко про­счи­тать – есть опре­де­лен­ные эко­но­ми­че­ские и со­ци­аль­ные KPI. Имен­но про­фес­си­о­на­лизм, а не при­вяз­ка к ре­ги­о­ну обес­пе­чи­ва­ет ре­ше­ние этих за­дач.

Я бы не ста­ла всех но­вых врио на­зы­вать тех­но­кра­та­ми, это сло­во не от­ра­жа­ет пол­но­ты того, что тре­бу­ет­ся от со­вре­мен­но­го управ­лен­ца. Сей­час мы ви­дим, что гу­бер­на­тор – это, на­вер­ное, в боль­шей сте­пе­ни не про­сто яр­кая лич­ность, хотя это тоже важ­но. При­о­ри­тет у про­фес­си­о­на­лиз­ма. Тот же Чи­бис сво­ей ра­бо­той по­ка­зал, как мож­но ре­шать са­мые слож­ные про­бле­мы ЖКХ. Его про­ект «Ум­ный го­род» – это же це­лая си­сте­ма, ко­то­рая ра­бо­та­ет по всей Рос­сии. Я ду­маю, это до­ка­зы­ва­ет, что че­ло­век уме­ет си­стем­но ре­шать за­да­чи.

Не хо­те­лось бы сей­час на­зы­вать кон­крет­ные фа­ми­лии (гу­бер­на­то­ров, ко­то­рые мо­гут по­ки­нуть по­сты в бли­жай­шее вре­мя – прим. ред.), но в экс­перт­ной сре­де есть до­гад­ки по по­во­ду того, что бу­дут еще от­став­ки и на­зна­че­ния. По­то­му что оста­лись ре­ги­о­ны, где гу­бер­на­то­ров мож­но на­звать по­ли­ти­че­ски­ми дол­го­жи­те­ля­ми. Так как лю­бой про­фес­си­о­нал – это в первую оче­редь че­ло­век, он име­ет свой­ство за­ста­и­вать­ся, если дол­го на­хо­дит­ся на од­ной и той же по­зи­ции. По­то­му что жизнь те­чет и ме­ня­ет­ся, а че­ло­век про­дол­жа­ет ва­рить­ся в сво­ем ре­ги­о­наль­ном кот­ле и не все­гда ви­дит со сто­ро­ны, что же у него про­ис­хо­дит. По­это­му неко­то­рые за­ме­ны про­изо­шли не по­то­му, что преды­ду­щий гу­бер­на­тор был плох или хо­рош, а про­сто по­то­му, что нуж­но было про­из­ве­сти кад­ро­вую ро­та­цию. По­это­му мно­гие за­ме­ны бу­дут но­сить про­фи­лак­ти­че­ский ха­рак­тер. Это ни в коем слу­чае не бу­дет на­ка­за­ни­ем гу­бер­на­то­ров как не спра­вив­ших­ся с за­да­чей. Это бу­дет ме­рой, на­прав­лен­ной на улуч­ше­ние эко­но­ми­че­ской или по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ции в субъ­ек­те Фе­де­ра­ции, толь­ко по­то­му, что че­ло­век уже слиш­ком дол­го в ре­ги­оне.

 

Профилактические замены губернаторов: наказание несправившихся или вынужденная мера?

Опубликовано в рубрикеПолитконсультант