Глава Кемеровской области Сергей Цивилёв анонсировал мобильное приложение «Кузбасс Онлайн» для облегчения взаимодействия властей региона и населения. Губернатор пообещал, что сервис будет работать по типу московского «Активного гражданина»: все обращения автоматически направляются в профильные ведомства, а решения по ним можно отслеживать онлайн. Член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью Алёна Август считает, что новый сервис будет эффективен, но это будет при наличии правильных настроек и аналитических способностей губернатора.
«Такие приложения действительно полезны. Это не просто новомодная штучка, а технология, отвечающая русскому типу поведения. Россияне не любят читать закон. Когда у немца сделали некачественный ремонт, он заранее знает свои права, знает, на кого жаловаться и как, и сразу идет в суд. Русский надеется на авось: привычки читать и понимать закон, что-то знать о своих правах и их добиваться у него нет. И здесь на помощь приходят интернет-площадки, которые могут направить обращение по нужному адресу. Грубо говоря, идет человек по дороге, видит яму, фотографирует, посылает сообщение на «Ваш город», «Добродел», «Активный гражданин» или тот же «Кузбасс Онлайн». Этот сигнал автоматически уйдет туда, куда надо, и проблема решится.
Машина думает намного быстрее чиновников и аналитиков. Это факт. И то, что человеку кажется валом обращений, для машины только в радость. Главное – правильно настроить программу.
Также может возникнуть момент, когда определенные чиновники, которые не готовы к поступлению такого количества сообщений и распоряжений, не смогут оперативно что-то исправить или отвечать. Но это опять человеческий фактор: в цепочке снова человек споткнется о человека. Пока кнопки, которая отсылает работника в оранжевом жилете закапывать яму сразу, как только вы отправили обращение в приемную правительства, нет. Чиновники и их начальники не роботы, поэтому какое-то время на настройку понадобится.
Помним также, что русские люди постараются протестировать систему. Да, с одной стороны, наша задорность помогает нам выживать. Мы можем постебаться там, где другие нации пошли и удавились бы. Но этот стеб в период запуска сервисов (так было с «Активным гражданином» в Москве) нужен, так как позволяет понять, что будет, если к ней [программе] вообще обратиться. Постепенно это «а че будет?» уходит, и системой пользуются лишь те, кому она действительно нужна, и они понимают, что это работает.
Конкретные решения по результатам собранных данных принимает не машина, а человек. Представьте, губернатору приходит огромный объем данных, машина помогает представить их в виде красивого графика. Он видит: в детских лагерях почему-то пик кишечных заболеваний. Главе региона нужно провести корреляцию, что проблема в организации детского питания в столовых. Человеку нужно включить свой мозг, так как машина за него вывод не сделает. И предпринять действие, выдать поручение, наказать виновных может только человек.
Большие данные, полученные системами, – это своего рода увеличительное стекло, позволяющее увидеть, какие проблемы наиболее частые. Но стекло нужно взять в руки, рассмотреть, подумать и принять решение. С двух сторон этого большого информационного потока все равно люди: там население, тут губернатор.
Данные могут выявить и неэффективность губернатора, неспособность к обработке, правильным выводам. Но ведь никто не обещал, что быть главой региона легко. У нас и в нефтяных, и в угольных регионах проблем достаточно. Если бы у всех все было прекрасно, губернатор занимал бы свой пост до двух пенсионных возрастов.
Эта должность не синекура, не отдых, а огромная работа. И регулярная чистка губернаторского корпуса проводится не для того, чтобы появились свежие фамилии и новые лица. Это потому, что необходимо пахать, как на галере. Причем в России эта галера не одна, их 85, да еще на горной речке. И все гребут. А кто не справился – за борт».
http://club-rf.ru/42/opinions/1558?fbclid=IwAR3ir4G9IOnMphSEmyXXQkKPxvZey5VKawLMizlClO3OdOvpH6PlfDkRV6s