2019 год запомнился ростом общественной активности и конкуренции на выборах. Если в Единый день голосования в 2018 году средний конкурс составлял 2,2 кандидата на место, то в этом на один мандат претендовали в среднем 2,3 кандидата. Особенно ярко конкуренция проявилась в двух столицах. На выборах в Московскую городскую Думу на каждый мандат претендовало пять человек: выдвинулось 426 кандидатов, зарегистрировано было 225 из них. В Санкт-Петербурге на полторы тысячи мандатов претендовало свыше пяти тысяч кандидатов. Это в 1,5 раза больше, чем на предыдущих выборах. А по сравнению с 2014 годом рост составил 44%: тогда в среднем на полторы тысячи мандатов претендовало 3,7 тысячи человек. О том, как и почему изменился политический настрой россиян, рассказала политический консультант Алена Август:
«Политическая конкуренция действительно выросла. Активнее заявляются кандидаты на выборах во многих регионах. И этого стоило ожидать после истории прошлого сезона. Достаточно вспомнить выборы во Владивостоке, Хакасии, Хабаровске, где результаты были довольно непредсказуемы. Если несколько лет назад у оппозиции наблюдался эффект «вынужденной беспомощности», то 2018-й многое изменил. Оппозиционные кандидаты поняли, что шанс на победу у них есть. Хотя я бы не сказала, что победа сложилась за счет их суперидеологии или каких-то уникальных технологий. Просто в обществе сложились для этого выгодные условия.
Политическая ситуация, как и все в истории, развивается по математическим законам – то вверх, то вниз, и именно это сейчас и происходит. Мы наблюдаем некий откат в большую оппозиционность. Также стоит учитывать, что подросло поколение, которое о Советском Союзе знает из рассказов бабушек и книг, у них проявляется «красная» романтика. Порой можно не вести никакую деятельность – ты просто пишешь КПРФ, и это срабатывает. Кстати, это не говорит об эффективном депутатстве, просто людям хочется сказать свое «фи» существующей системе. И оппозиция на этом сыграла. Конкуренция возросла за счет надежды избирателей, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге – это просто модельные города.
Если в столицах что-то происходит, то хорошо расходится в СМИ. Но можно привести в пример город Димитровград в Ульяновской области, где 22 мандата в прошлом сезоне завоевали коммунисты. Город во многом стратегический: здесь строится учреждение радиологической медицины, есть исследовательский институт «Росатома». В итоге Димитровград в течение года «колбасило», не могли даже выбрать главу. Димитровград, по сути, жил в ситуации безвластия. Но об этом мало кто слышал, так как город небольшой, а то, что происходит в Москве и Санкт-Петербурге, сразу вызывает огромный шум на всю Россию.
Мы понимаем: если кому-то удалось добиться успеха в столице, это даст ему общероссийскую известность за счет близости федеральных СМИ. А это – потенциальная заявка на выборы в Госдуму. Мы понимаем, что и в Мосгордуме та же история. Большинство туда шло за известностью, чтобы заявиться потом в федеральный парламент. Потому что если в Москве депутатам Мосгордумы не всем платят, то в Госдуме уже зарплата, причем неплохая. Не надо думать, что все такие бессребреники.
В целом за последние годы общественная активность возросла. Думаю, причина в том, что мы стали лучше жить, хорошо кушать. Наши дети не знают дефицита и не знают, что такое закрытая страна. Давайте вспомним историю человечества. Когда только люди убегали от мамонта, они не думали об искусстве. После того как опасность отступила, стали рисовать на скалах. И так далее.
Но общественная активность – это не только по политику. В России около 15 миллионов только зарегистрированных волонтеров, то есть целое население Москвы. А еще есть куча людей, кто делает что-то доброе и не «светит» это. Можно выходить на митинги, а можно деревья сажать, старые дома восстанавливать, устраивать новогодние праздники для одиноких стариков, и это тоже общественная активность. Она разная, и сейчас наблюдается не только в нашей стране. Человек так устроен, что ему надо видеть и трогать результаты своего труда. А так как труд в основном интеллектуальный, его плоды видно не всегда. Остается желание сделать что-то полезное, и это конкретно видимо и ощутимо.
Иногда общественная активность направлена на благо всего города. Например, в Чите Забайкальского края восстановили Площадь декабристов при поддержке общественности. Теперь она имеет совершенно другой вид. Примеров много, когда власть привлекает людей для совместных решений и дает финансирование на реализацию общественных проектов. В той же Чите люди идут по красивой площади, естественно, они будут по-другому относиться к общественным проектам, потому что видят результат.
Полагаю, в ближайшие годы активность общества будет дальше расти, причем у каждого в разных направлениях. При этом политическая активность имеет ограничения. Как только оппозиционные акции будут нести угрозу, мамы просто не пустят детей на митинги. «Кровавые революции» не нужны никому. А у активности, которая направлена на добро, ограничений нет. Хорошие дела не должны заканчиваться никогда».
https://fedpress.ru/expert-opinion/2399214