Недавние отставки и назначения дают понять, что пока еще ничего непонятно
Отставка главы Белгородской области Евгения Савченко, похоже, стала самым знаковым событием в ротации региональных руководителей. О том, что с уходом последнего ельцинского губернатора ушла эпоха, сказано было много, но это, как говорится, лирические отступления. В практической плоскости интересны совсем другие вещи.
Что заставило Евгения Савченко, хоть и собиравшегося в перспективе на заслуженный отдых, но еще вполне бодрого, уйти именно сейчас? Некоторые эксперты предполагают, что «последний из могикан», управлявший белгородчиной 27 лет и находящийся у власти дольше самого Путина, не стал терпеть замечаний от столичных кураторов о необходимости реформироваться и «идти в ногу со временем».
В пользу данной версии может говорить то, что формально никаких претензий к «бессменному» белгородскому губернатору у Москвы вроде бы не было. Регион считался если не лучшим, то одним из лучших, и управленческие качества Савченко в общем не подвергались сомнениям. Поэтому нельзя исключать, что «политический ветеран» решил не дожидаться, когда его вежливо попросят на выход, и сам закрыл за собой дверь, отправившись на почетную пенсию в Совет Федерации.
Неожиданностью для многих стало и то, что Москва не утвердила в качестве врио главы Белгородской области Дениса Буцаева, которого Савченко назначил вице-губернатором незадолго до своего ухода, тем самым якобы указав на него как на своего преемника. Выдержав двухмесячную паузу, федеральный центр направил в регион ставропольского вице-губернатора Вячеслава Гладкова. Сам Буцаев, кстати, вернулся «дорабатывать» на прежнюю должность.
Интересные политические процессы разворачиваются и на других региональных фронтах. После отставки с поста главы Дагестана бывшего депутата Госдумы Владимира Васильева в политическом закулисье все активнее стала обсуждаться информация о том, что Васильев якобы не только будет курировать составление списков кандидатов от «Единой России» на предстоящих выборах в Государственную Думу, но и может сменить на посту действующего главу Тверской области Игоря Руденю. Позже появились данные, что Васильев может принять участие в думских выборах в качестве кандидата от Тверской области, а на пост главы региона он якобы будет лоббировать министра энергетики Дагестана Владимира Лемешко, ранее возглавлявшего «Газпром межрегионгаз Тверь».
Показателем усиливающегося влияния Васильева можно считать и то, что еще одного его зама по Дагестану — Артема Здунова — назначили врио главы Мордовии. Причем случилось это буквально сразу после того, как внезапно ушел в отставку по собственному желанию глава республики Владимир Волков.
Одной из претензий федерального центра к Игорю Рудене могут стать долги за газ, с которыми, судя по всему, так и не удалось разобраться, хотя основанной поставщик тепла в Твери — ООО «Тверская генерация» — перешел под контроль регионального правительства. На днях в пресс-службе «Газпром межрегионгаз Тверь» сообщили о начале процедуры взыскания с «Тверской генерации» просроченной задолженности в размере 1,3 миллиарда рублей, образовавшейся из-за того, что компания не соблюдала график выплат по соглашению о реструктуризации «газового» долга. А в феврале 2020 года издание РБК со ссылкой на информацию «Газпром межрегионгаз» написало, что Тверская область заняла второе место по числу крупных должников за газ (69 организаций, сумма долга – 6,4 млрд рублей).
Политтехнолог Алёна Август, говоря о возможных вариантах развития событий в Тверской области, предположила, что, если на пост главы региона не найдется каких-то серьезных кандидатов, Игорю Рудене, скорее всего, дадут добро на переизбрание. Эксперт отметила, что регион нельзя назвать критичным.
«Думаю, что сейчас, в период пандемии, для федерального центра все-таки в приоритете сохранение стабильности. Поэтому при отсутствии каких-то суперинтересантов действующему тверскому губернатору придется остаться на своем месте, какие бы планы он не строил относительно своей служебной биографии.
Что касается Здунова и Гладкова, многое будет зависеть от их способности найти общий язык с местными элитами (прежде всего, бизнес-элитами) и действий во время пандемии. У нас сейчас как-то не говорится о второй волне на государственном уровне, все старательно обходят это словосочетание, но, на самом деле весь мир после нового года прогнозирует уже и третью волну, — считает Алёна Август.
Здунову, конечно, будет непросто утвердиться в национальном регионе, с которым его связывает только национальность. Он там никогда не работал. А у Гладкова основная задача – перенастроить под себя ту сложную систему взаимосвязей, которая существовала при его предшественнике. Предыдущий опыт работы и тому и другому, конечно, поможет. Но работа в статусе вице-губернатора и главы региона, на которого сыплются все «шишки» – это разные вещи. Время для того, чтобы показать себя и утвердиться на территориях еще есть».
https://mskgazeta.ru/politika/belgorod-mordoviya-i-tver-vstupayut-v-period-politicheskoj-turbulentnosti—6440.html