Перейти к содержанию

Рейтинг политтехнологов от ЦПК & Чеснакова

Очень забавный рейтинг и по критериям, и по персоналиям, и по местам в рейтинге, и по актуальности статусов и влияния ))

 

Топ-50 экспертов в сфере политических технологий.

В наступающем 2021 году пройдут важнейшие для политической системы выборы Государственной думы VIII созыва. Одну из значимых ролей в них сыграют политтехнологи, которые будут заниматься организацией и ведением политических кампаний.

Несмотря на то, что профессия политтехнологов институционализировалась в России: существуют профессиональные организации, в университетах успешно функционируют как специальные курсы по политическим технологиям, так и целые образовательные программы, само направление является относительно молодым для России, поэтому до сих пор нет как сформировавшегося общественного мнения о профессии политтехнолога, так и внутри профессионального сообщества зачастую возникают споры относительно того, кого можно относить к политтехнологам, а кто занимается смежной деятельностью.

Согласно результатам опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ в сентябре 2020 года, политический технолог — это одна из составляющих профессии политолога. По мнению 8% опрошенных, политический технолог (специалист по организации и проведению выборов) лучше всего подходит для определения профессии политолога.

Внутри сообщества также возникают дискуссии о том, кого именно можно считать политтехнологом. В ходе анкетирования и интервьюирования экспертов разных направлений: академических политологов, политических консультантов и самих политтехнологов было сформировано три базовых позиции по этому вопросу:

• Консервативная. Политтехнолог — это специалист, который непосредственно занимается организацией и проведением избирательной кампании.

• Смешанная. Политтехнолог — специалист, который либо сам занимается организацией и проведением избирательной кампании, либо же консультирует по вопросам политических технологий разных политических акторов.

• Расширенная. Политтехнолог — специалист, который не обязательно в данный момент занимается организацией и проведением избирательных кампаний. Им может быть, например, академический политолог, изучающий теоретические аспекты политических технологий.

Наиболее точным представляется первый подход, однако в силу того, что специалисты по политическим технологиям зачастую могут менять спецификацию и становиться политконсультантами или политическими комментаторами, а затем снова возвращаться к политтехнологиям, в нашем рейтинге могут фигурировать политтехнологи, которые в последний год не принимали участия в организации избирательных кампаний, однако в 2021 году могут снова оказать значительное влияние на ход кампании.

В сети Интернет существует несколько рейтингов политтехнологов, созданных аналитическими центрами или журналистами, однако методика их составления зачастую непрозрачна, а результаты не поддаются верификации или же они созданы исключительно на основе результатов опроса членов профессионального сообщества и не учитывают объективные показатели активности политтехнологов в СМИ и социальных сетях.

Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил рейтинг политтехнологов.

Методика исследования

Эксперт — лицо, обладающее специальным набором знаний, навыков и опытом в определенной отрасли, которые позволяют ему давать квалифицированные оценки относительно процессов, протекающих внутри и вокруг этой отрасли.

Рейтинг — список экспертов, ранжированный посредством расчета Индекса востребованности эксперта (ИВЭ).

ИВЭ включает в себя 4 критерия: упоминаемость, признание, популярность, оценка.

Упоминаемость. Для оценки упоминаемости эксперта производится сбор информации о количестве материалов самого эксперта (статьи, колонки) или материалов с его участием (комментарии) в российских СМИ при помощи сервиса «Медиалогия».

Сбор информации производится в течении трех месяцев (c 29 июня до 20 сентября, что позволило захватить наиболее значимый период для работы политтехнологов — предвыборные месяцы, сами выборы и время подведения итогов кампании). В расчете учитывались доступные профильные тематики: политика, власть, бизнес и общество, право.

При составлении рейтинга максимальное количество упоминаний в СМИ для экспертной группы выступает в роли эталонного результата. Эксперт, показавший наивысший результат в итоге получает максимальную оценку, далее результаты остальных экспертов высчитываются в качестве долей от максимального результата, однако доли затем не переводятся в оценки, а сразу преобразуются в результат по критерию.

Результат рассчитывается по формуле:

(Результат эксперта/Эталонный результат)*10 = оценка по критерию

Признание. Авторитетность эксперта внутри профессионального сообщества определяется посредством анкетирования самих экспертов. Им предлагалось назвать коллег, за которыми они следят в СМИ или соцсетях, чьи публикации чаще всего им встречаются, и мнение каких экспертов вызывает наибольший интерес.

Кроме того, в ходе анкетирования экспертам задается вопрос о том, какая, по их мнению, социальная сеть является наиболее востребованной внутри их профессионального сообщества. Это необходимо для определения предмета исследования по критерию «Популярность».

Оценка признания внутри экспертного сообщества производится аналогичным с критерием «Упоминаемость» образом: результат эксперта с наибольшим числом упоминаний внутри профессионального сообщества признается эталонным, и расчет результатов остальных экспертов производится в соответствии с формулой выше.

Популярность эксперта в социальных сетях определяется по количеству подписанных на него пользователей. В случае отсутствия подписчиков (Facebook/»ВКонтакте«) в расчете учитывается количество друзей пользователя, однако оно делится на 10, так как современные алгоритмы формирования новостных лент в соцсетях не гарантируют, что все друзья эксперта увидят опубликованные им сообщения.

В ходе анкетирования экспертов было выявлено, что наиболее популярной площадкой внутри профессионального сообщества является Facebook, поэтому для расчета критерия «Популярность» использовались результаты пользователей этой соцсети.

Распределение оценок происходит по такому же принципу, как и в случае расчета оценок по критерию «Упоминаемость».

В случае, если эксперт ограничивал информацию о количестве своих друзей или подписчиков, ему присваивался минимальный балл, так как статус публичного эксперта не предполагает закрытость от аудитории.

Оценка. Этот критерий базируется на анализе действий каждого эксперта: наличие у него академических работ в изучаемой области, его участие в тематических конференциях, круглы столах и иных публичных мероприятиях.

Итоговая оценка рассчитывается по формуле:

(Упоминаемость*0,3)+(Признание*0,3)+(Популярность*0,2)+(Оценка ЦПК*0,2) = ИВЭ

Каждый критерий рассчитывается индивидуально, сумма оценок по всем критериям и является ИВЭ. Таким образом, максимальная оценка, которую может получить эксперт — 10 баллов.

В случае, если эксперты обладают одинаковым количеством баллов, приоритет отдается критерию «Упоминаемость», затем «Признание», после — «Оценка», заключительный критерий — «Популярность».

В рейтинг экспертов не попадают лица, принимающие государственные и/или политические решения (чиновники, депутаты, руководители госструктур) в исследуемой отрасли, несмотря на то, что они могут попадать под определение эксперта. Исключение составляют только те субъекты, которых неоднократно отмечало экспертное сообщество в ходе анкетирования.

Основные результаты и выводы исследования

• Размытость поля и особенности позиционирования. В ходе анкетирования сами эксперты зачастую называли политтехнологами тех, кто не занимается ведением политических кампаний, при этом обладает высокими показателями активности в СМИ и соцсетях и позиционирует себя в качестве политтехнолога.

• Динамичность среды. В ходе анкетирования эксперты отмечали, что рынок расширяется в период крупных федеральных выборов и заметно сужается в межэлекторальный период. Поэтому от кампании к кампании меняется и перечень лидирующих политтехнологов в России.

• Доминирование мужчин. В топ-50 политтехнологов попали только четыре женщины. Например, в рейтинге экспертов в сфере среднего бизнеса — 12, в сфере здравоохранения — 11, цифровой экономики — 6. Это явление может быть следствием того, что сфера политики в России до сих пор остается преимущественно мужской. Доля женщин в представительных органах постоянно растет, однако гендерный баланс по-прежнему отсутствует.

• Практикоориентированность. В рейтинге присутствуют представители академических структур, однако их доля значительно ниже, если сравнивать с другими рейтингами. В большинстве политтехнологи являются либо сотрудниками коммерческих структур, либо наемными экспертами.

• Наличие региональных специалистов. Политтехнологи сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге, но в топ-50 есть и региональные специалисты, участвующие как в региональных, так и в федеральных кампаниях. Это объясняется спецификой рынка и наличия объективной потребности в специалистах этого профиля в регионах.

 

https://cpkr.ru/issledovaniya/budushchee/reyting-polittekhnologov/

Опубликовано в рубрикеПолитконсультант