В Госдуме предлагают запретить детям федеральных чиновников, парламентариев и губернаторов получать образование за границей. С такой идеей выступил депутат-справедливоросс Олег Нилов. По его словам, школьное и первое высшее образование дети госслужащих, депутатов и глав регионов в обязательном порядке должны получать только в России. А вот второе высшее образование они могут платно получать и в зарубежных вузах, полагает эсер.
Отыгрываться на детях – не самая хорошая политика, считает политтехнолог, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алена Август.
Я думаю, что сейчас все больше и больше будет разного рода инициатив от представителей разных партий, касающихся сложившегося в нашем обществе разделения на чиновников, депутатов, представителей власти и «простого» народа, как любят писать в агитационных текстах.
Почему политики это делают, понятно. Они играют на тех настроениях, которые есть. Это технологично, но, если посмотреть на данную инициативу независимым взглядом, можно отметить несколько позиций.
С одной стороны, части «простых» людей, наверно, хотелось бы, чтобы дети чиновников и госслужащих понимали, как живет страна. А как живет страна можно понять, если ты ходишь в те же поликлиники, в те же детские сады, в те же магазины, в те же госорганизации, в том числе учишься в тех же школах и вузах. Только так можно понять, что такое, допустим, сдавать зачеты за деньги, что такое сдавать деньги на ремонты школы, вуза, и как это потом откликается на детях.
Более того, как бы ни ругали российскую систему образования, она до сих пор еще сохраняет ту стойкость, которая была заложена во времена СССР. А у нас действительно была одна из лучших систем образования. Поэтому очень многое из истории России, географии, экономики и собственно сам культурный код можно почерпнуть только там. Не зря же у нас во многих вузах существует огромное количество предметов, которые с технической точки зрения можно назвать непрофильными.
Допустим, у меня в первом вузе был в начале обучения такой прекрасный курс, как современный русский язык. Боже мой, как гонял нас преподаватель, который просто знал все о русском языке. И казалось бы, зачем он нам так детально, так сложно, зачем нам старославянский, что-то еще. Но именно это формирует культурный код. Если ты каких-то базовых вещей не знаешь, то судишь только по верхам. А код – это то, что прорастает внутри, это семена глубокого залегания.
С другой стороны, мы все время говорим о свободе выбора, о демократии. А демократия – это когда ты сам решаешь, где учиться. И надо сказать, что ведь не только дети чиновников, госслужащих и депутатов учатся за границей. Я знаю множество ребят, выросших, скажем так, не в очень богатых семьях, в семьях, где родители не имеют высоких должностей, они обычные люди, которые изо дня в день ходят на работу, живут от зарплаты о зарплаты. Но эти ребята за счет своих способностей, своего старания и стремления разобраться в профессии находят возможность учиться за рубежом. Выигрывают гранты, конкурсы, возможность поехать на стажировки. И это замечательно, это — опыт.
Если вдруг мы начнем кому-то закрывать дорогу, не закроем ли мы дорогу и талантливым ребятам. Даже у самого «злобного и ненавистного» чиновника может родиться талантливый ребенок, которому совершенно не нужны деньги и возможности папы или мамы для того, чтобы стать большим профессионалом.
Мне кажется, что отыгрываться на детях – не самая хорошая политика. А вот говорить о том, что у нас в стране должно быть больше возможностей для развития талантов, для профессионального роста молодых людей, стоит. Это действительно важно.
http://www.prisp.ru/analitics/7946-avgust-kulturnyj-god-ili-chto-nikogda-ne-vyuchit-0806
http://vybor-naroda.org/vn_exclusive/196577-kulturnyj-kod-ili-dorogu-talantlivym-rebjatam.html