Интернет-группировка «Мужское государство» впервые столкнулась в России с жестким отпором со стороны бизнеса. Что стоит за этим противостоянием?
Сеть японских ресторанов «Тануки» добивается того, что пока никому в России не удавалось. Юристы сети запустили кампанию против праворадикальной группировки «Мужское государство» (МГ). Они требуют заблокировать каналы этого интернет-движения, а его руководителей привлечь к уголовной ответственности. Ранее активисты МГ обрушились на «Тануки» с фейковыми заказами и негативными отзывами в соцсетях, а также, как утверждают в «Тануки», с ложными звонками о минировании ресторанов. Радикалов оскорбили участие темнокожего мужчины в рекламе ресторана и поддержка ЛГБТ-сообщества.
Почему «Тануки» не побоялись вступить в открытый конфликт с группировкой, и кто стоит за «Мужским государством»?
Националист и женоненавистник во главе МГ
Пост с темнокожим мужчиной появился в Instagram-аккаунте ресторанов «Тануки» 30 августа. Он стал реакцией на ситуацию вокруг другой сети японского общепита «ËбиДоёби» (в переводе с японского «День недели — суббота»). Активисты интернет-движения «Мужское государство» устроили спам-атаку на сервисы и телефоны этого ресторана, потому что их не устроила реклама с темнокожими мужчинами и девушками в соцсетях «ËбиДоёби». Вместо того, чтобы отбиваться от нападок, представители компании извинились «за то, что задели общественность», и удалили фотографии.
«Мужским государством» руководит Владислав Поздняков. В нескольких каналах в Telegram он публикует в основном националистические и женоненавистнические посты, в которых часто призывает к сетевой и офлайн-травле. Например, в июле сотни сторонников Позднякова по его указанию терроризировали молодую вдову студента из Нигерии, который утонул, спасая другого мужчину. В том же месяце интернет-активисты устроили травлю ведущей «Дождя» Анне Монгайт за интервью с лесбийской парой. Полиция не отреагировала на заявление телеканала, зато «Дождь» признали «иностранным агентом» спустя три недели после жалобы Позднякова.
Несмотря на чрезвычайную активность и безнаказанность МГ в сети «Тануки» решили вступить с ним в открытое противостояние. Под постом с темнокожим мужчиной-моделью они написали, что каждый день будут призывать создателя Telegram Павла Дурова и Минкомсвязи заблокировать «этот средневековый канал». И призвали всех отмечать под постами Дурова и министерство. В соцсетях стали шутить, что «Тануки» неспроста называется именно так: в Японии тануки считается мифическим зверем с огромными тестикулами.
Бизнес любит тишину?
Сотрудник по маркетингу «Тануки» (попросил не указывать его имя) рассказал DW, что ко вторнику сеть восстановила работу всех своих сервисов. В понедельник из-за спам-атак перестал работать ее сайт, а курьеров вызывали по ложным заказам. Кроме того, предположительно сторонники Позднякова звонили в полицию и сообщали о минировании ресторанов. После этого представители ресторана обратились в полицию, и сейчас «весь юридический отдел компании работает в этом направлении», сообщили DW в «Тануки».
Свою борьбу с «Мужским государством» в компании объясняют тем, что у нее есть «позиция». «Мы не планируем ничего удалять, — сообщил DW сотрудник по маркетингу. — Это наши ресурсы, это наша рекламная кампания. Мы кого хотим, того и привлекаем. Именно эта позиция и вызвала такую поддержку со стороны наших клиентов». По его словам, сообщений с поддержкой оказалось гораздо больше, чем с хейтом.
В соцсетях вокруг «Тануки» давно сформировалось сообщество людей с прогрессивными взглядами. «Бизнес любит тишину, а коммуникация любит активную позицию, — объясняет эксперт по брендингу Дмитрий Перышков. — «Тануки» высказывает свою позицию, которая релевантна той аудитории, которая к ним ходит и разделяет их ценности».
Бизнес-цели и социальная миссия
Когда ресторан запускал кампанию с радужной символикой и темнокожей моделью, то он мог преследовать бизнес-цели, рассуждает Перышков. В таком случае сеть рассчитывала, что люди с такими же ценностями поддержат их и еще чаще будут посещать их рестораны. Но цели могли быть и иными.
«Когда бизнес доходит до определенной точки, у руководителей возникает внутренний запрос на нечто большее, чем бизнес, — говорит эксперт. — Они начинают писать философские книги, использовать бизнес как продвижение своих взглядов. Как правило это приводит к очень нехорошим последствиям. Хотя поддержка бизнесом тех или иных социальных проектов — это правильно».
Отсутствие реакции воспитывает нечувствительность
Добиться от властей преследования «Мужского государства» будет сложно, потому что за такого рода группировками сама власть и скрывается, уверен политолог Аббас Галлямов. «Все эти ультраконсерваторы и правые всегда были инструментом в руках власти, а не самостоятельным игроком, — считает он. — Это политическая традиция со времен черносотенцев». С помощью таких инструментов власти демонстрируют искусственную поддержку силового курса, говорит политолог.
По мнению Галлямова, исчезнут такие черносотенцы только при новой власти — как черносотенцы после Февральской революции. «Они не способны на самостоятельное плавание, — продолжает Галлямов. — Они могут существовать только в идеальных условиях, которые им создает власть: финансирование, информационная поддержка, силовая поддержка».
А пока полиция не реагирует на активность «Мужского государства», его ряды будут пополняться все новыми молодыми людьми с пластичной психикой и обидами на женщин, предупреждает политтехнолог и психолог Алена Август. А это чревато деструктивными последствиями для страны. «Такие истории, если их не пресекать и никого не наказывать, воспитывают в обществе нечувствительность, — объясняет Август. — Люди перестанут отделять нормальные коммуникации от ненормальных и недопустимых в цивилизованном обществе».
https://www.dw.com/ru/chem-zakonchitsja-vojna-muzhskogo-gosudarstva-protiv-tanuki/a-59050327