Все хотят видеть новые лица, но, чтобы они появились, должен полностью измениться подход к политике, а этого не наблюдается. Даже те, кто идет в политику в первый раз, рано или поздно скатываются в понятные колеи и по ним идут.
В сезоне федеральных выборов, как правило, риторика становится довольно жесткой. Между тем теперь кандидаты пытаются в какой-то степени быть модными блогерами и инфлюэнсерами – использовать существующие мемы, работать на повестке. Популизм в этом плане довольно сильно похож на коммерческий подход.
В плане риторики мы отлично понимаем, что ни у одной из партий нет волшебной палочки. Они в принципе говорят то, о чем говорили и много лет до этого: о пенсионной реформе, о бюджете, который стекается в Москву, а не остается в регионах, о проблемах дистанционного образования, о проблемах оптимизации медицины. Кроме того, жизнь дала нам такую ситуацию, как добровольно-принудительная вакцинация, которая для многих стала интересной темой в повестке.
На старте выборов есть запрос от людей на то, чтобы кандидат был экспертом и разбирался в праве, законах, ЖКХ, медицине, образовании. Но когда кампания начинает разворачиваться, то снова по старой привычке люди уходят в эмоции. Именно поэтому больше верят харизматикам, чем экспертам: эксперты, как правило, довольно скучны. О чем это говорит? О том, что популизм продолжает действовать, что кандидатам-экспертам нужно работать над собой и учиться общаться.
В портрете успешного кандидата главным оружием, как ни странно, является умение договариваться – с людьми, которые к нему приходят, умение договариваться с оппонентами – умение договариваться на всех уровнях. Голосование на участках – это, конечно, мощное оружие, но далеко не единственное из того, что есть в избирательной кампании.
Сейчас кандидаты пытаются быть модными блогерами и инфлюэнсерами