«Сертификат здоровья», «зеленый паспорт», «ковипасс» или «паспорт здоровья» — такие названия рассматривают власти для документа, по которому привитые от коронавируса, официально переболевшие и имеющие медотвод от вакцинации граждане смогут посещать общественные места. Почему власти пытаются отказаться от термина «QR-код» и будут ли перспективы у нового документа, расскажем в сюжете.
«Сатанинский» термин
Российские власти обсуждают новое название документа для граждан, которые вакцинировались, переболели COVID-19 или имеют медотвод от прививки. Это будет пропуск для посещения общественных мест в период пандемии коронавируса. Такую информацию опубликовало издание РБК со ссылкой на источники, близкие к администрации президента и правительству России.
Использование термина «QR-код» власти планируют свести к минимуму из-за негативного отношения к нему граждан.
«QR-код – это лишь инструмент передачи информации, как, например, флешка. С помощью QR-кода можно узнать данные о вакцинации человека или перенесенной болезни. Сам документ, который позволяет существенно расширить ковидные ограничения, должен называться как-то иначе», – приводит издание слова федерального чиновника.
«Региональные комментарии» уже сообщали, что в Госдуму внесли два законопроекта, которые предполагают обязательное использование QR-кодов в общественных местах и транспорте. Первый предусматривает, что россияне смогут ходить в культурные учреждения, рестораны, кафе и непродовольственные магазины с предъявлением кода о прививке либо о перенесенной болезни. Второй закон вводит обязательное наличие QR-кода при покупке билетов на поезд и самолет. Сейчас законопроекты рассматриваются в регионах, но не везде обсуждения проходят гладко. Яркий пример – повторное заседание парламента в Северной Осетии, о котором мы писали ранее.
Поскольку понятие «QR-код» многие россияне связывают с ущемлением свобод, а некоторые и вовсе считают «сатанинским», от него планируют отказаться. Среди названий нового документа, которые обсуждают в качестве замены, несколько вариантов. Среди них «паспорт здоровья», «сертификат здоровья», «ковипасс», «санитарный паспорт» и «зеленый паспорт» (Green pass), который уже используется в мировой практике, пишет «Лента.Ру».
По данным РБК, 18 ноября прошел круглый стол близкого к внутриполитическому блоку Кремля Экспертного института социальных исследований, где обсудили международный опыт использования QR-кодов и применение их в России. Участники констатировали, что система кодов введена во многих странах, но в публичном пространстве используются другие наименования: Health pass, Covid Save Ticket, Green pass и так далее.
Однако пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг утверждения СМИ о планах властей переименовать документ и призвал сохранять «трезвость ума».
«Его можно как угодно называть, но суть не меняется, эта технология действительно связана с теми мерами, которые принимаются, в том числе и на фоне пандемии, в условиях которой мы живем. QR-код используется при банковских переводах, используется для рекламы, для информации и так далее. Давайте думать, как по-другому назвать компьютер, телевизор – может быть, они тоже не ласкают слух. Давайте как-то чуть-чуть сохранять трезвость ума», – цитирует Пескова РИА Новости.
Работа над ошибками или дефицит проектности?
Власти лихорадочно ищут компромиссные формы, чтобы успокоить широкую общественность, взбудораженную дискурсом вокруг понятия «QR-код», считает политолог, директор Института новейших государств Алексей Мартынов.
«Очевидно, что уровень общей компетенции – комплексного взгляда, комплексного восприятия и анализа происходящего вокруг – оставляет желать лучшего. Это, кстати, история не про современную Россию, это история про современный мир, про современную цивилизацию, которая стремительно погружается в «новое Средневековье». Эта история, которая начиналась с псевдонаучного дискурса в соцсетях, когда все вдруг неожиданно стали вирусологами, эпидемиологами, биологами и химиками, сегодня сваливается в псевдорелигиозную мракобесную и совершенно бессмысленную чертовщину».
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов связывает попытку переименования «QR-кодов» с дефицитом проектности.
«Именно дефицит проектности и вызывает основную злую реакцию населения. Это, по сути, программное манифестирование власти: ее не интересует ни здоровье граждан, ни другие вопросы объективного и значимого характера, а ее интересуют исключительно вопросы своего контроля над населением и продвижения этого контроля. Именно такой подход и вызывает злобу, а не QR-коды или та же вакцинация – они уже вторичны, а первично ощущение, что власть ничего содержательного и перспективного предложить не может. Она предлагает только ситуационные решения, которые завязаны на что угодно, но не здоровье граждан, не на заботу о них».
Политтехнолог Алена Август называет решение «процессом исправления допущенных ошибок». По ее мнению, QR-код – это что-то технологизированное, а людям не очень нравится, когда их сравнивают с машинами. Поэтому важно, чтобы понятие несло в себе некий позитив. Например, «паспорт здоровья» – это не про болезнь и воспринимается более позитивно.
«Сложно сказать, будут ли большие перспективы у нового документа как бы его ни назвали. Мне кажется, в любом случае мы скоро перейдем на некий электронный носитель, который будет хранить в себе то огромное количество информации, которое есть сегодня на портале госуслуг, которое фиксируется в различных документах. А значит, тоже стоит заранее задуматься о названии. Как бы стремительно мы ни двигались в эпоху технологизации, люди все равно остаются людьми. Важно учитывать психологические особенности восприятия любых новаций».
Не ласкает слух: почему российские власти хотят отказаться от термина «QR-код»