Министерство науки и высшего образования России подтвердило намерение выйти из Болонского процесса и отдать приоритет созданию собственной системы образования.
«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков.
Переход на Болонскую систему начинался с больших дискуссий и поиска компромиссов, к которым так и не пришли, а политическая ситуация просто сработала на эту историю, считает психолог, эксперт по коммуникациям, политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Алена Август.
Понятно, что при нынешнем отношении внешнего мира к России абсолютно не стоит уповать на то, что Болонская система (как и любая другая) будет иметь какие-то преференции. На самом деле, мы давно уже говорим о том, что любой специалист сейчас – это не диплом, а набор компетенций. И если мы вернемся к существующей ранее системе подготовки специалистов, либо начнем разрабатывать какую-то свою российскую модель, эти системы должны быть практико-ориентированными. Самое важное сейчас, чтобы на выходе выпускники – будь то колледж, будь то университет – были уже готовыми специалистами. Более того, были бы специалистами, готовыми к постоянному переобучению. Быть один раз обученным в нынешнем мире нельзя. Как мы видим, мир меняется, постоянно возникают потребности в каких-то новых компетенциях, в новых комбинациях компетенций.
Безусловно, эту модель надо найти, а не гнаться за теми моделями, которые предлагает нам Европа и весь мир. Не факт, что они лучшие. Да, они устоявшиеся, но это не значит лучшие. Думаю, важно понимать, что высшее образование и диплом о высшем образовании не должны стать самоцелью. Вполне возможно, что стоит сохранить некое разделение на специалитет и подготовку магистрантов, но, может быть, по какому-то другому принципу, а не слепо копируя Болонскую систему.
Есть, конечно, проблема, что теперь будет формальный повод не признавать дипломы. Но мы же видим сейчас, что при политическом нежелании что-то признавать, можно не признавать все, вплоть до Антона Чехова. И напротив, при желании признать можно все.
http://vybor-naroda.org/vn_exclusive/219174-sovremennyj-specialist-kak-nabor-kompetencij.html