Перейти к содержанию

REGCOMMENT Губернаторы должны понимать: по ситуации со строительством школ и детсадов люди оценивают, как работает власть

Ми­нистр про­све­ще­ния РФ Сер­гей Крав­цов за­явил, что ряд ре­ги­о­нов рис­ку­ет со­рвать обя­за­тель­ства по нац­про­ек­ту «Об­ра­зо­ва­ние». Если за­пла­ни­ро­ван­ные объ­ек­ты не бу­дут вве­де­ны в экс­плу­а­та­цию в срок, фи­нан­си­ро­ва­ние из фе­де­раль­но­го бюд­же­та мо­жет быть пре­кра­ще­но. Врио сек­ре­та­ря ген­со­ве­та «Еди­ной Рос­сии» Вла­ди­мир Яку­шев от­ме­тил, что в крас­ной зоне на­хо­дят­ся Да­ге­стан, Крас­но­дар­ский край, Санкт-Пе­тер­бург, Ки­ров­ская, Амур­ская, Ар­хан­гель­ская, Ир­кут­ская, Яро­слав­ская, Но­во­си­бир­ская об­ла­сти, При­мор­ский край, Баш­кор­то­стан, Ка­бар­ди­но-Бал­кар­ская Рес­пуб­ли­ка.

Дей­стви­тель­но, не все ре­ги­о­ны ока­за­лись го­то­вы к мас­штаб­ным за­да­чам, ко­то­рые ста­вит на­ци­о­наль­ный про­ект «Об­ра­зо­ва­ние». Уже не пер­вый год идет боль­шая про­грам­ма по ка­пи­таль­но­му ре­мон­ту школ, ко­то­рая вклю­ча­ет пе­ре­устрой­ство внут­рен­них про­странств по со­вре­мен­ным стан­дар­там, что­бы де­тям там было ком­форт­но на­хо­дить­ся. Это тот са­мый под­ход, ко­гда сре­да тоже вос­пи­ты­ва­ет ре­бен­ка. Это дру­гой под­ход к ор­га­ни­за­ции ком­му­ни­ка­ци­он­ных про­странств, ре­кре­а­ций, ка­би­не­тов, сто­ло­вых, дру­гое от­но­ше­ние к на­ви­га­ции. Все это упи­ра­ет­ся в ре­ги­о­нах в то, что: а) нет про­фес­си­о­на­лов, под­хо­дя­щих для ре­ше­ния этой за­да­чи; б) те, кто за это бе­рет­ся, – это не все­гда от­вет­ствен­ные люди. Кро­ме того, есть про­грам­ма стро­и­тель­ства но­вых школ – тоже огром­ная за­да­ча, ко­то­рая долж­на ре­шать­ся чет­ко по гра­фи­ку. И каж­дый гу­бер­на­тор за­ин­те­ре­со­ван боль­ше все­го ре­шить эту за­да­чу за фе­де­раль­ные день­ги, что­бы по­том не бе­гать впо­пы­хах в по­ис­ке ре­ги­о­наль­ных средств, ко­то­рых мало или про­сто нет. Воз­мож­но, кон­троль от ми­ни­стер­ства дол­жен быть бо­лее рит­мич­ный. Ве­ро­ят­но, ка­ким-то ре­ги­о­нам дей­стви­тель­но необ­хо­ди­ма по­мощь в плане ор­га­ни­за­ции этой де­я­тель­но­сти. А мо­жет, где-то сто­ит пе­ре­смот­реть гра­фик. В лю­бом слу­чае про­бле­му нуж­но ре­шать в тот мо­мент, ко­гда это еще мож­но сде­лать.

Что ка­са­ет­ся кон­крет­ных упо­мя­ну­тых ре­ги­о­нов, сре­ди них есть те, ко­то­рым уже неод­но­крат­но предъ­яв­ля­лись раз­лич­ные пре­тен­зии. Но это не все­гда яв­ля­ет­ся ка­ким-то си­стем­ным об­ви­не­ни­ем в ад­рес опре­де­лен­но­го гу­бер­на­то­ра. У глав ре­ги­о­нов огром­ное ко­ли­че­ство за­дач. Смысл де­я­тель­но­сти управ­лен­ца, про­фес­си­о­на­ла на го­су­дар­ствен­ной долж­но­сти, пер­во­го лица субъ­ек­та за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы пра­виль­но по­до­брать ко­ман­ду, что­бы там были те люди, ко­то­рые хо­тят, уме­ют и мо­гут ра­бо­тать, а не толь­ко со­зда­вать ви­ди­мость ак­тив­ной де­я­тель­но­сти. К со­жа­ле­нию, кад­ро­вый во­прос и на этом уровне тоже се­рьез­ный, ре­шать его при­хо­дит­ся по-раз­но­му. Да­ле­ко не всем ре­ги­о­нам уда­лось та­кую ко­ман­ду со­брать – при­хо­дит­ся опи­рать­ся на те кад­ры, ко­то­рые есть. Дру­гое дело, что эти кад­ры мож­но вос­пи­ты­вать, дис­ци­пли­ни­ро­вать и как-то мо­ти­ви­ро­вать, по­то­му что очень мно­гое в этом ре­ша­ет мо­ти­ва­ция – ра­бо­та на ре­зуль­тат. И это тоже за­да­ча гу­бер­на­то­ра.

От­ме­чу та­к­же зна­че­ние про­бле­мы. Школь­ный во­прос на­прав­лен не толь­ко на то, что­бы сей­час де­тям в шко­лах было хо­ро­шо, но и на то, что­бы для мо­ло­дых лю­дей, ко­то­рые сей­час лишь на­чи­на­ют за­ду­мы­вать­ся о рож­де­нии де­тей (а мы го­во­рим, что у нас де­мо­гра­фи­че­ская про­бле­ма сто­ит в пол­ный рост), ре­ше­ния вла­сти были мо­ти­ви­ру­ю­щи­ми. Нуж­но по­ка­зать, что в го­су­дар­стве до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство хо­ро­ших, ком­форт­ных, со­вре­мен­ных школ, са­дов, где де­тей бу­дут ждать с рас­про­стер­ты­ми объ­я­ти­я­ми, а сами ре­бя­та бу­дут туда бе­жать впри­прыж­ку. По­это­му, ко­неч­но, гу­бер­на­то­ры долж­ны по­ни­мать, что это не про­сто про­бле­ма ра­бо­ты со зда­ни­я­ми, с объ­ек­та­ми – это еще и во­прос ра­бо­ты со смыс­ла­ми, на ос­но­ва­нии ко­то­рых огром­ное ко­ли­че­ство лю­дей фор­му­ли­ру­ют свое мне­ние, как ра­бо­та­ет власть и как жи­вет стра­на. Тем бо­лее у нас де­то­цен­трич­ная стра­на: осо­бен­но важ­ны дет­ская ме­ди­ци­на и об­ра­зо­ва­ние – это са­мое пер­вое, на что об­ра­ща­ет вни­ма­ние лю­бой граж­да­нин. По этим двум па­ра­мет­рам как ми­ни­мум он фор­ми­ру­ет мне­ние, хо­ро­шо ли на­ла­же­на жизнь в его ре­ги­оне, хо­ро­шо ли на­ла­же­на жизнь в его стране.

Губернаторы должны понимать: по ситуации со строительством школ и детсадов люди оценивают, как работает власть