Skip to content

PRISP «Утечет» ли социология с отечественного рынка?

Иностранные аналитические агентства монопольно захватили рынок стратегически важных данных – от информации о лекарствах до вкусовых пристрастий граждан РФ – и могут манипулировать общественным мнением. Об этом шла речь на пресс-конференции в Госдуме, на которой представители фракций КПРФ, «Единая Россия», а также эксперты обсудили инициативы, связанные с регулированием деятельности зарубежных монополистов в сфере социологических исследований.

Политтехнолог, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алена Август – о неравных условиях иностранных и отечественных исследовательских компаний на российском рынке.

На мероприятии политики и эксперты обозначили свою позицию на тему излишнего присутствия некоторых аналитических агентств на территории России, в частности, это касается практически монопольного положения иностранных социологических компаний. Сложилась такая практика, когда крупнейшие отечественные предприятия, госкорпорации заказывают исследования у западных компаний, которые специализируются на аналитике рынка продовольственных товаров, товарообороте, исследованиях в сфере фармацевтики, связанных с жизненно-важными препаратами. Также собирают информацию о бытовой и компьютерной технике, и в результате получают доступ к стратегической информации, связанной с безопасностью государства. Соответственно, существуют опасения об утечке данных. И второй аспект – отечественная социология остается «за бортом». Получается, мы упускаем рынок и упускаем данные.

Да, стоит признать, что уровень и качество исследований иностранных компаний на порядок выше: уникальные методики, собственные разработки. Отечественная наука отстала в силу разных причин. И понятно, почему так получилось. Непонятно, почему так продолжается.

Необходимо создать равные и прозрачные условия, в этом я согласна с депутатами, закрепить это законодательно, возможно, ввести лицензирование деятельности для обеспечения прозрачности отрасли.

Что касается опасений по поводу утечки информации, то мы живем в цифровой век, век Big Data. Малозначительные факты, как капли на стекле, которые кажутся маленькими и несущественными, но они собираются, стекают и получается озерцо. Так же и Big Data. Собираются, казалось бы, незначительные данные в разных областях. Например, как часто ходите вы в кино, где покупаете лекарства, предпочитаете черный или белый хлеб. Собрав воедино данные, они обрабатываются и делаются вполне серьезные заключения, к примеру, об уровне агрессии либо миграции, сопоставленные с открытыми данными об экономической обстановке, которые могут быть уже не столь безобидны для безопасности региона или страны. Big Data позволяет делать значимые выводы при незначительных данных.

Отдавая монополию на исследования в различных отраслях иностранным компаниям, мы отдаем в их руки свою безопасность. Стоит ли напоминать, кто владеет информацией, тот владеет миром. Тоже самое касается и программ от западных разработчиков, которыми мы пользуемся повседневно и не задумываемся, куда утекают наши данные. Вот можно смеяться, но это же нас окружает – мы поговорим на какую-то тему рядом с телефоном и тут же тебе приходит тематическая реклама.

Дело не в том, что надо «изгнать» с российского рынка иностранные компании. Нет. Конкуренцию мы не исключим никогда, и это хорошо, что она есть. Значит, нужно готовить своих специалистов, обратить внимание на финансирование профильного образования и на поддержку молодых специалистов и ученых. Как итог – развитие отечественной отрасли.

Речь идет о необходимости создания равных прозрачных условий и о регулировании отрасли, что позволит защищать как отечественных специалистов, так и данные своей страны. Нужно вынести темы на обсуждение в экспертном сообществе, с социологами, политологами, специалистами в области конкурентной разведке и стратегической безопасности. Нужно обсуждать и тогда решения будут приняты более взвешенные.

http://www.prisp.ru/opinion/3164-avgust-monopoliya-inostrannyh-sociologov-2609

Published inПолиттехнолог