Федеральное руководство партии «Единая Россия» подвергло критике изъяны и слабости системы управления ряда российских регионов, отчетливо проявившиеся в условиях кризиса, вызванного эпидемией коронавируса и экономическими трудностями. Среди глав российских субъектов критике подверглись руководство Краснодарского, Камчатского и Хабаровского краев, Архангельской области и Республики Коми.
Эффективность ответа региональных властей на вызовы эпидемии выглядит гораздо убедительнее привычных экспертных рейтингов и исследований позиций губернаторов, считает политтехнолог, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алена Август.
Русская народная поговорка «Где тонко, там и рвется» наглядно демонстрирует текущую ситуацию по борьбе с предотвращением распространения коронавируса в ряде российских регионов. Те губернаторы, которые и в нормальной обстановке не смогли наладить управление в регионе, не выстроили коммуникации с населением, продолжают демонстрировать слабость своих позиций и в период кризиса.
Чудес не бывает: если губернатор слабый, то это не прихоть телеграмм-каналов или политологов, но реальная ситуация на местах, потому что во время кризиса проверке подвергается буквально все: управляемость регионом (например ряд губернаторов неспособны пресечь волну спекуляции на масках, санитайзерах), прочность отношений между руководством субъекта и бизнесом (где-то предпринимательское сообщество включается в программу помощи, а где-то нет) и многое другое. Например, какие-то регионы смогли организовать систематическую помощь семья врачей, находящихся на передовой борьбы с вирусом, тогда как в целом ряде областей ничего похожего в этом плане не предпринимается вообще.
Сильный губернатор хорошо управляет регионом и в спокойные времена, и в кризис вся система управления, выстроенная им, продолжает нормально функционировать. У управленцев-аутсайдеров наоборот: все слабые стороны в кризис проявляются с особой очевидностью. Крайне наглядно это проявляется в плане выстраивания коммуникаций, потому что в кризис очень важно не допускать паники, и здесь очень многое зависит от главы субъекта: если губернатор не способен четким, понятным языком своевременно выдавать информацию, а официальные областные СМИ и сетевые ресурсы не могут правильно отработать повестку, наблюдается рост панических настроений среди населения.
На наших глазах эпидемия коронавируса, к сожалению, становится самым главным экзаменом на профпригодность губернаторов, которые уже не могут по привычке сослаться на бедность региона, нехватку ресурсов и отсутствие вменяемых элит. Мы видим, как в каких-то регионах, несмотря на сложную обстановку, ситуация удерживается, а где она скатывается в неуправляемый хаос. Эффективность ответа региональных властей на вызовы эпидемии выглядит гораздо убедительнее привычных экспертных рейтингов и исследований позиций губернаторов.