Алена Август, политолог:
«Думаю, что кардинального изменения не случится. Потому что Ирек Раисович при всем уважении к его опыту, возрасту, стажу (он долго находился на этой должности, и, безусловно, является профессионалом), всего лишь выразитель воли властей. Не нужно делать сейчас из него некого демона, что он единолично принимал какие-то решения в отношении применения тех технологий, которые и привели в результате к вынужденной отставке. Такие решения принимаются далеко не единолично. И он лишь исполнитель общей воли людей, которые сидят в более высоких кабинетах.
Почему еще не стоит ждать резких кардинальных изменений, при всем желании, чтобы они были? Потому что любая единожды созданная система начинает жить своей жизнью. Мы много говорим об админресурсе и каких-то «злых людях», которые этим занимаются. На самом деле «злые люди» только начинают это делать. А потом уже подключаются все подряд, и система начинает жить сама по себе.
Поэтому если руководители администраций, люди, сидящие в УИКах, ТИКАх уже привыкли к тому, что по-другому не бывает, то они останутся сами собой. Потому что изменить сознание одномоментно, с уходом с должности одного из руководителей невозможно. И даже, если вдруг мы представим ситуацию, что во главе облизбиркома появится некий диаметрально противоположный Вильданову человек, который будет активно стараться на самом деле изжить админресурс, подбирать другого рода кадры, что придется, кстати, делать – придется заменять людей в комиссии, тем не менее, даже такому человеку со всей сильной волей не удастся одномоментно что-то изменить. В процессе участвует слишком много людей, это опыт, вмещающий несколько лет, людей попросту приучили. Даже в детстве нам говорили, что к плохому привыкаешь быстро, а измениться к лучшему — на это нужно желание, время и силы.
Какая «оздоровительная программа» для Мособлизбиркома позволила бы организовать легитимные выборы? Может помочь постепенная замена людей на ключевых позициях, четкое и жесткое доведение сигнала до глав администраций, до всех руководителей предприятий, организаций. Причем однозначного сигнала. Потому часто происходит как в романтических советских комедиях, когда в глаза говорят одно, и все кивают, но на самом деле думают-то они по-другому. Как часто происходит в системе чиновников: они считают, что я все услышал, головой махнул, но на самом деле мне хотели сказать вот это. То есть люди начинают домысливать и действуют в рамках привычного.
Поэтому необходима качественная замена людей на ключевых позициях, четкое доведение сигнала и жесткое пресечение использования любых административных действий, вплоть до увольнений и судов. И конечно, оперативная качественная реакция на сигналы «с полей».
Есть в Подмосковье такой «политблогер Любимов, который снял Вильданова». Шутка, но. С мыслью изменить систему люди годами писали, что документы неправильные, нарушаются сроки, с нарушениями формируются комиссии.
Со стороны вроде бы все окей, все работает. Не так уж много людей вчитывается в документы и понимает, что там читать. Законодательство написано так, что простому смертному понять его сложно, особенно избирательное законодательство, есть масса подзаконных актов и следить за всеми этими важнейшими деталями непросто.
Все эти истории с донесением информации, что в Подмосковье не то что неправильная ситуация, а она какая-то совершенно жуткая длились много лет. Не было реакции. А ведь там не только к Вильданову претензии, там полно фигурантов, которые уже на местах «решали вопросы». Реакция же чаще всего была такой: это не в нашей компетенции, вы ошиблись и прочее.
Я сама была свидетелем на некоторых судах по отмене результатов выборов, когда юристы из Мособлизбиркома, извините, несли полную ахинею, потому что им было дано такое поручение. А на самом деле нужно было должным образом реагировать на сигналы и помнить, что те же избирательные комиссии находятся на службе у закона. Но почему-то некоторые чиновники считают, что имеют право закон трактовать иначе, чем он написан. Фразу «закон один для всех» впору каленым железом или татуировками на лбу делать, чтоб ее просто каждый день видели.
Люди, занимающиеся политтехнологиями, наши политюристы, работающие на стороне кандидатов, вникают в каждую буковку закона, буквально «выедая мозг» технологам.
Почему же юристы и организаторы выборов, находящиеся на другой стороне, поставленные на эти должности государством, считают для себя возможным какой-то вольный перевод закона. От этой ситуации надо и пора уходить.
Я всегда говорю: не бывает честных, чистых, прозрачных выборов. Это все эмоции и сопли, извините. Бывают лишь законные и незаконные выборы. Есть закон, и есть те, кто его нарушает. Закон конкретно прописан, он четко все регулирует. Если обнаруживается некая «брешь», то после каждой избирательной кампании наше замечательное политсообщество, наши политюристы озвучивают это, выдвигают свои предложения, создают в ходе кампании прецеденты, чтобы законодатели задумались, что стоит доработать. Но закон для того и пишут, чтобы его соблюдали все стороны процесса. Вольных толкований он не допускает.
И как только это случится, не будет работать ни админресурс, ни что-то еще. И тогда будет неважно, кто там стоит во главе: Ирек Раисович или еще кто-то, все будет идти само собой. Это и есть демократия – когда все действуют в рамках закона. Возможно, это скучнее и уж точно работать надо качественнее всем участникам процесса, но оно того стоит.»
http://lifemo.ru/alena-avgust-mozhet-pomoch-postepennaya-zamena-lyudej-na-klyuchevy-h-pozitsiyah/