Что означает новая предвыборная политика — возврат к временам СССР или задел для новой национальной идеи?
Администрация президента дала указания регионам идти на ближайшие выборы с новой программой. Избирателей будут привлекать светлыми образами будущего вместо необходимости отчитываться о «сером» настоящем. Почему старые избирательные лозунги перестали работать и где же взять этот самый образ будущего – для регионов и для всей страны?
Пожелание российским губернаторам изменить свои предвыборные кампании сформулировал первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. Об этом сообщает издание Znak.com со ссылкой на собственные источники в АП и комментарии экспертов. Регионам дано задание найти образы будущего регионов – по аналогии с тем, как сейчас для предвыборной кампании Владимира Путина разрабатывают образ будущего всей страны. Как сообщает издание, рабочая группа по поиску этого самого образа к президентским выборам уже сформирована.
Запрос на перемены, как отмечает издание, связан, в первую очередь, с тем, что электоральные ожидания россиян изменились, как изменилось и само общество. Людям нужны четкие планы, наглядно демонстрирующие, как именно власть собирается менять действительность. Запрос на обсуждение будущего в обществе есть, и в условиях роста протестной активности и наличия в стране огромного количества нерешенных проблем использование образов светлого будущего в новом избирательном цикле кажется властям наиболее удачным приемом.
«Русская Планета» решила разобраться, каким мог бы быть образ этого самого будущего, может ли из него получиться та самая национальная идея, в поисках которой и общество, и элиты бегают уже не первый год, и что означает смена курса предвыборных кампаний.
«Back to USSR»
Формирование образа будущего для электоральных целей не новая идея. «Еще в советские времена существовала целая каста секретарей парткомов по идеологии, которые вносили свою лепту в формирования «светлого будущего», — рассказал «Русской Планете» Рустем Ахмадинуров, руководитель Школы российской политики.
«К сожалению главные ориентиры этого будущего — построение коммунизма к 1980 году (Н. Хрущев) и «решение квартирного вопроса к 2000 году» (М. Горбачев) рухнули в конце 80-х-начале 90-х годов. Прошедшие 30 лет прагматичной политики, начавшейся с всеобщей либерализации, приватизации, монетизации, модернизации, теперь вот реновации, не нашли отклик у большинства населения. При этом, неосознанная потребность веры в «светлое будущее» сохранилась, а образа (или хотя бы его конкретных примеров) этого будущего пока нет», — считает эксперт.
В наше время ряде регионов, кстати, уже пытались формировать свой региональный образ будущего. В частности, в Башкирии в 2013 году на выборах в республиканский Курултай «ЕР» под руководством главы региона шло на выборы под лозунгом «Обновления» и создания в будущем «smart-общества» (умные дома, умный транспорт, умные руководители и т. д).
«Но после выборов это было быстро забыто и население так и не прониклось этими идеями. В последние годы учитывая достаточно долгое правление действующего Главы, в стране, несомненно чувствуется запрос на перемены и власть понимая это ищет «образы будущего», удовлетворяющие потребностям народа», — заключает Ахмадинуров.
Николай Пономарев, политолог, эксперт ПРИСП считает, что в современной российской истории примеров эффективного использования образов будущего в предвыборных кампаниях нет вовсе — просто в силу того, что полноценный образ будущего, включающий в себя стратегическую сверхцель, тактику ее достижения и систему мотивации, не смогла разработать ни одна политическая сила. «Широкое применение нашла скорее технология антиобраза будущего, построенная вокруг принципа «что будет, если победят наши противники», — полагает политолог.
Репетиция для президента
Пока что данная инициатива АП больше похожа на апробацию новых предвыборных тактик перед грядущими президентскими выборами, которые пройдут в марте 2018 года. «Налицо стремление заблаговременно опробовать идею с наращиванием явки за счет конкуренции образов будущего. Губернаторские кампании, таким образом, будут представлять собой репетицию президентской. Последнее позволит, помимо прочего, отработать различные идеи для создания общенационального образа будущего», — говорит Николай Пономарев.
К тому же, по мнению эксперта, в случае успешного выполнения замыслов АП власти сумеют поднять уровень доверия к власти в целом накануне «главных выборов». И эти настроения можно будет легко конвертировать в рост поддержки главы государства еще до официального начала схватки за пост президента.
Из того что было
С чем же связан возврат к приемам, известным со времен СССР? Эксперты, опрошенные «Русской Планетой», соглашаются с тем, что одной из основных причин изменения предвыборных стратегий стал рост протестных настроений.
«Их почва объективна, общеизвестна. Важно отметить, что рост протеста достигается преимущественно за счет молодежи. Это очень тревожный знак для российских элит: существующие средства управления обществом уже неэффективны», — рассказал «Русской Планете» Олег Иванов, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, член Российской ассоциации политической науки.
По мнению эксперта, в этих условиях вполне естественной выглядит попытка власти внедрить новые механизмы управления, в том числе формулируя новую национальную и региональную повестку. «Ведь за прошедшие годы власть так и не обозначила для общества не то что понятной национальной идеи, но даже четкого и приемлемого плана действий на ближайшие, скажем, тридцать лет», — полагает Иванов.
В итоге сложилась ситуация, что сам институт выборов большей частью общества стал восприниматься как нечто скучное и не обязательное. В этой связи поиски образа будущего — вполне логичный и необходимый шаг, ведь если верить социологам, страна находится на этапе перехода от затянувшегося кризиса к выходу из него. «Правда, вот именно на этом перепутье страна вдруг «захотела перемен». Почему?» — рассуждает Алена Август, политтехнолог, эксперт по коммуникациям. «Не всем и не совсем понятно, что же дальше. А такое отсутствие внятного и понятного образа будущего чревато не только недовольством и протестами, но и низкой явкой на президентских мартовских выборах, что даже чуть больше заботит наших политменеджеров и всех башен, чем действительное состояние и настроение населения», — полагает Август.
А что там с приоритетными проектами?
В России уже не первый год предпринимаются попытки сформировать стратегию развития на ближайшие несколько десятилетий. Правда, все эти стратегии вроде «двадцать-двадцать» так и остались своего рода интеллектуальной разминкой, интересной очень ограниченному кругу профессионалов и имеющего до смешного мало общего с действительностью, полагает Олег Иванов.
«В то же время у людей есть запрос на обсуждение будущего. Надо понимать, что нынешнее электоральное поколение существенно отличается от электорального поколения конца девяностых. Современный россиянин привык в большей степени рассчитывать на себя, а не на государство. Он привык быть конкретным, привык жить здесь и сейчас, четко планировать свое личное будущее, будущее своей семьи. Естественно, как логическое продолжение этого, люди хотят участвовать в планировании своего города, региона, страны. Хотят видеть соответствующие предложения от власти, хотят, чтобы эти предложения были понятными и, главное, реализуемыми. Это абсолютно здравый общественный запрос, игнорировать который не получится».
По мнению эксперта, идея, что, мол, нам бы надо затянуть пояса во благо грядущих поколений – она уже электорально не просто неактуальна, а даже вредна. «С другой стороны, при таком подходе правильнее говорить уже не об образах (которые достаточно абстрактны), а о конкретных планах существования и развития территорий. Однако это слишком серьезная работа, чтобы привязывать ее к избирательному циклу, существующему по своим собственным правилам», — заключает Иванов.
Слепили из того, что было
Эксперты сходятся во мнении, что за столь короткое время работающий образ будущего, который смог бы стать планом развития страны, разработать невозможно. «Многие руководители регионов уверены, что под «образом» достаточно подать людям карту строительства и ремонта дорог, территории под участки многодетным семьям и прочие технические детали решения социальных вопросов. Но — это работает не на всю аудиторию и не может сформировать достаточный образ, не является идеей, да и подается, как правило, таким кондовым канцеляритом, что понять это нормальному человеку невозможно», — говорит Алена Август.
По мнению политтехнолога, чтобы образ будущего «заработал», нужно не только понять, но и принять — присвоить как свою собственную ценную идею. Он должен быть эмоционально наполнен, верно подан и основан на реальных потребностях, трансформированных в идею. Базой для создания образа должно стать тщательное изучение настоящего, настроений, изучение не поверхностное, а глубокое, с анализом всех нюансов различных аудиторий. Нужна работа — профессиональная, тщательная. «Причем она даже в процессе приносит пользу — за счет исследований мнений, дискуссий профессионалов и населения, поиска путей к пониманию друг друга разными социальными группами, в том числе и такими, как «представители власти» и «общество», — заключает эксперт.
Кстати, прекрасным примером подачи образа будущего можно считать системы представлений, созданных Мартином Лютером Кингом и Махатмой Ганди. «Они были сфокусированы на решении узкого круга наиболее значимых в данный момент для общества проблем и обеспечены глубоким символическим наполнением», — считает Николай Пономарев. «И, помимо того, эти образы подразумевали достижение вполне конкретной, «осязаемой» для каждого цели (рост абстрактных показателей, таких как ВВП, средние доходы/расходы совершенно непригоден в данном качестве) уже в среднесрочной, обозримой перспективе».
По мнению политолога, ни одна из существующих на сегодняшний день в России программ развития этими качествами не обладает, и потому любые попытки монтировать на их базе образ будущего бесперспективны.
В любом случае, прежде, чем заниматься образами регионов, центральной власти следовало бы решить вопрос об образе России, полагает Олег Иванов. «В противном случае, даже если регионы начнут реализовывать пожелания из центра, мы рискуем получить в информационном пространстве крыловских лебедя, рака и щуку, которые будут тянуть «телегу» России в разные стороны».
http://rusplt.ru/society/svetloe-buduschee-narodu-30469.html
Алена Август, политтехнолог, эксперт по коммуникациям
Поиски образа будущего — вполне логичный и необходимый шаг, ведь если верить социологам, страна находится на этапе перехода от затянувшегося кризиса к выходу из него. Правда, вот именно на этом перепутье страна вдруг «захотела перемен». Почему? В том числе и потому, что не всем и не совсем понятно, что же дальше. А такое отсутствие внятного и понятного образа будущего чревата не только недовольством и протестами, но и низкой явкой на президентских мартовских выборах, что даже чуть больше заботит наших политменеджеров изо всех башен, чем действительное состояние и настроение населения.
Институт выборов за последние годы не только «поизносился», но и стал, к большому сожалению, восприниматься как нечто априори не требующее участия самих людей. Причем это не только настроение избирателей, которым все скучнее и все неинтереснее идти на выборы, но и тех, кто мог бы пойти в политику (особенно на самом горячем муниципальном уровне, что ближе всех к земле), но не идет — все сложнее найти кандидатов, которые готовы избираться и готовы затем работать как депутаты — во всех регионах.
А это уже «прореха» в самой системе — ведь даже в Госдуму «конкурс» был вовсе не таким горячим, каким хотелось бы его видеть.
Так что понятный и осязаемый образ будущего — та самая «морковка», которая и на выборы приведет, и поможет стойкому российскому народу пережить то многое, что его на этом пути к будущему подстерегает.
Правда вот насчет осязаемости и понятности — проблемы. Многие руководители регионов уверены, что под «образом» достаточно подать людям карту строительства и ремонта дорог, территории под участки многодетным семьям и прочие технические детали решения социальных вопросов. Но — это работает не на всю аудиторию и не может сформировать достаточный образ, не является идеей, да и подается, как правило, таким кондовым канцеляритом, что понять это нормальному человеку невозможно.
А образ будущего, чтобы он «заработал», надо не только понять, но и принять — присвоить как свою собственную ценную идею. Что это значит? Что он должен быть эмоционально наполнен, верно подан и основан на реальных потребностях, траснформированных в идею.
Крен в новизну тут тоже опасен — вездесущие психологи подсчитали, что новизна предложения свыше 15 % от привычного воспринимается как пугающая — посмотрим, что приготовят своим избирателям новоназначенные врио-технократы.
Мы видим, что база для создания образа — тщательное изучение настоящего, настроений, изучение не поверхностное, а глубокое, с анализом всех нюансов различных аудиторий, в чем они пересекаются, а в чем нет. В нашей стране это выглядит особенно интересно — только представьте себе образ будущего владельца майнинговой фермы и, к примеру, его же бабушки из дальней деревни, куда из всего интернета пока дошло только само слово «интернет».
Так что работы — край непочатый. Но именно работы — профессиональной, тщательной и результативной. Причем она даже в процессе приносит пользу — за счет исследований мнений, дискуссий профессионалов и населения, поиска путей к пониманию друг друга разными социальными группами, в том числе и такими, как «представители власти» и «общество».