Перейти к содержанию

THE-VILLAGE Как понять, что ваш психотерапевт не профессионал

Чем психолог отличается от психиатра и как должен вести себя хороший специалист

В России услуги психотерапии еще не так популярны, как на Западе: людям свойственно замалчивать свои проблемы или проговаривать их с близкими, годами не обращаясь к специалисту. И хотя в последнее время ситуация меняется, понимания, когда нельзя откладывать визит к психиатру, какие бывают виды терапии и как отличить хорошего психолога от плохого, у многих до сих пор нет. The Village вместе с нейропсихологом и психотерапевтом ответил на эти и другие вопросы.

МИХАИЛ ИВАНОВ

нейропсихолог

ЛЮЦИНА ЛУКЬЯНОВА

главный врач, психотерапевт и нарколог медицинского центра «Счастье»

АЛЕНА АВГУСТ

психотерапевт

ДАНИЛА АНТОНОВСКИЙ

сооснователь сервиса для поиска психотерапевтов «Ясно»

В чем отличие психотерапевта от психолога и психиатра

В России «психотерапевтом» обычно называют психиатра — специалиста с высшим медицинским образованием, дополнительно освоившего методы немедикаментозного лечения. Деятельность обычного врача-психиатра ограничена заболеваниями центральной нервной системы и психики, то есть он диагностирует, например, такие недуги, как шизофрения или раздвоение личности и назначает лекарства.

Но в нашей стране существует и другая традиция, согласно которой психотерапевтом может быть психолог, обученный психотерапии и консультированию. Такой специалист не ставит диагнозы и не выписывает лекарства — он может только посоветовать посетить психиатра, а уже последний при необходимости назначит препараты.

Что касается специалиста-психолога (человек, окончивший психологический или психолого-педагогический вуз), который не обучен психотерапии, то формально он тоже может проводить консультации (закон «О психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью» еще не вступил в силу). Хотя в профессиональном сообществе заниматься консультированием принято только после дополнительного обучения и накопленных часов личной практики.

Когда идти к психотерапевту

Первое, что важно понять: работа с психотерапевтом не записывает вас в «ненормальные». Просто настало время разобраться с проблемой, которую сложно решить в одиночку, уделить ей время. Условно все случаи можно разделить на срочные и несрочные. К срочным относятся, например, панические атаки, потеря близкого человека, тревожные состояния, токсичные отношения (то есть все то, что плохо прямо сейчас), а также различные тяжелые состояния вроде депрессии, расстройства пищевого поведения, фобий, зависимостей, суицидальных мыслей. Несрочными являются ситуации, в которых ничего особенного не происходит, но вам приходится что-то постоянно терпеть: например, нелюбимую работу или негатив в отношениях с близкими.

Если же появились такие симптомы, как нервные тики, мышечные зажимы на фоне частого стресса или слишком резко стало меняться настроение, с визитом к психотерапевту лучше не откладывать. Игнорирование проблемы ведет к еще большей тревожности, что со временем может перерасти в психологическое расстройство. А если, например, не лечить депрессию, несложно попасть в психиатрическую лечебницу. Согласно прогнозу  Всероссийской организации здравоохранения, в 2020 году депрессия станет второй по популярности причиной нетрудоспособности населения после ишемической болезни сердца.

В 2020 году депрессия станет второй по популярности причиной нетрудоспособности населения после ишемической болезни сердца

Когда пора к психиатру

При угрозе жизни клиента или окружающих его людей (мысли свести счеты с жизнью, галлюцинации, бред, агрессия, глубокая депрессия), когда без приема лекарств уже не обойтись, психотерапевт может посоветовать клиенту обратиться к психиатру. Правда, это будет именно рекомендация, которой человек может и не воспользоваться. Поэтому в данном случае специалисту важно донести до клиента необходимость визита к врачу. После того как психиатр назначит препараты, психотерапевтическая поддержка не отменяется — она дополняет основное лечение.

Как должен проходить прием и когда стоит насторожиться

Нейропсихолог Михаил Иванов рассказывает, что должно насторожить при встрече с психотерапевтом. Вряд ли хороший специалист гарантирует решение проблемы за один сеанс, даст прямой совет, как решить вашу проблему, предложит «рецепты счастья» вроде «не носить все черное» или «чаще улыбаться себе в зеркало», оскорбит или обесценит ваши чувства, не сможет назвать метод, в котором работает, ссылаясь на «собственный подход».

На приеме у психотерапевта предстоит много беседовать, и такое общение — не дружеский разговор. Профессионал никогда не будет давать советов, оценивать ваши действия или действия других людей. Но это не значит, что он будет просто сидеть и слушать. Вы работаете вместе, и то, каким окажется результат, зависит от обоих.

В целом такое взаимодействие сводится к тому, чтобы осознать проблему, сделать ее предельно понятной и помочь человеку найти собственную позицию. Беседа с психотерапевтом может быть разной: специалист задает вопросы, предлагает посмотреть на ситуацию под другим углом, «прокрутить» ее со всех сторон, а также выполнить задания — например, встать на место другого человека и проговорить проблему от его лица, чтобы лучше понять, что он чувствует.

Как не запутаться в психологических школах

От психологической школы (направления) зависит методология, которой следует специалист. При этом нельзя сказать, что какая-то школа заточена под строго определенные запросы: психотерапевты работают с большим набором проблем. В числе популярных школ — когнитивно-поведенческая психотерапия, гештальт-терапия, юнгианский анализ, психоанализ, человекоцентрированный подход, экзистенциальный анализ.

Какую бы школу вы ни выбрали, вам должны гарантировать конфиденциальность и безопасность. Это обсуждается устно (но тогда остается надеяться на порядочность человека) или закрепляется договором (если специалист оформлен, например, как индивидуальный предприниматель). Однако в некоторых ситуациях конфиденциальность может быть нарушена, скажем, если клиент признался в совершенном преступлении или существует реальная угроза жизни кого-либо, в том числе угроза суицида. Если же психотерапевт повел себя некорректно (к примеру, сообщил кому-то личные сведения о клиенте без его ведома), такой случай будет разобран согласно действующему закону «О защите персональных данных».

Если вы хотите обратиться к специалисту впервые, то, по словам психотерапевта Алены Август, можно пойти по такому пути: в случае семейных проблем (вопросы отношений, рода) обратиться к семейному психотерапевту, при тревожных состояниях (панические атаки, различные беспокойства) — к когнитивно-поведенческому психотерапевту, а если есть психосоматические расстройства, внутренние блоки — записаться на прием к специалисту по телесно-ориентированной психотерапии. При этом абсолютно нормально спросить у профессионала, как именно он собирается с вами работать.

Хороший специалист вряд ли гарантирует решение проблемы за один сеанс, даст прямой совет и не сможет назвать метод, в котором работает, ссылаясь на «собственный подход»

Как не попасть к шарлатану

Стоимость консультации зависит от опыта специалиста: по Москве и Санкт-Петербургу она составляет в среднем от 2 до 5 тысяч рублей. Специалист всегда предлагает план работы на первой консультации. Если он долго думает, просит встретиться еще раз или вместе подумать, как быть, он не профессионал. Если вы слышите от психотерапевта что-то вроде «не переживайте, все так живут» или «в нашей стране у всех такие проблемы», стоит насторожиться. По словам психотерапевта Люцины Лукьяновой, ни сертификаты, ни лицензии, ни даже диплом не являются стопроцентной гарантией того, что перед вами профессионал. Рекомендации живых людей и большое число положительных отзывов в интернете нередко дают более достоверную картину о профессиональных навыках специалиста.

Однако, по мнению Михаила Иванова, совсем не обращать внимания на образование специалиста тоже неправильно. У психотерапевта должно быть законченное высшее медицинское или психологическое образование, а также определенное количество часов личной терапии (в каждом подходе определяется свой порог, после которого специалист получает допуск к консультированию). Важна также практика интервизий и супервизий: когда специалист докладывает случай старшему коллеге, а тот может направить его или, возможно, предупредить о допущенной ошибке. Хорошо, если психотерапевт регулярно посещает тренинги и курсы повышения квалификации (правда, проверить это непросто).

По словам психотерапевта Алены Август, бывает и так, что специалист просто не подходит эмоционально, и это нормально. Например, телесно-ориентированная терапия — плохой вариант для тех, кто не может терпеть, когда к ним кто-то прикасается. Уже на первой встрече важно понять, все ли вы рассказываете психотерапевту. Если вам некомфортно с этим человеком, ищите другого специалиста. Кроме того, сам психотерапевт может отказаться от работы с вами, например, если он не занимается вашей темой. При этом если он состоит в профессиональном сообществе, то, скорее всего, порекомендует кого-то из своих коллег.

Что нужно знать об образовании психотерапевта

По словам сооснователя сервиса для поиска психотерапевтов «Ясно» Данилы Антоновского, при выборе специалистов в его команду в первую очередь учитывается образование. При этом важно, в каком образовательном учреждении психотерапевт получил свою специальность. Достойных вузов, обучающих специальности, не так много: Высшая школа экономики, Московский государственный университет имени Ломоносова, Московский институт психоанализа, Московский институт гештальта и психодрамы, Московский государственный психолого-педагогический университет.

Однако такое обучение длится от двух до четырех лет, чего, по мнению Антоновского, недостаточно. Поэтому в «Ясно» также учитывают профессиональную активность человека после получения диплома (участие в семинарах, курсах повышения квалификации), его опыт консультирования (который должен быть не менее трех лет), практику интервизий и супервизий, а также возможность предоставить положительную рекомендацию от старшего коллеги (преподавателя вуза или члена профессиональной ассоциации). Важно и наличие опыта собственной терапии. Антоновский рассказывает, что встречал психотерапевтов, которые никогда не проходили терапию сами, что «недопустимо для профессионала».

Хороший специалист напомнит о следующей встрече?

Чаще всего о продолжении работы договариваются на первом приеме и заодно обсуждают необходимость напоминания о следующем визите. Если реальной необходимости нет, специалист не должен напоминать о встречах. Психотерапевт — не опекун. Он помогает разобраться в проблеме, делится знаниями и умениями. При этом каждый взрослый должен сам принимать решения, в том числе выбирать идти или нет на следующий прием. Обычно после первой консультации с психотерапевтом чувствуется облегчение — и может появиться желание остановиться, прекратить терапию. Однако Люцина Лукьянова отмечает, что, если на консультации специалисту удалось добиться от клиента заинтересованности в решении проблемы, и при этом клиенту было комфортно, он придет и во второй, и в третий раз без всяких напоминаний.

 

http://www.the-village.ru/village/people/wellness/308961-psihoterapevt-ok

 

 

Алена Август: 

В области походов к психотерапевту нам еще воспитываться и воспитываться. Если Европа этому училась более 100 лет, то в России — и психотерапия еще для многих так же непонятна и «страшна», как психиатрия, и поиск качественного своего психотерапевта зачастую становится квестом. Часто привожу клиентам такой пример: если не лечить зубы, они разболятся еще больше вплоть до операции. Доверятся ли они случайному специалисту или готовы сами полечить себе зуб? Вряд ли. Так разве же меньше внимания требует к себе то, что многие называют душой? Но да, преодолевать сомнения и шаблоны — дело не быстрое. Если вы раз за разом оказываетесь в похожих неприятных ситуациях (очередной муж -опять алкоголик, болезнь , не имеющая физиологических причин, но она продолжается), не можете справиться с эмоциями, потеряли ощущение счастья или никогда его не испытывали, не можете сделать выбор (как говорят клиенты — на перепутье и света не видно), сложные взаимоотношения, в которых вы «увязли» и не можете разобраться, не можете избавиться от зависимости — эмоциональной или любой другой — вам к психотерапевту. Это то, что поможет вам увидеть ситуацию под другими и разными ракурсами. Поможет стать сильнее и открытее самому себе. Принять, понять и разобраться. И попробовать, как можно жить иначе. С другим «индексом счастья». В российской традиции , когда сложно, принято разрешать проблему разговорами с друзьями за чашкой чая или рюмкой чего-то покрепче. Но это лишь как подорожник на перелом — вроде есть, а не работает. Дружеское участие важно, но друг не психотерапевт. Беседа с психотерапевтом может быть разной — он задает вопросы, помогает увидеть под другим углом зрения вашу ситуацию, покрутить ее со всех сторон, прочувствовать и дает вам новое знание о себе. Это могут быть такие интересные ситуации, когда вам придется поговорить от имени кого-то из героев вашей проблемы и понять, что чувствуют они. Моменты, когда вы найдете нечто общее в, казалось бы, разных ситуациях. Психотерапевт словно фонарщик — освещает разные углы той комнатки, где вы старательно хранили свои слезы, улыбки и проблемы много лет. Там может быть пыльно и не разложено по полочкам, ведь вы решили «подумать об это завтра» и отложили навсегда. Там могут ждать вас значимые люди из вашего прошлого и настоящего — вы даже не представляете, как долго может работать в вашей голове оброненная случайно фраза из уст значимого взрослого в вашем детстве или даже во взрослой жизни, если это случилось в сложный момент. Ничего не пропадает, но все можно использовать во благо и решите как — вы сами, психотерапевт только поможет это увидеть, понять и понять, что с этим делать. Вопрос, к психотерапевту какой школы с какой проблемой стоит идти, стоит перефразировать так: какой из психотерапевтов ваш? Стоит признать, что главный ключ в реализации любой методики (а их тысячи и тысячи) – в личности психотерапевта. Он – основной инструмент, и вы можете оказаться созвучны друг другу, а можете нет. Это важно, ибо от плотности контакта и доверия во многом тоже зависит и проработка проблемы, и успех в принятии решений. Поэтому клиент имеет полное право воспользоваться своей возможностью выбора и рано или поздно найти своего психотерапевта. Возможно, не с первого и даже не со второго раза. Но повторюсь, волшебных методик не бывает. Бывает мода на некоторые из них – и чаще всего исторически обоснованная. Стали появляться в России психоаналитики – появилась мода на психоанализ. Приезжали психодраматисты, научились наши собственные психодраматисты – и пошла мода на психодрамагруппы. Расстановки — тоже мода в определенный период времени. Эти перечисления и примеры можно продолжать бесконечно. Важно понимать одно – нет безусловной панацеи, а когда есть мода – всегда среди профессионалов появляются, да простят меня коллеги, некого рода «остапыбендеры». Все это мы как страна и как сообщество переживем и врем все расставит по местам, но нарваться на неспециалиста или прийти к специалисту хорошему, но не совпасть – такой риск всегда есть. Напоминание о встрече – тоже история интересная. Это и установление контакта, и ответственность, о чем важно поднимать вопрос, и уважение к себе и своему комфорту. Но мы должны признать – человек имеет право на страх, право на собственное решение, право на нерешение своих проблем. Психотерапевт дает клиенту свое время, свое внимание и умения, дает себя. Но дать ему под этим соусом «няню» и «гуру» — профессиональная ошибка. Каждый сам ответственен за свою жизнь и свое счастье и путь к нему. В любом случае попытка попробовать – уже какое-то изменение в системе отношений к себе и миру. Возможно, не время, не то время и еще тысяча причин «не» — и человек решает это сам. Другое дело – психотерапевт должен обсудить разные варианты «на берегу» и разделить ответственность за понимание. Самый сложный вопрос – как отделить шарлатанов от нешарлатанов. Сложно, ибо именно шарлатаны любят обложиться множеством дипломов и сертификатов (в том числе нарисованных), но и хорошие профессионалы иногда «перегорают» — такой вот профессиональный риск. Подойти как к выбору услуги – навести справки, почитать отзывы (но это тоже сейчас не всегда правда), и главное – слушать себя, чувствовать себя. Совершенно точно профессионал не пообещает вам быстрых решений, и не даст «рецептов, как жить». Работать с профессионалом сложнее – это труд души, которая в этом труде «потеет слезами» (вспомним М.Павича). Это не чудо. Чудо – что вы начнете это делать. Чудо – это вы сами. Стоимость же консультаций во многом определяется опытом и статусом (либо профессиональным, либо напиаренным) психотерапевта. По Москве в среднем рамка от 1000 рублей до 500 долларов – вот такой разброс. Если психотерапевт видит, что помочь процессу может психиатр – назначением препаратов, процедур, то стоит это порекомендовать. Более того, пояснить, почему. Ну и встречаются ситуации, когда ты явно видишь клинику на сеансе. И профессионально и ответственно – дать рекомендации посетить психиатра и пояснить, что это может дать, и что вас навело на такие мысли.