Поправки в Конституцию предложенные Владимиром Путиным, а также рассматриваемые специальной рабочей группой вызвали множество зачастую противречивых откликов в обществе и экспертной среде.
Одни наблюдатели усматривают усиление роли парламента, другие говорят едва ли не о создании в России суперпрезидентской республики.
«Ридус» разбирался в том, как изменится система государственной власти и жизнь российских граждан, в случае если поправки вступят в силу.
Что такое транзит 2024 года?
Кажется, что президент Владимир Путин своими поправками задал этот вопрос. Президент предложил набор поправок, которые могут внести ясность.
Предложений на данный момент — более шести сотен, и не понятно, что именно примут. Но в них абсолютно точно будет предусмотрена новая система сдержек и противовесов, уверена политтехнолог Алена Август: «Власть не должна быть абсолютной — у нас нет абсолютной власти ни у парламента, ни у президента».
Давайте припомним хронологию процесса 15 января в ходе послания Федеральному собранию глава государства предложил внести изменения в Конституцию. В тот же день была создана рабочая группа, в которую вошли 75 человек.
20 января Владимир Путин внес в Госдуму законопроект с поправками в Конституцию.
23 января Госдума одобрила в первом чтении законопроект о поправках. Второе чтение намечалось на 11 февраля. Однако поскольку в созданную президентом рабочую группу по подготовке поправок поступило более сотни различных инициатив, Путин попросил не торопиться, и спикер Вячеслав Володин объявил о переносе рассмотрения закона на более поздний срок. По словам председателя нижней палаты парламента, второе чтение законопроекта может состояться 10 марта. Сбор поправок продлен с 14 февраля до 2 марта.
13 февраля президент встретился с рабочей группой по поправкам в Конституцию. К этому времени в группу поступило более 600 предложений. По словам Путина, все их невозможно будет включить в основной закон, но при этом они не должны и попасть «под сукно».
Вероятно в апреле 22 — 24 числа будет проведено всероссийское голосование.
Новая система сдержек и противовесов
Самое важное для граждан России — согласно поправкам, меняется расклад в системе государственной власти. Одни ветви усиливаются, другие — делегируют им полномочия. Иными словами: парламент больше контролирует президента, полицию и спецслужбы. Госдума и Совет Федерации получают новые полномочия. Нижняя палата назначает премьера и каждого министра отдельно. Если министр не понравится Госдуме, она может его отклонить.
Член Общественной палаты РФ Максим Григорьев полагает, что произойдет усиление влиятельности парламента и Совфеда: «При этом система власти все равно остается президентской и данные меры не приведут к существенному уменьшению влияния президента».
Усиливается и президентская власть — теперь глава государства сможет увольнять с должности судей Верховного и Конституционного судов. Критики поправок считают, что это усиление президентской власти, поскольку раньше у президента не было таких полномочий.
Главное, что это «защита от дурака» — следующий президент при принятии решений вынужден будет учитывать мнение максимального количества россиян,— полагает политолог Дмитрий Гусев.
Также изменяется система назначения силовиков. Совет федерации получает право согласования с президентом кандидатур. При этом раньше Совфед не согласовывал ни главу МИД, ни главу ФСБ. Он согласовывал Генпрокурора и его заместителей. Но теперь, кроме МИД, МВД, МЧС, Минюста он будет также согласовывать кандидатуры областных прокуроров.
Интересна и еще одна инициатива: Госсовет получит конституционный статус. Считается, что данный пункт имеет наиболее важное значение в процессе транзита власти 2024 года (именно тогда истекает срок полномочий Владимира Путина).
Закон о Госсовете в данный момент не принят, но поправка уже внесена. Госсовет уже превратился в площадку, где регионы обсуждают важнейшие вопросы с правительством страны. «Включение Госсовета в Конституцию просто фиксирует существующее положение вещей», — уверен политолог Дмитрий Гусев.
В прошлом году на заседяниях Госсовета губернаторы и федеральные чиновники приняли ряд важных решений для модернизации медицины. «Но народ волнует другое — социальный разрыв, как говорят социологи. Вступят в силу поправки касающиеся национализации элит: президент, чиновники, депутаты, сенаторы госслужащие не смогут иметь иностранное гражданство и вид на жительство в другой стране», — говорит политолог Павел Данилин.
Минфин на радость пенсионерам покроет все
Две поправки в законопроекте президента посвящены социальной составляющей. В Основном закон предлагается закрепить МРОТ не менее прожиточного минимума, индексацию пенсий и прочих социальных выплат.
Рабочая группа по большей части так же предлагает прописать в Конституции массу социальных бонусов. В министерстве финансов никогда не комментировали эти предложения, и, интересно было бы посмотреть, как они будут это делать.
Критики конституционной реформы полагают, что нет необходимости вносить в Основной закон нормативы о социальной сфере, и можно ограничиться федеральным законодательством. Тем более, что в некоторых случаях многие предложения уже действуют. Однако политолог Дмитрий Гусев считает, что закрепление в Конституции МРОТ и индексации — это социальная гарантия для населения страны, которую Владимир Путин хочет оставить после ухода с поста президента.
Отменить все эти поправки будет очень сложно, особенно, что касается пенсий и МРОТ, тем более что они записаны в Конституцию. Нужно будет предусматривать на это финансы, — говорит политолог Павел Данилин.
По Конституции, Россия — социальное государство, таким образом, они выглядят вполне адекватными существующим практикам и не противоречат имеющемуся законодательству, поясняет он. Поправки президента хороши, но поправки, предложенные рабочей группой, разумней принимать отдельным законом, говорит член ОП РФ Максим Григорьев.
«В Конституцию должны вноситься пункты, которые имеют отношение ко всем без исключения гражданам России», — отметил член Общественной палаты.
Правовая коллизия
Один из наиболее неоднозначных вопросов — почему для одобрения населением конституционных поправок выбрано всероссийское голосование, которого ранее в российском законодательстве вообще не существовало.
Однако ответ существует, и он вполне определенный. Как процедура, всероссийское голосование станет законным после того как пакет поправок рассмотрят в Госдуме, а президент подпишет законопроект.
Но почему не референдум? Референдум — это более финансово затратная процедура, чем всероссийское голосование, поясняет политтехнолог Алена Август: «Тут не только другое название, но и довольно щадящий принцип финансирования».
Вообще, по существующему на сей момент закону, чтобы внести поправки в Конституцию референдум не нужен — достаточно две трети голосов в Госдуме.
На постсоветском пространстве для основные законы меняют так же парламенты и президент. В Грузии, например, референдум в конституции вообще не прописан. В России референдум инициируют граждане — образовываются инициативнее группы, собираются подписи, которых должно быть не менее 2 млн, и если все прошло успешно, то Центризбирком объявляет референдум. Но это достаточно трудоемкий и совсем небыстрый процесс.
Но была выбрана именно такая форма, форма всероссийского голосования, чтобы люди могли высказать свое мнение. Поэтому важно включить в этот процесс максимальное количество людей,— отмечает политолог Дмитрий Гусев.
Первая статья законопроекта о поправках к Коснтитуции, в которой будут перечислены все поправки, вступит в силу после всенародного голосования, а вторая — сразу по принятию парламентариями. Одобренные россиянами поправки включат в текст Конституции уже после голосования.
«Выходить в народ»
Вторая статья в законопроекте о поправках обеспечивает форму вступления закона об общероссийском голосовании в силу, поясняет Павел Данилин. Президент подписывая закон, вводит в действие вторую статью незамедлительно. А она предусматривает проведение всероссийского голосования и в ней же будет указано, что вступление в силу первой статьи, общего комплекта поправок, возможно в случае одобрения данного закона на общероссийском голосовании. По его словам, «в марте и апреле мы будем иметь достаточно активную и эффективную агитационную кампанию».
Подобная задача может достигаться разными средствами. «Задача власти в этом месте в первую очередь — это агитация и информирование людей о сути поправок, так как результат будет зависеть от того как они проголосуют», — говорит Павел Данилин.
«Разъяснительная работа — вот что нужно, — объясняет Алена Август. — Это то, о чем говорят всем региональным администрациям, губернаторам, вице-губернаторам по внутренней политике, руководителям регионов — разговаривайте с людьми, разъясняйте, говорите понятным языком, не сидите в кабинетах — идите к людям. Это говорит и президент, и администрация президента, и политконсультаны — „выходите в народ“».
Обсуждение поправок продолжается. Формат народного волеизъявления пока до конца не ясен. Известно одно — это будет масштабное голосование по модели президентских выборов, как заявил Владимир Путин. Отвечать за процесс будет Центризбирком.
Голосование будет проведено с привлечением наблюдателей, журналистов, в том числе, иностранных. Но как говорили наши многочисленные спикеры, с населением нужно вести информационную работу. Согласно многочисленным исследованиям социологов, значительная масса голосующих, пока фрустрированна, и не понимает до конца того, что им предложил президент, а тем более, члены рабочей группы.
Голосование за поправки будет, как надеемся мы, а также опрошенные эксперты, прозрачным и честным. «Ридус» будет следить за развитием событий.
https://www.ridus.ru/news/320371