Вброс в СМИ информации о готовящейся отставке главы Минтранса Евгения Дитриха произвел переполох в экспертных и медийных кругах. Тут же стали называться вероятные преемники министра (среди них – глава Росавтодора Андрей Костюк и глава Росавиации Александр Нерадько), а также наиболее вероятное место его нового трудоустройства – Белгородская область, пост губернатора. Отставку ожидали уже 4 ноября, но что-то не срослось или инсайдеры оказались недостаточно осведомлены. Как там ни было, а Евгений Дитрих действительно привлек внимание элит и широкой общественности. Глава Минтранса – в рубрике «Персона недели» на «ФедералПресс».
Отличный старт и слабый финиш
Будущий глава Минтранса с юных лет демонстрировал недюжинный талант в менеджменте. Еще до окончания Московского инженерно-физического института по специальности «прикладная математика» (в 1996 году) Евгений Дитрих трудился в Госкомитете РФ по управлению государственным имуществом. Затем были должности в департаментах Минимущества РФ и Минэкномразвития. В 2005 году Дитрих стал замруководителя Федерального дорожного агентства. И только в 2015 году он пришел в сферу транспорта – на пост руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Но вскоре, в том же году его перевели на должность первого заместителя министра транспорта РФ.
В мае 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с президентом Владимиром Путиным предложил Евгения Дитриха на пост министра транспорта. Глава государства поддержал инициативу.
По мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, в роли главы Минтранса Дитрих «показал себя на средне высоком уровне». «Серьезных претензий, какие, например, были к руководству мусорного оператора и чиновникам, курирующим мусорную реформу в правительстве, к нему не было», – заметил Салин.
Дитрих курирует нацпроект «Безопасные и качественные дороги», реализация которого стартовала в 2017 году в 38 крупнейших городских агломерациях. Проектом предусматривалось увеличение в регионах доли улично-дорожной сети, а также сокращение числа мест концентрации ДТП. Поставленные задачи в первый год были перевыполнены: доля дорог агломераций в нормативе увеличена до 52 % (по плану – 44 %), а число мест концентрации ДТП снизилось на 51 % (по плану – 27 %). Справился министр и с внедрением принципов проектного управления и развитием государственно-частного партнерства.
Однако спокойно проработать в министерской должности Дитриху удалось меньше двух лет. В январе 2020 года правительство Дмитрия Медведева ушло в отставку, но Дитрих сохранил свой пост. Политолог Павел Салин объясняет это поддержкой определенных элитных кругов. «Чтобы быть успешным на своем посту современному бюрократу необходимо обладать двумя активами. У господина Дитриха они имеются. Первый – «крыша» среди верхушки российской элиты. Она гарантирует защиту от серьезных атак и прикрытие в случае не самых серьезных проколов. Второй – просто быть достаточно эффективным менеджером», – пояснил политолог.
В роли «крыши», по словам Салина, выступают предприниматели братья Ротенберги, которые уже давно переориентировали свои интересы со сферы инфраструктурного нефтегазового строительства в сферу дорожного строительства. С тех пор, говорит эксперт, профильные чиновники, которые курируют отрасль, являются их протеже. Причем «так было и с предыдущим министром, и с Дитрихом, и будет с его сменщиком».
Подтверждать свои компетенции Дитриху стало сложнее в условиях пандемии. Если в сфере дорожного строительства проблем не возникло, и здесь, как заявил сам министр на Форуме стратегов, работы не прекращались ни на секунду, все идет по плану. То вот с перевозками, особенно с авиаперевозками, все намного сложнее и даже плачевнее.
На все готовое
Вряд ли проблемы в транспортной сфере, которые возникли, в общем-то, по объективным причинам, станут основными причинами отставки Евгения Дитриха, если она, конечно, состоится в ближайшее время. Более того, вполне вероятно, что отставка произойдет не из-за неэффективности Дитриха как менеджера, а напротив – для того, чтобы его компетенции и профессионализм использовать на других «проседающих» участках, там, где нужно сохранить контроль.
И такой участок инсайдеры для Дитриха уже нашли – пост губернатора Белгородской области. Относительно недавно его покинул последний ельцинский губернатор Евгений Савченко. Тогда главным претендентом на статус врио стал экс-глава Российского экологического оператора Денис Буцаев, которого Савченко назначил своим замом за несколько часов до отставки. Но даже спустя почти два месяца, официального назначения так и не последовало – Буцаев исполняет полномочия губернатора в соответствии с уставом региона.
Эта ситуация спровоцировала череду разговоров разной степени адекватности. Политолог Алена Август считает информацию о возможном назначении в Белгородскую область Евгения Дитриха вполне реалистичной. Из-за более крепких позиций в высших эшелонах власти, а также необходимых связей у Дитриха будет возможность привлекать инвестиции в регион. «Сейчас важно не столько добиться большего, чем Савченко. Необходимо держать в голове ситуацию с пандемией, из-за которой происходит сокращение деловой активности», – добавила политолог.
Относительно молодой политик, с незапятнанной репутацией может продолжить развитие региона после ухода, казалось бы, бессменного руководителя. Похожая история произошла в начале октября 2018 года, когда бывший руководитель Росавтодора Роман Старовойт был назначен заместителем министра транспорта. Но уже 11 октября 2018 года после отставки губернатора Курской области Александра Михайлова стал врио губернатора региона. Михайлов был на посту главы области меньше, чем Савченко – 18 лет, но срок все равно солидный. На выборах в сентябре 2019 года Старовойт победил с результатом 81,07%.
Вероятно, что схожего результата от Дитриха и будут ожидать в Кремле, если он все-таки получит это назначение. Но есть один важный нюанс: если у губернатора Курской области Александра Михайлова рейтинг доверия населения был крайне низкими, то работа Савченко в Белгородской области вызывала больше позитива. Да и статус Белгородчины выше. Поэтому и от его губернатора будут ожидать большего.
Как отмечает политолог Владимир Слатинов, выбор в пользу Дитриха выглядит более реалистичным, чем ставка на Буцаева. Статус Буцаева, считает Слатинов, явно не совсем соответствует статусу региона. «Белгородская область является передовым по многим показателям регионом, поэтому ему необходим статусный глава. Буцаев им не является. Поэтому я бы не исключал назначения Евгения Дитриха на пост врио губернатора», – отмечает политолог.
Вместе с тем, по мнению Слатинова такой исход будет означать, что Савченко утратил доверие, а с ним и право выбрать себе преемника, которое он получил лично от президента еще в 2017 году. Но, видимо, все пошло по другому сценарию: в роли врио хотят видеть проверенного в Кремле человека, способного балансировать между конкурирующими группами, которые борются за контроль в регионе.
Для самого Дитриха Белгородская область стала бы неплохой компенсацией за уход с должности министра. Возможно поэтому, следом за слухами о его возможном назначении, появилась информация о том, что Белгород вошел в число 12 городов, которые могут рассчитывать на обновление пассажирского автобусного парка. Таким образом Дитрих может прийти в регион уже с хорошим «приданым».
Напротив, политолог Павел Салин не верит в такой исход событий. По его мнению, перевод главы Минтранса в Белгородскую область – очень странное решение. «Логично было бы отправить господина Дитриха в регион, где одна из отраслей экономики – дорожная инфраструктура. Тогда бы он смог снимать сливки в интересах Ротенбергов, – поясняет эксперт. – Но Белгородская область – сельскохозяйственный регион. Поэтому если подобное произойдет, для Дитриха это будет, скорее, ссылкой или опалой. В крайнем случае – передержкой».+
По мнению политолога, более вероятна переброска Дитриха не на пост регионального чиновника, а в крупную госкомпанию или госкорпорацию – там меньше ограничений и больше свободы с обращением бюджетных средств. Такое решение может стать для него даже своеобразным повышением.
https://fedpress.ru/article/2614940