Как стало известно «Коммерсанту», внутриполитический блок Кремля меняет систему работы с молодежью. Теперь молодежная политика воспринимается лишь как часть более глобальной задачи – воспитания, которое будет включать и просветительскую деятельность. Термин «воспитание» появился в законе об образовании в середине 2020 года с подачи президента РФ Владимира Путина. Внедрить воспитательные процессы в свои программы должны все образовательные учреждения. В Минпросвещения сообщили, что это будет сделано уже к 1 сентября, пишет «Коммерсантъ».
Алена Август:
— Акцент на воспитание в школе мне кажется абсолютно нормальным. Это должно было случиться еще раньше, потому что на самом деле школа должна быть вторым домом, а не тем местом, куда ты приходишь брать уроки и сдавать тесты. Это «две большие разницы». Особенно если вспомнить, что сейчас родители буквально с утра до ночи находятся на работе, а ребенка воспитывают Интернет и гаджеты. Чего мы тогда хотим от наших детей, если они общаются в общем и целом с интересным контентом, но с бездушной машинкой, а не с живым человеком? О какой передаче традиций идет речь, о какой передаче культурных кодов идет речь, если сейчас сложно найти грамотный текст, читая СМИ и Интернет? А ведь речь – это тоже культурный код.
Я очень надеюсь, что это переориентирование с только урока на взаимодействие, коммуникацию, воспитание как-то поможет. Что будет представлять из себя программа, я пока не особо понимаю. Думаю, и организаторы молодежной политики пока мало это понимают, но хотя бы стремление такое есть. Тут важно еще, конечно, не перегнуть, потому что всегда есть такая опасность, как эксцесс исполнителя. Есть ведь у нас завучи по воспитательной работе? Но это, как правило, устрашающего вида тетеньки, которые призваны прежде всего дисциплинировать. А воспитание – это всегда взаимодействие, коммуникация, любовь в конце концов. И очень хочется, чтобы именно такие люди появлялись в школах и оставались там, чтобы в школах в итоге менялась атмосфера.
Поможет ли такая стратегия избежать школьных трагедий, сказать однозначно сложно, потому что ребенок еще живет и в обществе. Общество наше сейчас во многом негативно, плюс к этому добавилась постковидная депрессия. Но если хоть где-то будет ручеек добра, если еще и в семье будет ручеек позитива, то когда-то все эти ручейки сольются в реку и ребенок будет просто счастливым. Когда ребенок счастлив, ему не хочется убивать вне зависимости от того, есть у него оружие в руках или нет. Стреляет не ружье, стреляет человек, поэтому нужно сделать так, чтобы в голове не было этого «спускового крючка», чтобы в голове и в сердце были другие приоритеты. А для этого нужно больше любви – везде.
Школа как второй дом: почему в учебных заведениях нужно менять атмосферу